Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Жизнь и творчество

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru
 

Есть деятели искусства, творческое наследие кото­рых не только остается вечно живым, но и служит не­исчерпаемым материалом для разлития других талан­тов. Таким был в музыкальной культуре Чувашии Сте­пан Максимович Максимов — композитор, фольклорист и педагог. Его имя всегда называют в числе первых дея­телей чувашской профессиональной музыки. Талантли­вый музыкант, рожденный в простой крестьянской семье, он неразрывно связал свой творческий труд и всю свою жизнь с развитием культуры родного народа. Благород­ное дело, начатое им на заре Советской власти, сейчас достойно продолжают его ученики.

Степан Максимович Максимов родился 12 ноября 1892 г. в селе Яншихово-Норваши (ныне Янтиковского района Чувашской АССР). Успешно окончив Яншиховское двухклассное училище, он в 1907 г. поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Вскоре его родители — крестьяне-бедняки — переселились в Си­бирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершать образование. В каникулярное время он ежегодно батрачил за хлеб у .кулаков своей деревни.

В Симбирской чувашской школе С. Максимов учился в одно.м классе с Ф. Павловым и И. Максимовым-Кошкинским. По сложившейся традиции воспитанники этой школы издавна обучались не только хоровому пению, но н скрипичной игре. «Игра на скрипке способствует ус­пешному пению»,— говорили преподаватели. В 1910— 1911 учебном году скрипичной игре С. Максимов учился у опытного педагога Н. П. Лыбина, виолончелиста, окон­чившего Петербургскую консерваторию. Он выделил среди учащихся наиболее одаренных в музыкальном от­ношении Ф. Павлова и С. Максимова и особо занимал­ся с ними. «Близкое участие в деле нашего музыкаль­ного развития принимал и наш любимый учитель пения И.М. Дмитриев, человек с выдающимися способностя­ми, успешно окончивший регентские классы при При­дворной певческой капелле. Он отлично играл на скрип­ке, образцово поставил хоровое пение»,— писал впослед­ствии С. Максимов.

Симбирскую чувашскую школу С. Максимов окончил в 1911 г. К этому времени скончался учитель пения И. М. Дмитриев. Озабоченный подготовкой националь­ных музыкальных кадров, инспектор школы И. Я- Яков­лев предложил Ф. Павлову и С. Максимову провести летние месяцы в Симбирске, чтобы заняться совершен­ствованием знаний в скрипичной игре, теории музыки и гармонии. «С любовью относясь к музыкальному делу, которое занимало нас, мы на это охотно согласились»,— отмечает С. Максимов в том же документе.

К началу нового учебного года Ф. Павлов был наз­начен учителем пения, а С. Максимов — учителем скри­пичной игры. К этому времени в Чувашской школе фор­мируются оркестры духовых и струнно-смычковых ин­струментов. Организаторами их были О. Ф. Крамер — капельмейстер 164-го пехотного полка, расквартирован­ного в Симбирске, и виолончелист Н. П. Лыбин. В со­здании струнного оркестра активное участие принимает С. Максимов: во внеклассное время он разучивает с уче­никами партии отдельных инструментов, сам играет в оркестре. С января 1912 г. ему полностью было дове­рено руководство оркестром. В такой творческой атмо­сфере будущий композитор хорошо познакомился с про­изведениями М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, Ф. Шуберта, К. Вебера, Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Дж. Верди. Ему были известны квартеты И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, .которые он играл, участвуя в струнном квартете.

В связи со столетием Отечественной войны 1812 г. в Симбирской чувашской школе были поставлены отдель­ные сцены из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: интро­дукция «В бурю, во грозу», трио (Сусанин, Антонида, Собинин), женский хор «Разгулялися, разливалися» и романс Антониды, ария Сусанина «Ты взойди, моя за­ря», финал «Славься, славься!». Эти и другие номера были подготовлены учащимися и преподавателями под руководством Ф. Павлова и С. Максимова.

Летом 1914 г. С. Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русско­го музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий компо­зитор начинает интересоваться народными песнями. «По­водом к этому явилась поездка в район «Девяти селе­ний» Буинского уезда, известный среди чуваш как «песенное гнездо». Глубоко убедившись в исключитель­но высоком значении музыкального фольклора, я с 1917 г. начал собирать песни родного народа. При этом стремился к наибольшей точности записей, ибо ду­мал, что это будет способствовать развитию чувашской музыки» (из предисловия к сборнику «Чувашские пес-пи», изданному в Москве в 1924 г.).

Очарованный красотой собранных среди крестьян мелодий, С. Максимов пишет первые гармонизации, практически проверяет их звучание в хоровом исполне­нии. С этими гармонизациями он успешно выступает на различных чувашских съездах, состоявшихся в 1917 г. в Симбирске и Казани.

Первый сборник его песен, отпечатанный шапирогрфом в количестве 150 экземпляров, вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»). Таким об­разом, общественная и композиторская деятельность С. Максимова широко развернулась с первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции. При­ветствуя рождение нового мира, душой и сердцем воспри­няв идеи революции, С. Максимов в 1919 г. вступает в ряды Коммунистической партии.

Преподавателем Симбирской чувашской школы С. Максимов был вплоть до 1925 г. (включая небольшой период учительской работы в селе Средние Тимерсяны). В эти же годы, входя в аппарат Симбирского губерн­ского отдела народного образования, он был председа­телем Губсовнацмена и заведующим Чувашским бюро (1922—1924 гг.).

Осенью 1925 г. С. Максимов переезжает в Чебокса­ры. В первое время он возглавляет отдел профессиональ­ного образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г.— музыкальную школу, а с 1929 г.— Чувашский государ­ственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф- П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.

В 20-е годы, являясь одним из активных членов Чу­вашского общества изучения местного края, он руководит музыкально-этнографической секцией. В различных районах республики он выявил много талантливых пев­цов и музыкантов-самоучек, от которых записал десятки народных мелодий. Его стараниями были организованы этнографические концерты — в 1926 г. в Чебоксарах, в 1927 г.— в Москве.

Много сделал С. Максимов в области музыкального образования в республике, пропаганды чувашской му­зыки, песен других народов СССР. Он был ревностным поборником подготовки национальных музыкальных ' кадров. Многие известные композиторы, дирижеры, музыканты и певцы нашей республики, ныне составляющие гордость музыкальной Чувашии,—ученики Степана Мак­симовича Максимова. Для учащихся чувашских школ он подготовил и издал в Москве несколько песенных сбор­ников, в том числе: «Чувашские песни» в двух выпусках (изд. 1924 и 1926 гг.), «Сборник революционных песен» (1926), «Школьные песни» (1928). Позднее, в 1935 г.; в Чебоксарах вышел на чувашском языке «Учебник .нот­ной грамоты».

С. Максимов — композитор-фольклорист, выдающий­ся собиратель чув-ашской народной музыки. Он объехал почти все районы Чувашии, десятки селений с чуваш­ским населением в Ульяновской и Куйбышевской об­ластях, Татарии и Башкирии, на Урале, в Сибири с целью отбора и записи лучших образцов народных на­певов. Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.

Его записи опубликованы в широко известных сбор­никах, изданных в Москве и Чебоксарах: «Чувашские песни» (1924 и 1926 гг.). «Песни верховых чуваш» (1932), «146 чувашских народных песен», «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные пес­ни» (1964).

С. Максимову принадлежит заслуга «открытия» та­кого выдающегося знатока народных песен, каким был Гаврил Федоров (1878—1962). Только от одного Г. Фе­дорова им записано свыше 600 песен, большинство ко­торых вошло в сборник «Чувашские народные песни», изданный в 1969 г. в Чебоксарах.

Записи С. Максимова во всех случаях получали вы­сокую оценку. Друг композитора Ф. П. Павлов писал о них: «Что мелодия — то красота, что мотив — шедевр. Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока на­родной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гро­теск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...».

Не потому ли фольклорные сборники С. Максимова стали для композиторов республики своего рода энци­клопедией чувашской народной музыки. Кто не обра­щался к мелодиям, опубликованным в них? Их исполь­зовали В. Кривоносов и И. Люблин, Г. Воробьев и В. Ходяшев, Г. Хирбю и Г. Лебедев, Ф. Лукин и Т. Фандеев,

A.  Орлов-Шузьм и Ф. Васильев, А. Токарев и А. Асламас, А. Петров и М. Алексеев. Они звучат и в творчестве русских советских композиторов — А. Касьянова, В. Бе­лого,   С.  Фейнберга,   М.   Коваля,    И.   Пустыльника и других.

"Собирая народные песни и обрабатывая их, С. Мак­симов вел также публицистическую и исследовательскую работу. Начиная с 1918 года, он регулярно выступал в периодической печати со статьями на музыкальные темы. Большой интерес представляют его работа о Г. Ф. Федорове (предисловие к сборнику 1934 года), ис­следование «Чувашская народная песня» (в сборнике 1964 года), монография «Песенное творчество чуваш­ского народа» (1936), написанная в соавторстве с B.         Кривоносовым и И. Люблиным. Свои взгляды на яв­ления музыкальной и общественной жизни  композитор
выразил в таких статьях, как «Чувашская песня» (1927),«Чувашская   музыка»,   «Симбирская  чувашская   школа в первые годы революции», «Обучение пению»   (1928), «Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде» (1929), «Музыкальная  работа  за   10 лет»   (1930),  «Подготовка музыкальных кадров» (1937) и др.

Богатейшие  сокровища     чувашского     музыкального фольклора С. Максимов любовно и умело использовал в своем творчестве. В его обработке получили качествен­но новое, еще более выразительное звучание десятки на­родных  песен,  пользующихся  исключительной  популяр­ностью.   Среди   них  выделяются  хоры:   «Кёреке  юрри» (Застольная), «Атьар, хёрсем, выляма»   (Пойдемте, де­вушки,  хоровод водить),  «Ан аван, шёшке»   (Не гнись, орешник), «Шанкар капа»  (Журчит ручеек), «Beс, вес, куккук» (Лети, лети, кукушка), «Мулкач юрри» (Песня о зайце); песни для голоса с фортепиано: «Пирён атте— сазан пул»   (Наш отец,  как сазан-рыба), «Анатран хапарать   пгура   парахут»   (Снизу   идет   белый   пароход), «Юри кайрам вармана»  (Я нарочно в лес пошел), «Уй варринче»  (В чистом поле), «Ямпах урам»  (Улицы Ям-баха), «Салтар витер» (Рекрутская) и другие.

Композитор написал также  много  оригинальных пе­сен, лучшие из них — «Сапата»   (Лапти), «Колхозннксен ес. юрри» (Колхозная трудовая), «Суллахи пек» (Летний ветерок), симфоническую «Увертюру», «Марш» для ду­хового оркестра,  сонатину для  фортепиано,  произведе­ния камерно-инструментального жанра, фуга на чуваш­ские темы. Его песни на современную тематику печата­лись в сборниках «Сёнё юрасем»   (Новые песни,  1927), «Сен сарнай»  («Чувашские  песни для хора»,  1931), «25 массалла юра»  (25 массовых песен, 1933), «Хорпа тата печчен юрламалли юрасем» (Песни для хорового и соль­ного исполнения, 1960).

С. Максимов был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование (в члены Союза композиторов СССР принят в 1933 г.). Его педа­гогами в Московской консерватории были Р. М. Глиэр и А. Н. Александров. После окончания консерватории С. Максимов был директором и преподавателем Чувашского музыкального техникума (1935—1937), а в послед­ние годы жизни (1947—1951) работал артистом симфо­нического оркестра в Чебоксарах.

Умер С. М. Максимов 25 августа 1951 г. в г. Чебоксары. Похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого.

Творческое наследие С. Максимова далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества народов СССР, а сбор­ники музыкального фольклора получили всемирную из­вестность. С. М. Максимову было присвоено почетное зва­ние заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР;. Ныне его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.

Пройдут годы, но не сотрется в памяти образ неуто­мимого труженика, так много сделавшего для расцвета чувашской советской музыки.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика