Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

И. Меньшикова: "Музейное сообщество Чувашии: современные реалии и перспективы развития"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Меньшикова И.П.

 

Музейное сообщество Чувашии: современные реалии и перспективы развития

 

 

Одной из наиболее существенных задач, стоящих пред российским обществом является обеспечение его самоидентификации и духовно-культурного самоопределения в соответствии с реалиями современного мира. В этом процессе музей и потенциал его особого пространства выходит на первый план, поскольку действительно имеет возможности для того, чтобы способствовать решению данной задачи. По словам Калугиной, «в музее происходит подключение человека к культурному коду современной ему культуры и актуализация нужного данной культуре социально-культурного опыта» (Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: Петрополис, 2001. - С. 19.) Музей - особое, уникальное средство трансляции социального опыта, связи истории, прошлого с настоящим и будущим.

В начале XXI века общество воспринимает музей не только как архив человеческой памяти, приобщающий современного человека к культурному наследию прошлого. Музей превращается в общественный институт, который активно влияет на социальные и культурные процессы современности и формирует культуру будущих поколений. Это делает место музея в мире более значительным и многократно повышает его ответственность перед обществом. Особенно велика роль региональных музеев, на которых лежит задача сохранения национальной культуры народов, проживающих на территории России. Именно поэтому всплеск появления региональных музеев происходит в эпоху подъема политического и национального самосознания народа. Так это было и в Чувашии.

Начало музейному делу в крае было положено в первые десятилетия  ХХ века. Своим становлением оно обязано общественным объединениям, учебным заведениям, органам местного и городского управления. Первопроходцем выступила дирекция Алатырского реального училища, которая в мае 1911 г. возбудила ходатайство на право проведения археологических раскопок в окрестностях города для организации показательного историко-этнографического музея. Из-за отсутствия специалистов в разрешении было отказано, однако геологический музей академии наук подарил училищу палеонтологическую коллекцию. Известно, что в Ядринском реальном училище существовал нумизматический кабинет, собиравший среди чувашского населения старинные монеты, чью деятельность можно считать формой предшествующей музейной. В декабре 1911 года собрание членов Чебоксарской общественной библиотеки подняло вопрос о строительстве собственного здания, в котором предполагалось разместить этнографический музей. В 1912-1913 гг. инициатива интеллигенции была поддержана, городской думой и уездным земством, но ее реализации помешала разразившаяся мировая война.

Более успешным оказался музейный опыт учебно-образовательной направленности. Как просветительным центрам, земства отводили музеям важную роль в деле школьного образования, т.е. культурно-образовательной работе. С 1910-х годов внешкольное обучение стало рассматриваться как самостоятельный вид образовательной деятельности, не менее значимый, чем школьное. В Казанской губернии, куда входила часть территории нынешней Чувашии, первыми из уездных земств к музейному строительству обратилось Цивильское, имевшее репутацию передового в области внешкольного образования.

Развивая просветительную деятельность среди взрослых, начатую в 1909 г. организацией 12 бесплатных народных библиотек (по одной на волость), в 1912 г. цивильские земские деятели решили открыть педагогические музей и библиотеку, включив их в план мероприятий празднования 300-летия династии Романовых. Получив отказ от Казанского учебного округа, Чрезвычайное цивильское земское собрание рассмотрело программу юбилейных мероприятий и решило выделить по 1000 рублей на открытие педагогического музея с педбиблиотекой при нем, присвоив им звание юбилейных. Музе был призван способствовать повышению квалификации и уровня образования учителей, популяризировать научные знания среди населения. На перспективу ставилась задача участия музея в снабжении школ учебными пособиями.

Музей открылся в феврале 1914 г., что явилось крупным событием для уездного города с населением в 2 тысячи человек. Музей плотно сотрудничал со школой, учителя приводили детей для закрепления нового материала, создавал передвижные выставки. Создавая краеведческий отдел, занимался сбором материала, к которому привлекли и учителей. Вскоре музей превратился в самостоятельное учреждение и носил имя центрального уездного. К сожалению, в 1922 г. музей сгорел, после пожара вернуть наработанные позиции не смог. Последние данные о музее датируются 1933 годом. Нынешний Цивильский краеведческий музей ведет начало от школьного музея, образованного при Цивильской школе №1 в 1968 г.

С образованием Чувашской автономной области 1 января 1921 г. при подотделе искусств возникла областная секция искусств по делам музеев и охране памятников искусств, старины, народного быта и природы, в мае реорганизован в одноименный комитет-обмузей, в ведении которой находились музейные учреждения ЧАО: Цивильский, Ядринский (1919-1922) уездные и Центральный чувашский музей в Чебоксарах – ныне Чувашский национальный музей.

Среди прочего, обмузей занимался инвентаризацией и распределением экспонатов среди музейных учреждений. Известно, что в 1922 г. ЦЧМ получил материалы от местных учреждений.

В декабре 1921 года на Втором областном съезде деятелей народного просвещения, посвященном состоянию музейного дела в ЧАО, констатировалась слабая научно-методическая работа на местах, указывалось, что уездные музеи «влачат жалкое существование» из-за отсутствия внимания к своим нуждам. Съезд наметил программу развития музейной деятельности, предусматривающую открытие отделений общества изучения местного края (ОИМК) в уездных городах, утвердил положение об уездных музеях.

В 1928 г. Всечувашский краеведческий съезд в качестве неотложной поставил задачу в короткие сроки силами местных отделений ОИМК развернуть сеть районных музеев. Однако, известно, что в 1935 г. в городах Чувашии, кроме Чебоксар, не имеется музеев. По мнению работников ЧЦМ, в интересах развития музейного дела было желательно учредить несколько районных музеев, в первую очередь в Цивильске, Алатыре и Канаше.

Судьба редких для глубинки культурных учреждений была печальной.  Положение провинциальных музеев было неустойчивым, всецело зависело от отношения местной власти, наличия руководителя и других случайных обстоятельств. Более стабильным оказалось положение Центрального  чувашского музея.

Его возникновение относится к периоду образования Чувашской автономной области. С подъемом политического и национального самосознания чувашского народа резко возрос интерес к его историческому прошлому, материальным и духовным богатствам, к экономике, культуре, литературе и искусству родного края. Для удовлетворения таких потребностей и был открыт Центральный чувашский музей 12 февраля 1921 г. Его организатором выступила группа интеллигенции г. Чебоксар во главе с бывшим сотрудником Народного университета, выпускником историко-филологического факультета Варшавского университета Николаем Павловичем Неверовым.

17 апреля 1921 года при музее было создано Общество изучения местного (чувашского) края, объединившее в своих рядах лучших представителей чувашской научной и творческой интеллигенции. Музей и общество интенсивно занимались поиском и сбором наглядных материалов, организацией различных экспедиций. Они явились первыми научными учреждениями, положившими начало систематическому изучению истории, культуры, быта и природы Чувашии. (СЛ.2)

В первые годы работы музей часто закрывался, не хватало средств для поддержания его существования (в 1921-1922 гг. свирепствовали голод и эпидемии). Дело не заглохло только благодаря настойчивости, трудолюбию и самопожертвованию тех, кто питал настоящую любовь к истории края, и статусному положению центрального. Посетители тепло отзывались о музее. Представитель Международного комитета рабочей помощи голодающим, чешский общественный деятель Антонин Яноушек, посетив музей в сентябре 1922 г. отметил, что к великому его удивлению он встретил здесь редкостные экспонаты, которые возможно найти  лишь в музеях центральных городов. Некоторые наиболее ценные исторические памятники он полагал нужным сфотографировать и выслать за границу для внесения в каталог заграничных музеев. Известный тюрколог Н.И. Ашмарин, побывав в музее в июне 1923 г., назвал его "симпатичнейшим и полезнейшим учреждением, которое, несомненно, должно служить всестороннему освещению прошлого и настоящего автономной области". Особенно ценны отзывы музейных специалистов высокой квалификации. "С большим интересом и удовольствием я осмотрел Музей. Любовные усилия преданных делу людей, дав за короткое время прекрасные результаты, позволяют надеяться, что чувашский народ будет иметь очень хороший музей, ценный для всей России и родного края в особенности. Хранитель Этнографического отдела Русского Музея профессор Д. Золотарев. 18 июля 1924 г."

В 30-е гг. краеведение уже не соответствовало новым веяниям бюрократизации жизни. Меняется в худшую сторону и отношение к музеям. В 1930 г. Чувашский музей вынужден был перебраться в неприспособленные помещения Успенской церкви. В этих тяжелых условиях (с печным отоплением помещений), он находился 50 лет. Известно, что в 1935 г. в городах Чувашии, кроме Чебоксар, не имеется музеев. На этот период приходится формирование представлений о музее как о пропагандистском учреждении, которое  привело к объединению, ликвидации некоторых музеев как не представляющих ценности.

Спад в деятельности музея в 30-е гг. отражал общие изменения в социально-политической сфере в связи с нарушением демократических начал. Массовые необоснованные репрессии нанесли тяжелый урон музейному делу и краеведению. Среди жертв тоталитарного режима оказались бывший директор Чувашского центрального музея М.П. Петров-Тинехпи.  Заведующий отделом истории и археологии И.Т. Тихонов-Микусь, сотрудник М.Н. Лентовский - известный краевед. Были изъяты из коллекций и варварски уничтожены многие предметы, книги и рукописи авторов, подвергшихся преследованиям.

Предвоенные годы в истории музея характеризуются частой сменой руководства и вывесок. С 1937 г. учреждение стало именоваться Чувашским центральным музеем краеведения, а с 1940 г. - Краеведческим музеем Чувашской АССР. В 1939 г. хранившиеся здесь произведения искусства были выделены в особый фонд, на базе которого организовалась Чувашская художественная галерея – ныне Чувашский государственный художественный музей. Через год открывается первый филиал  - Музей чувашской литературы и искусства, впоследствии, с 1988 г. он переименован в Литературный музей имени К.В. Иванова.

Музейное дело развивается как часть общегосударственной и пропагандистской работы, инструмент идеологического воздействия, откуда и вытекают те требования, которые предъявляются музею.

В годы Великой Отечественной войны музей временно был закрыт. В здании расположился архив воинской части. Однако и в эти трудные годы небольшой коллектив музея не прекратил своей деятельности. В ноябре 1944 г. двери музея вновь были открыты для посетителей.

В послевоенные годы шло дальнейшее развитие музейного дела в республике.  В это время были созданы новые экспозиции, основанные на широких научных исследованиях. Продолжался сбор новых интересных материалов, активный поиск, работа над выставками и экспозициями

Расширяется музейная сеть республики, первоначально в виде школьных комнат боевой Славы. Структура главного музея республики пополнилась 5 филиалами. В 1974 г. был открыт еще один филиал Чувашского республиканского краеведческого музея - Музей В.И.Чапаева. В 1978 г. филиалом стал Музей космонавтики в селе Шоршелы, берущий свое начало от школьного музея, образованного через 10 лет после первого полета в космос нашего земляка, А.Г.Николаева. Многие районные центры заимели свои историко-краеведческие общественные музеи. Появились и ведомственные музеи.

В 1980 г. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня воды в Волге Чувашский республиканский краеведческий музей был переведен из бывшей Успенской церкви в здание, построенное в конце XIX в. купцом М.Е. Ефремовым. За короткий срок здесь на площади 800 кв. метров были развернуты новые экспозиции.

Нельзя, однако, не признать, что вплоть до начала 1990-х гг. сохранялось, все более усиливаясь до середины 1980-х гг., отношение к музею как пропагандистскому учреждению, что пагубно сказывалось на развитии научно-исследовательской, экспозиционной, научно-фондовой работы музеев.

Начавшиеся с середины 80-х гг. изменения  административно-командной системы управления привели к децентрализации музеев, к отделению филиалов музея и организации самостоятельных музеев в районах республики.

За Чувашским республиканским краеведческим музеем сохранилась роль научно-методического центра. Специальный отдел, созданный в музее в 1981 г., координировал деятельность общественных и народных музеев.

В 1991 г. музею было возвращено здание, в котором он начинал свою деятельность. Здесь разместился Музейно-выставочный центр. В апреле 1993 г. произошло еще одно знаменательное событие. После принятия Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики, назрела необходимость расширить функции музейной деятельности. «С учетом необходимости повышения роли музеев в формировании и распространении идеи межнационального согласия, воспитания в людях патриотизма, укрепления связей с чувашской диаспорой РФ» был изменен статус музея. Постановлением Совета Министров Чувашской Республики он стал Чувашским национальным музеем. Превратившись в центр всей музейной работы не только на  территории Чувашской Республики, но и в местах компактного проживания чувашей в других регионах Российской Федерации, им остается и сейчас.

В 2001-2005 гг. была проведена паспортизации музейной сети республики с целью приведения в соответствие количественного и качественного состава музейной сети, изучения содержания и перспектив ее дальнейшего развития. Сегодня в республике действует 3 государственных, 10 муниципальных, 11 ведомственных (36 общественных музеев (со званием «народный» – 24), 1 частный.

Последнее годы XX века и первое десятилетие века XXI стали для учреждений культуры, науки и образования временем испытаний на стойкость и выживание. Рубеж веков ознаменовался для России крупнейшими изменениями в политической, социально–экономической и культурной жизни, которые не могли не затронуть музейное дело.

Мы смело можем сказать, что эти полтора десятилетия стали как одним из самых сложных периодов в жизни музеев, так и периодом небывалого качественного взлета всех направлений музейной деятельности.

Никогда до этого музеи России не были так востребованы публикой – ежегодно их посещает до 80 миллионов экскурсантов. В Чуваши – более 374 тыс. человек в год. В Чувашском национальном музее по сравнению с 1996 г. число посетителей увеличилось в два раза. Причем посещаемость на таком уровне держится в течение последних 10 лет.

Музейщики разрабатывает и реализует программы, адресованные широкой музейной аудитории – от детей до пенсионеров. Никогда ранее не были так разнообразны формы музейной деятельности, так индивидуален подход к различным категориям посетителей, так активно и продуманно использование мультимедийных и интерактивных форм представления музейных экспозиций и коллекций. В силу своей природы музеи всегда обеспечивали стабильность общества и государства, и последние 15 лет для Новой России это было исключительно важно. Безусловным знаком новой эпохи в развитии музеев стал неуклонный рост популярности музеев, признание обществом заслуг музеев в деле сохранения историко–культурного потенциала нации и вера в их способность решать кардинальные задачи духовного развития общества.

В музеях ведутся исследования по истории,  этнографии,  археологии, публикуются научные труды. Выходит научный ежегодник «Люди. События. Факты».

Авторитетом у музейщиков и исследователей пользуются регулярно проводимые в республике на базе Чувашского национального музея научно-практические конференции «Петровские чтения», ежеквартальные семинары.

Впервые после долгого перерыва были возобновлены археологические раскопки, в результате которых в Моргаушском районе и открыт Шашкарский металлургический комплекс.

Музеи республики в течение ряда лет сумел сформировать свой имидж, стать ресурсом развития территории муниципалитетов. Им удалось уйти от единообразия историко-краеведческого характера, присущего советской эпохе.

У музеев республики есть просветительские, образовательные, воспитательные возможности для укрепления институтов гражданского общества, демократических форм организации жизни государства; для противостояния возникновения экстремизма, нетерпимости к инакомыслию, к иному образу жизни, верованиям, культуре; для патриотического, исторического, эстетического воспитания и образования детей и молодежи; противодействию фальсификации истории путем полного и объективного представления ее фактов и событий в музейных собраниях и экспозициях.

В них хранится более 250 тыс. экспонатов. Представлены памятники палеонтологии и археологии, биологии и геологии, истории науки и техники, памятники этнографии чувашей и др. народов, проживающих на территории республики и за ее пределами, народное искусство, шедевры изобразительного искусства, предметы и документы, раскрывающие историю и культуру, деятельность величайших людей республики и страны.

            Однако в большая часть музейного фонда хранится приспособленных помещениях. Среди важных проблем, решение которых имеет принципиальное значение для деятельности музеев республики, следует назвать необходимость:

1.       Сохранения музейного фонда республики, которая заключается в создании условий хранения, обеспечения безопасности, учета, консервации и реставрации, при которых будет минимизирован ущерб в следствии криминальных посягательств, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера, естественного старения материалов, из которых созданы музейные предметы.

2.       Перед музеями республики стоит задача добиться качественного прорыва в изучении собственных фондов.

3.       Создание условий для непрерывного, полнообъемного научного комплектования фондов, для целенапрвленного восполнения пробелов в музейных коллкциях, возникших во второй половине 20 века.

Необходимо построить новое фондохранилище.

На протяжении многих лет темпы реставрации низки и составляют около 1% отреставрированных предметов в год от всех, требующих реставрации. В такой ситуации не только есть угроза потери значительной части имеющихся музейных коллекций, но и дальнейшее комплектование коллекций при невозможности обеспечения их нормативного  хранения очень осложнено.

            Для дальнейшего развития требуется:

·                     Оснащение существующих реставрационных мастерских музея  современным оборудованием и материалами;

·                     Оборудование мастерских по реставрации тканей и кожи, бумаги, металлов;

·                     Выделение средств для стажировок реставраторов в центральных реставрационных мастерских;

·                     Выделения средств для проведения договорных работ.

Совершенствование систем безопасности

Проблемы  обеспечения безопасности музея решались  в рамках целевой программы «Культура России» (2006-2010). Но этого явно недостаточно.

 

Развитие системы экспозиций и выставок

                 Музеи должны постоянно совершенствовать спектр предоставляемых ими культурных услуг. Послужит этому формирование экспозиционной и выставочной политики музеев. В первую очередь это касается реэкспозиции экспозиций муниципальных музеев и доведение их до современного уровня по оснащенности интерактивными технологиями. Экспозицию необходимо оборудовать современной техникой (включая электронные носители), что позволит оживить ее звуковой и хронико-документальной кино-, видео-, и другой разнообразной медиапродукцией.

Развитие научно-методической, научно-исследовательской и издательской деятельности

Создать условия для расширения издательской деятельности: возобновить подготовку и выпуск сотрудников музея, научно-популярной литературы по истории края с использованием музейных коллекций, буклетов к каждой выставке.

Развитие внешних связей призвано изжить типичное восприятие любого музея как некоего скучного, утомительного учреждения и сформировать его своеобразие и индивидуальность в новом историческом и социокультурном контексте.

Необходимо выстроить системы коммуникаций:

- со всеми музеями региона;

- вузами и ЧГИГН для научного обеспечении музейной деятельности;

- образовательными институтами (сформировать систему программ, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию («Музейная академия», музейные клубы));

- общественными институтами сферы досуга (структурами, занимающимися организацией как массовых, зрелищных акций (празднеств, ярмарок, фестивалей и т.п.), так и камерных, элитарных форм досуга (вечера, творческие встречи, салоны, гостиные и т.п.);

- социальными институтами, выступающими по отношению к музею фактическими или потенциальными меценатами и спонсорами.

1. Создание предпосылок для уважительного отношения к музею.

2. Создание ситуации приоритетного права выхода на рынок.

3. Создание высокого уровня лояльности потребителей на рынке и властей.

Возможный вариант желаемого образа ЧНМ:

ЧНМ - это генофонд культуры края, это место встречи и взаимообогащения разновременных и современных культур, это уникальный по своей универсальности и общедоступности узел культурных коммуникаций, это российский уровень предоставления образовательных, информационных и рекреационных услуг.

Иными словами, желаемый образ ЧНМ - это обещание обществу пользы (прежде всего в сфере общения, образования и отдыха).

Информатизация музея

Под "информатизацией" понимается весь комплекс вопросов, относящихся к процессу создания, сохранения и использования современных информационных (электронных) ресурсов в сфере культуры, предоставления к ним доступа, а также программно-аппаратное, организационное, кадровое, финансовое и иное обеспечение этого процесса.

Кадровое обеспечение музея

Актуальной задачей является подготовка кадров. Предполагается повышение квалификации ведущих научных сотрудников в Москве и Петербурге.

Таким образом, музей служит консолидирующим началом общества. Именно в  соединении разных эпох в единую ленту времени, объединении  поколений отцов и детей, бабушек и внуков, в способствовании взаимодействию разнообразных культур в общем музейном пространстве

 

 

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика