Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Программа «Истоки»: опыт работы по ее реализации в городе Алатыре

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»: ОПЫТ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В ГОРОДЕ АЛАТЫРЕ

 

 

Н.И. Теплова,

руководитель методического кабинета духовно-нравственного обучения
 и воспитания Управления образования и молодежной политики
 администрации города Алатыря

 

 

            2006 год в Чувашской Республике был объявлен Годом духовного просвещения. Минобразования Чувашии и Чебоксарско-Чувашская епархия подписали Соглашение о сотрудничестве. В целях решения поставленных задач в деле укрепления духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения при управлении образования и молодежной политики администрации г. Алатырь был создан городской методический кабинет духовно-нравственного обучения и воспитания.

            На курсах повышения квалификации по Основам православной культуры (ОПК) были подготовлены учителя, которые с согласия родителей и по желанию учащихся на факультативной основе начали преподавать курс ОПК во всех школах города.

            Алатырское благочиние оказало благотворительную помощь в создании учебно-методического библиотечного фонда, включающего в себя программы, учебники, разработки, аудио- и видеоматериалы по Основам православной культуры. Закреплено кураторство священников за образовательными учреждениями города.

            Год духовного просвещения закончился, но задачи по развитию духовно-нравственных основ образования остались актуальными, и работа городского методического кабинета востребована как в городе, так и в республике.

            Основные задачи кабинета:

            - повышение духовно-нравственного уровня руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений;

            - организация методической работы, обобщение и распространение педагогического опыта в сфере духовно-нравственного обучения и воспитания детей и молодежи;

            - создание учебно-методической базы и оказание методической помощи по предмету «Основы православной культуры» (ОПК).

            Опыт работы показал, что один факультатив ОПК не может решить проблемы кризиса духовно-нравственного воспитания, потому что он не введен в базовый федеральный компонент, не имеет системного подхода, не имеет стабильного места в учебном плане, а значит, и не может создать духовно-нравственной среды для учащихся с 1 по 11 классы. Кроме этого присутствуют непонимание и боязнь руководителей школ и родителей по отношению к ОПК, как к предмету, носящему религиозный характер. В настоящих условиях перспектива развития духовно-нравственных основ образования только средствами факультатива ОПК не прослеживается.

            Поиск выхода из этого положения привел нас к программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки». Первое знакомство с программой произошло в 2007 году на Августовском педсовете в г. Волгоград и на Образовательных Форумах Приволжского Федерального Округа в г. Пермь (август) и в г. Нижний Новгород (октябрь).

            Мы узнали, что программа уже 12 лет развивается в Вологодской области и эффективно действует в 52 регионах России. Подготовлено более 10 тысяч педагогов. Важным для нас было то, что в 2002 году весь учебно-методический комплект «Истоки» получил гриф Министерства образования РФ, рекомендован для использования в учебно-воспитательном процессе и включен в федеральный перечень учебных изданий.

            Мы связались с Вологодским Межрегиональным Учебным центром «Истоки», и в ноябре 2007 года директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Тихомирова Н.М. провела для педагогической общественности города первый семинар-презентацию «Социокультурные истоки».

            Программа заинтересовала педагогов, и в МОУ «Гимназия № 6» Каримуллина В.Н. стала апробировать её на факультативе по основам православной культуры.

            Во время проведения Эстафеты Недели духовно-нравственного просвещения (январь-март 2008 года) педагогические коллективы школ были ознакомлены с программой и учебно-методическим комплектом «Истоки».

            В марте 2008 года делегация алатырцев, (в которую вошли заместитель главы администрации, начальник управления культуры, благочинный, руководитель ГМК и директор школы № 7), побывала в г. Вологда. Целью поездки было знакомство с опытом работы по программе ИСТОКИ. В Вологде эта программа включена в региональный компонент базисного учебного плана. В Вологодском педагогическом институте создана кафедра ИСТОКОВЕДЕНИЕ. По данной программе работают дошкольные, школьные, и профессионально-технические учебные заведения.

            По возвращении в Алатырь итоги поездки были подведены при заинтересованном участии главы нашего города М.В. Марискина и начальника УО и МП В.Н. Самойлова. Единодушно отметили, что почва для внедрения программы ИСТОКИ в нашем городе подготовлена. Решено было начать апробирование программы с 2008-09 учебного года в детских садах и начальной школе. Базовыми площадками по внедрению программы определили МОУ «Гимназия № 6» и МОУ «СОШ № 7». Приняли решение к октябрю укомплектовать библиотеки школ и детских садов учебно-методическими пособиями по ИСТОКОВЕДЕНИЮ.

            20 мая 2008 года в рамках Дней славянской письменности и культуры для педагогической общественности города был проведен семинар «Отечественное образование» с участием автора программы «ИСТОКИ», директором Издательского Дома «ИСТОКИ» профессором Кузьминым И.А.. Около 150 человек из техникумов, школ и детских садов познакомились с программой «Социокультурные истоки».

            20-21 ноября на базе МОУ «Гимназия № 6» ГМК организовал семинар для дошкольного и школьного образования по той же теме. Семинар проводила директор Межрегионального учебного центра «ИСТОКИ» г. Вологда Смирнова Е.Я.. Справки об участии в городском семинаре по программе «ИСТОКИ» получили 62 человека из дошкольных учреждений и 83 человека из общеобразовательных школ.

            Что привлекает в этой программе:

            - опираясь на социокультурный системный подход, ИСТОКИ создают единое образовательное духовно-нравственное пространство, т.к. охватывают дошкольное образование, начальную школу, основную школу и начальное профессиональное образование, объединяя обучение и воспитание единой целью, едиными ценностями и жизненными ориентациями, едиными технологиями;

            - программа направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. С 1 по 11 классы она дает понимание важнейших категорий отечественной культуры, таких как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, РОДНОЙ ОЧАГ, ТРУД ЗЕМНОЙ И ТРУД ДУШИ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ, ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА, ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА, ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ, СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ, ПУТИ К ИСТИНЕ.

            Программа ИСТОКИ делится на образовательную и воспитательную. Образовательная программа реализуется на уроках, которые проходят 1 раз в неделю. Воспитательная программа называется «Воспитание на социокультурном опыте». Она разработана в виде классных часов 1 раз в месяц совместно с родителями и является продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой на уроках по Истокам. Результатом таких совместных встреч для учащихся является созданием своей Первой книги, которая рождается в ходе домашних заданий по одной странице на заданную тему.

            Налаживается более тесная связь с семьей, родители становятся заинтересованными участниками воспитания собственных детей.

            Эффективна программа активными формами обучения (АФО) - это ресурсный круг, работа в паре, и четверке, благодаря которым каждый учащийся имеет возможность на уроке высказаться несколько раз.

            Развивается социокультурный и управленческий аспект - работая в группе, дети учатся слушать другого, вести диалог, иметь свое мнение, приходить к согласию, к умению управлять собой, к умению брать на себя ответственность и представлять коллективное мнение группы.

            Задания построены с опорой на положительный жизненный опыт ребенка и его семьи, на жанр размышления, на рефлексию. Работая в группе, ребята чувствуют свою психологическую защищенность, что способствует формированию положительных эмоций и уравновешенности учащихся.

            В условиях нашего города по этой программе могут работать детские сады и школы. В тех школах, где не будет возможности выделить 1 час в неделю под образовательную программу «ИСТОКИ», можно внедрять воспитательную «Воспитание на социокультурном опыте» на классных часах, активно привлекая родителей.

            Еще один положительный момент данной программы - ее широкий интегративный потенциал. Программа может интегрировать с любым предметом школьного цикла. В этом тоже видится перспективность программы «ИСТОКИ».

            Изученный опыт работы г. Вологда и г. Москва показывает, что «ИСТОКИ» активно используются в дополнительном образовании - во внеклассной и общешкольной работе.

            С декабря 2008 года методическому кабинету духовно-нравственного обучения и воспитания присвоен статус экспериментальной площадки муниципального уровня «Создание системы духовно-нравственных категорий и ценностей через реализацию программы «Социокультурные истоки». Мы находимся на этапе апробации и внедрении.

            Сделаны первые шаги по созданию единого воспитательного духовно-нравственного пространства в образовательных учреждениях города. Укомплектованы библиотеки школ и детских садов учебно-методической литературой по программе «ИСТОКИ». Методические кабинеты дошкольных учреждений оснащены дополнительными методическими разработками, созданными воспитателями - практиками г. Вологда.

            В МОУ «Гимназия № 6» и в СОШ № 7 учебный курс «ИСТОКИ» введен со 2 по 8 классы, в МОУ СОШ № 9 - в 5 классе.

            В дополнительном образовании с опорой на «ИСТОКИ» формируется годовой круг праздников в МОУ «Гимназия № 6».

            Медленнее вводится программа «Воспитание на социокультурном опыте», которая имеет своей целью выход на семью.

            Учебно-методическая база создана. Следующий шаг, очень важный - подготовка кадров. Кроме семинаров, проведенных специалистами из Вологды и Москвы, два года подряд большими педагогическими делегациями мы выезжаем на Международные Рождественские Образовательные чтения в г. Москва, на Всероссийскую конференцию и учебно-методический семинар, посвященные развитию духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки».

            Основной ресурс, которым располагает сегодня система образования - не деньги, их мало, а люди. Надо организовать условия для непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства педагогов.

            Работа в контексте программы «Социокультурные истоки» требует от педагога овладения социокультурным системным подходом к истокам в образовании, который является методологической основой проекта «Истоки».

            Программа ставит задачи по развитию педагогических технологий, раскрывающий ресурс личности всех участников педагогического процесса (ребенка, педагога, родителей) и формирующих положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление общества. Программа выводит нас на новое понимание качества образования, которое включает в себя не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений. Чтобы развивать это в детях, надо самому учителю обновляться в этом. Поэтому в Москве и в Вологде создана система подготовки, переподготовки и консультирования педагогических кадров. Так, 30 марта 2009 года Издательский дом «Истоки» совместно с Вологодским институтом развития образования проводили Межрегиональную Методическую школу Истоковедения (руководитель И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент РАЕН), на которой Каримуллиной В.Н., учителю Истоков в МОУ «Гимназия № 6» присвоена квалификация методиста Истоковедения.

            При методическом кабинете духовно-нравственного обучения и воспитания создано городское методическое объединение (ГМО) по программе «Истоки».

            Оно подразделяется на 2 секции, одна объединяет учителей школ города, другая - воспитателей и методистов детских садов.

            Цели объединения:

            1. Разработка системы совместных действий педагогов, направленных на освоение и развитие стержневой основы Истоковедения;

            2. Организация непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства педагогов в области Истоковедения;

            3. Создание условий для реализации социокультурного системного подхода к Истокам в образовании.

            Формы работы:

            - педагогическая мастерская «Постигаем «Истоки» вместе»;

            - методическая школа.

            Педагогическая мастерская основана на взаимопосещении и обсуждении уроков «Истоки».

            Она решает следующие задачи:

1. Освоение и развитие стержневой основы Истоковедения;

2. Совершенствование педагогического мастерства учителей и воспитателей Истоков на основе социокультурных технологий;

            3. Развитие творческого потенциала педагогов и воспитателей через передачу и изучение педагогического опыта.

Методическая школа ставит задачи:

- по изучению методической системы Истоков;

- по освоению методологических особенностей программы, АФО, инструментария Истоковедения.

            Итоги работы по реализации программы «Социокультурные истоки» в муниципальной системе образования в 2008-2009 учебном году будут подведены на «круглом столе» в рамках Дней славянской письменности и культуры с целью обобщения опыта учителей и воспитателей города и выявления проблем в преподавании курса «Истоки».

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика