Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

4. "В гостях у Антона Павловича Чехова" - Федорова Е.В., зав. центром чтения Национальной библиотеки Чувашской Республики

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Литературно-музыкальная зарисовка

«В ГОСТЯХ У АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА»

 

Сценарий составила: Никитина Л.С.,

библиотекарь I категории

 отдела «Центр чтения и массовой работы»

 

Оборудование: для проведения литературно-музыкальной зарисовки  необходимы компьютер, проектор, экран.

Оформление: сцена оформлена в духе чеховского времени: письменный стол с томиками рассказов Чехова, патефон, диван, чайный столик с сервизом.

Литературно-музыкальная зарисовка сопровождается электронной презентацией, аудиозаписями музыкальных произведений П. Чайковского и Ф. Глинки.

Цель мероприятия: популяризация творчества Антона Павловича Чехова.

Целевая аудитория: Мероприятие предназначено широкой читательской аудитории: студентам, школьникам, педагогам, библиотечным работникам и всем любителям русской литературы.

 

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! Я рада, что вы нашли возможность посетить нашу литературную гостиную накануне дня рождения Антона Павловича Чехова…

 

Входит актер, исполняющий роль А.П.Чехова. Ведущая подходит к нему.

 

ВЕДУЩИЙ: Антон Павлович! Как мы признательны Вам за столь неожиданный визит!

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Вообще-то я не Антон Павлович… Я – актер, влюбленный в Чехова и мечтающий воплотить его образ на сцене.

 

Слайд «А.П. Чехов за писательским столом, 1891 г[1]

Слайд « А.П. Чехов в кабинете, 1892 г[2]

 

ВЕДУЩИЙ: Вы очень похожи на Чехова, и не только внешне.

Вот как вспоминал об Антоне Павловиче  художник Константин Коровин: «...Чехов был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие — от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты... Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души...».

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Приятно слышать. Я с удовольствием сыграю эту роль, если вы не против. Располагайте мною, господа.

 

ВЕДУЩИЙ: Присаживайтесь, здесь Вам будет удобно.

 

«А.П. ЧЕХОВ»: Благодарю.

 

Звучит 1-ая симфония П.И.Чайковского «Зимние грезы»

 

ВЕДУЩИЙ: Прозвучала музыка П.И.Чайковского. Как прекрасно, что накануне Вашего дня рождения звучит музыка Вашего самого любимого композитора.

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Благодарю вас.

 

Слайд « Домик Чехова»[3]

 

ВЕДУЩИЙ (садится за столик): Антон Павлович, Вы родились в Таганроге, прожили там 19 лет. В  зрелые годы своей жизни Вы  не раз говаривали с грустью в кругу родных и знакомых:

«В детстве у меня не было детства...».

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Да, это так. Буквально на всем лежал отцовский запрет;  бегать нельзя было  потому,  что  «сапоги побьешь»; шалить запрещалось оттого, что «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами - пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат»... До третьего класса гимназии приходилось тянуть  тяжелую лямку певчего в  церковном хоре. Отец Павел Егорович во всем,  что касалось церковных служб,  был аккуратен,  строг и  требователен.

Если приходилось в  большой праздник петь утреню, он будил нас, детей, в два и в три часа ночи и,  невзирая ни на какую погоду, вел в церковь.

 

Слайд «Лавка Чехова»[4]

Слайд «Конторка в лавке Павла Егоровича. Фото С.Н. Смирнова. 2003 г[5]

 

ВЕДУЩИЙ: Вот одна из картин Вашего детства:

Антоша -  ученик 1-го класса таганрогской гимназии - недавно пообедал и только  что  уселся за  приготовление уроков к  завтрашнему дню.  Перед  ним латинская грамматика Кюнера. Урок по-латыни трудный: нужно сделать перевод и выучить слова. Потом - длинная история по закону божию. Придется посидеть за работой часа три.  Зимний короткий день уже подходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар.

Антоша  обмакнул  перо в чернильницу и  приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Антоши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его - серо-синие от холода.

- Тово...  -  говорит Павел Егорович,  -  я сейчас уйду по делу,  а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы,  и он начинает усиленно мигать веками.

 

«А. П. ЧЕХОВ»: В  лавке холодно,  а  я и так озяб,  пока шел из гимназии.

 

ВЕДУЩИЙ:- Ничего... Оденься хорошенько - и не будет холодно.

 

«А. П. ЧЕХОВ»: - На завтра уроков много.

 

ВЕДУЩИЙ: - Уроки выучишь в лавке... Ступай, да смотри там хорошенько... Скорее!.. Не копайся!

Антоша с ожесточением бросает перо, захлопывает грамматику,  напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идет вслед за отцом в лавку.  Лавка помещается тут же,  в этом же доме.  В ней -  невесело, а главное - ужасно холодно. У мальчиков-лавочников Андрюшки и Гаврюшки -  синие руки и красные носы. Они поминутно постукивают ногою об ногу, ежатся и сутуловато жмутся от мороза.

 

ВЕДУЩИЙ: - Садись за  конторку!  -  приказывает Антоше отец  и,  перекрестившись несколько раз на икону, уходит.

Мальчик,  не  переставая плакать,  заходит  за  прилавок,  взбирается с ногами на ящик из-под казанского мыла, обращенный в сиденье перед конторкой, и  с  досадою тычет без всякой надобности пером в  чернильницу.  Кончик пера натыкается на лед: чернила замерзли. В лавке так же холодно, как и на улице, и  на  этом  холоде Антоше придется просидеть по  крайней мере часа три:  он знает,  что  Павел Егорович ушел надолго...  Он  запихивает руки в  рукава и съеживается так же, как и Андрюшка и Гаврюшка. О латинском переводе нечего и думать.  Завтра -  единица,  а  потом -  строгий нагоняй от  отца за  дурную отметку...

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Из-за постоянного «торчания» в лавке мне пришлось дважды остаться в гимназии на второй год.

 

 

Слайд «А. П. Чехов-гимназист, 1873 г[6]

Слайд «Мемориальный класс, где учился А.П. Чехов». Фото С.Н. Смирнова, 2003 г[7]

 

ВЕДУЩИЙ: Тем не менее, Вы окончили гимназию довольно успешно и поступили на медицинский факультет Московского университета.

 

Слайд «Обложки журналов, где печатался Антоша Чехонте»[8]

 

В начале восьмидесятых годов в юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью - Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент-медик Антон Чехов. Студент выучился на врача, но продолжал писать - рассказы, повести, пьесы.

Многие Ваши произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих страницах умещается целая жизнь. Чтобы так писать, требуется большой талант. Сразу вспоминается Ваше известное изречение «краткость - сестра та­ланта». А Ваш современник Лев Толстой назвал Вас «несравненным художником жизни».

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Я смущен, но для меня мнение Толстого очень ценно.

 

ВЕДУЩИЙ:  Ранней весной 1892 г. семейство Чеховых переехало в имение Мелихово близ станции Лопасня Московско-Курской железной дороги.

 Вы, Антон Павлович, были счастливы, приобретя собственный дом.

 

Слайд «Мелиховский дом Чеховых. Фото С.Н. Смирнова, 2003 г[9]

Слайд «Парк в мелиховской усадьбе. Фото С.Н. Смирнова, 2004 г[10]

«А. П. ЧЕХОВ»: Я очень  любил  свой  тихий  мелиховский  уголок,   свой «вишневый сад». Особенно хорошо там бывало ранней весной.

«Сижу, бывало, в своём кабинете с тремя большими окнами и благодушествую. Раз пять в день выхожу в сад и кидаю снег в пруд. С крыш каплет, пахнет весной, по ночам же бывают морозы в 12-13 градусов».

    

ВЕДУЩИЙ: Из воспоминаний друга А.П. Чехова, литератора Владимира Гиляровского:

«Налево от передней помещался кабинет Антона Павловича, с полками книг и письменным столом, на котором всегда лежала папка с начатым рассказом или повестью.  Он  обыкновенно при  гостях работал урывками,  но  все-таки писал каждый день;  напишет немного,  потом оторвется от работы, выйдет к  гостям поговорить,  затем опять садится писать.  Иногда во  время обеда он внезапно вставал  из-за  стола,  уходил  в  кабинет,  набрасывал несколько  строк  и, вернувшись в столовую, продолжал застольную беседу. Удивительно легко у него гостилось. Всякий делал,  что хотел,  никто никому не мешал.  И в то время, когда он писал, к нему можно было входить в кабинет, не боясь помешать. Так, по крайней мере, на моей памяти это всегда бывало в Мелихове. 

С восторгом я вспоминаю о Мелихове. Это, кажется, лучшее время из жизни Чехова. Здоровье его тогда находилось в сравнительно хорошем состоянии, был он   жизнерадостен, любил  природу. Да и задумываться было некогда: литературная  работа, хозяйство, сад, в котором Антон Павлович всегда копался, занимаясь  посадками,   а  потом  вечная  толпа  баб  и  мужиков, приходивших к  своему «дохтуру» с  разными болезнями.  И  всегда -  гости  и гости».

«А. П. ЧЕХОВ»: Как только приезжали гости, жизнь в усадьбе круто менялась. На ужин почти всегда подавался  наш  знаменитый  картофельный салат с зеленым луком и маслинами. Выглядело все очень скромно, ни карт,  ни  танцев никогда не  бывало,  но все было проникнуто какой-то особой теплотой,  сердечностью и  радушием. Устраивали розыгрыши, костюмированные вечера, ездили на Святки ряжеными к соседям, играли на рояле. Я обыкновенно заказывал те вещи, которые мне особенно нравились: Шопена, Грига, Бетховена,  Чайковского, романсы Глинки.

Звучит романс Ф. Глинки «Не искушай меня без нужды» в исполнении Ивана Козловского

Слайд «Семья Чеховых на веранде мелиховского дома, 1892 г[11]

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Но все-таки мы больше трудились и уставали ужасно.

Режим в нашей семье был заведён давно, ещё предками-крестьянами. Вставали рано. Я  начинал приём больных в 5 часов утра. Завтракали в доме в 7 часов. Обедали в 12. В доме от множества разных домашних закусочек, приготовленных заботливой рукой матери, не было свободного места на столе. После обеда я запирался в спальне и часов до трёх дня обдумывал свои сюжеты.

С 15 часов до 19 часов трудились снова. Затем ужин. И это было самое весёлое время. Устав за день, вся семья отдыхала. И в десять вечера расходились спать.

Мать Евгения Яковлевна отвечала за домашнее хозяйство. Она никогда не сидела сложа руки: вечно что-то шила, кроила, варила, пекла. Она была великая мастерица на всякие соленья и варенья, и угощать и кормить было её любимым занятием.

Сестра Мария Павловна занималась  огородом и садом. Михаил отвечал за полевое хозяйство. Отец с утра до вечера расчищал в саду дорожки и проводил новые, посыпал их жёлтым песочком; кроме того, на нём лежала обязанность вести дневник.

 Я сам  отвечал за посадку деревьев и уход за ними. «Мне кажется, что я, если бы не литература, мог бы стать садовником... Ведь «если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что может, как прекрасна была бы земля наша».

 

Слайд «А.П. Чехов сажает сад», [12]

Слайд «П.Е. Чехов в мелиховском саду», 1890-е годы»[13]

Слайд «М.П. Чехова в мелиховском саду, 1890 е годы».[14]

Слайд «Письменный стол в кабинете А.П. Чехова. Фото С.Н. Авилкина, 2003 г[15]

 

ВЕДУЩИЙ: У Вас была особая привязанность к своим вещам. Вы всегда работали за своим знаменитым письменным столом, который был куплен  Вами еще в 1889 году и всюду сопровождал Вас, где бы Вы ни жили – сначала в Мелихове, потом в Ялте. Стол служил Вам почти 12 из 25 лет Вашей литературной деятельности. Помните, Антон Павлович, что Вы писали из Ниццы сестре Марии Павловне.

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Да, припоминаю… «Работать на чужой стороне, за чужим столом неудобно, чувствуешь себя так, точно повешен за одну ногу вниз головой... Много сюжетов, которые киснут в мозгу, хочется писать, но писать не дома — сущая каторга, точно на чужой швейной машинке шьёшь».

 

ВЕДУЩИЙ: Жизнь в Мелихове позволила Вам проявиться как врачу.

 

«А. П. ЧЕХОВ»: «Если я врач, мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…».

«Утром приём больных, а потом разъезды. Езжу, читаю лекции, лечу... не принадлежу себе... вздрагиваю по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), езжу на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читаю только про холеру и жду только холеры...».

 

Слайд «Медицинский пункт доктора Чехова в фабричном селе Крюково. Фото С.Н. Смирнова, 2003 г.[16]»

 

ВЕДУЩИЙ: Врачебная деятельность Чехова не ограничивалась эпидемией холеры. Он служил земским врачом, постоянно оказывал медицинскую помощь жителям близлежащих деревень.

К нему со всей округи шли и ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение да ещё снабжал их бесплатным лекарством.

 Однажды друг семьи Чеховых, молодая писательница Т.Л. Щепкина-Куперник направилась навестить свою бывшую кормилицу в деревне близ станция Лопасня. Она оказалась больна чахоткой. Женщина встревожилась и стала допрашивать старушку, есть ли у них доктор, есть ли лекарства. И та ответила:

«Не бойся, родимая, дохтур у нас такой, что и в Москве не сыщешь лучше. Вёрст за шесть живёт Антон Павлович. Уж такой желанный, такой желанный, - он  и лекарства мне все сам даёт».

Только потом Т.Л. Щепкина-Куперник узнала, что доктор и писатель Чехов - одно и то же лицо.

На заднем плане слышен звон колокольчика и голос:

«Доктор, доктор, Вас тут спрашивают!»

 

«А. П. ЧЕХОВ»: Господа, я вынужден вас покинуть. Кажется, очередной вызов. Служба превыше всего.

 

ВЕДУЩИЙ (встает): Очень жаль, что Вы покидаете нас, Антон Павлович. Но мы надеемся, что с Вами еще  не  раз  встретимся.

 

Актер, исполняющий роль Чехова, кланяется и уходит.

 

Слайд «Мелиховская школа сто лет спустя». Фото С.Н. Смирнова, 2003 г[17]

Слайд «Новоселковская школа». Фото С.Н. Смирнова, 2003 г[18]

 

ВЕДУЩИЙ: Чехов прожил в Мелихове 7 лет.  Антон Павлович занимался устройством сельских школ в Мелихове и близлежащих сёлах, принимал участие во Всероссийской народной переписи 1897 года, за что был награждён бронзовой медалью.

Несмотря на обилие забот, кипучую деятельность, литературное творчество было для А. П. Чехова главным. Вообще его трудоспособность была необыкновенная, в литературе он работал как фабрика и оставил потомкам 20 томов прозы.

Слайд «Музейные экспозиции «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Иванов», «Человек в футляре», «Свадьба». [19]

 

ВЕДУЩИЙ:  В Мелихове были созданы «Палата № 6», «Человек в футляре», «Ионыч», «Крыжовник», «Дом с мезонином», «Мужики», «Чайка», «Дядя Ваня», а также множество рассказов.

Ни один из вечеров, особенно когда в доме были гости, не обходился без чтения коротких юмористических рассказов А.П. Чехова. В них боль, страдание, ирония, любовь, юмор.

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию инсценировку рассказа Чехова «Теща – адвокат», поставленную сотрудниками Национальной библиотеки.

 

Инсценировка рассказа «Тёща – адвокат» (1883 г.)[20]

 

 

           

 

ВЕДУЩИЙ: Мы не прощаемся с Чеховым, ведь его книги каждый день с нами. Хочется надеяться, что после сегодняшней встречи писатель станет вам ближе, понятнее, роднее.

 

Слайд «Последняя фотография Чехова, Ялта»[21]

 

Звучит Шестая симфония П.И. Чайковского

 

 

Список использованной литературы:

 

Бычков, Ю. А. Лучший из людей / Ю. А. Бычков. –  М. : Гелиос АРВ, 2004. – 320 с. : ил.

Громов, М. П. Книга о Чехове / М. П. Громов. –  М. : Современник, 1989. – 384 с.

Кузичева, А. П. Ваш Чехов / А. П. Кузичева. – М. : Согласие, 2000. – 388 с.

Четыре жизни Чехова / под ред. В.Б. Катаева. – М. : Гелиос АРВ, 2004. – 316 с. : ил.

А. П. Чехов в воспоминаниях современников / сост. А. Л. Костин. – М. : Гелиос АРВ, 2004. – 144 с.

Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / А. П. Чехов. – М. : Наука, 2007 - 2009. - Т. 2 : [Рассказы, юморески], 1883 – 1884. - 2007. - 585, [1] с., [1] л. портр. с.

 



[1] Четыре жизни Чехова / Под редакцией В.Б. Катаева. – М. : Гелиос  АРВ, 2004. – С. 122.

[2] Четыре жизни Чехова … С. 126.

[3] Четыре жизни Чехова … С. 32.

[4] Четыре жизни Чехова … С. 43.

[5] Четыре жизни Чехова … С. 49.

[6] Четыре жизни Чехова … С. 65.

[7] Четыре жизни Чехова … С. 72.

[8] Четыре жизни Чехова … С. 83-85.

[9] Четыре жизни Чехова … С. 142.

[10] Четыре жизни Чехова … С. 134.

[11] Четыре жизни Чехова … С. 123.

[12] Четыре жизни Чехова … С. 180.

[13] Четыре жизни Чехова … С. 129.

[14] Четыре жизни Чехова … С. 133.

[15] Четыре жизни Чехова … С. 126

[16] Четыре жизни Чехова … С. 140.

[17] Четыре жизни Чехова … С. 165.

[18] Четыре жизни Чехова … С. 155.

[19] Четыре жизни Чехова … С. 86 - 87.

[20] Чехов А.Полное собрание сочинений  и писем в тридцати томах. Том 2, 1883-1884. – М. : Наука, 2007. -  С. 119 - 121.

[21] Четыре жизни Чехова … С. 184.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика