Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

8. "Быть патриотом. Что это значит?" (По материалам социологического исследования) - Самсонова Г.Л., методист организационно-методического отдела центральной библиотеки Чебоксарского района

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Самсонова Г.А., ведущий методист

центральной библиотеки

Чебоксарского района

 

Быть патриотом.  Что это значит?

(по материалам социологического исследования)

 

Задача воспитания гражданственности и патриотизма не теряет своей значимости на протяжении различных эпох и формаций. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Закону. Человек, знающий, любящий свою историю и свой народ, может вправе считать себя патриотом.

В последнее время проблема патриотизма вообще и патриотического воспитания в частности становится в нашей стране все более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведет к росту числа молодежных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.

В связи с этой проблемой центральная библиотека Чебоксарского района с января по май 2007 г. провела социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 136 учащихся 13-16 лет школ Чебоксарского района, из них 59 мальчиков и 77 девочек. (Всего в районе проживает 2608 детей 13-16 лет: мальчиков – 1579, девочек – 1029).

Цель исследования: содействие формированию и развитию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи исследования:

1. Определить уровень осознания понятия «патриотизм» и отношение к нему со стороны подростков.

2. Содействовать формированию патриотических чувств, толерантности, гражданского самосознания подростков.

3. Выявить роль книги в патриотическом воспитании молодежи.

Объект исследования: учащиеся школ Чебоксарского района.

Предмет исследования: патриотизм и гражданственность как духовные ценности.

Гипотеза: большинство подростков настроены патриотически, имеют свой взгляд на это понятие.

Метод исследования: анкетный опрос.

Всего было роздано 140 анкет. В анкете 10 закрытых вопросов, 1 открытый.

Первый вопрос анкеты «Как ты понимаешь слово «патриот»? По-твоему, патриот – это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать все возможное для своей Родины, т. е. способствует ее процветанию, тот, который любит Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий свое Отечество»; «Он готов ради своей Родины на все»; «Тот, кто живет во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за ее будущее»; «Человек, который готов пожертвовать собой ради процветания Родины» (15 лет, девочка); «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который побывал на военно-патриотических играх, вернее, прошел начальную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и др.

Необходимо отметить, что наибольший процент правильного толкования слова «патриот» смогли дать подростки 13 лет. Причем, 68,4% опрошенных осознают себя гражданами России, их волнует будущее страны, 43,4% – гордятся историей России и Советского Союза, 5,9% – не задумывались над будущим страны, их волнуют личные проблемы. В другой стране хотят жить 1,5% респондентов, стольким же безразлична история России.

Ответы на этот вопрос позволяют сделать вывод о том, что абсолютное большинство респондентов считает себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует ее судьба.

На вопрос «Как ты думаешь, где воспитываются патриотические чувства?» респонденты ответили следующим образом: воспитывает жизнь – 54,7%, семья – 33%, школа – 30,9%, библиотека – 16,9%.

Несколько человек считают, что патриотические чувства воспитываются и в школе, и в семье, и в библиотеке.

Положительный ответ на вопрос «Государственными символами любой страны являются Гимн, Герб, Флаг. Интересует ли тебя история символов России?» дали 71,3% опрошенных, «не интересует» – 6,6%, «не задумывались» над этим вопросом – 22,1%. Как видим, подросткам не безразлична российская символика, большинство из них интересуется ее историей. Государственные символы вобрали в себя историю народа и его традиции, поэтому ответы на этот вопрос могут только радовать исследователей.

На вопрос «При исполнении Гимна страны спортсмены зарубежных стран, участники делегаций, просто граждане встают и с гордостью поют его вместе с оркестром. У россиян это недостаточно распространено. Почему?» 64% респондентов ответили, что «россияне не придают этому значения», 30,9% – «не знают слов», 10,3% – «стыдятся».

В анкете был затронут и такой важный вопрос, как служба в армии. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Из анализа ответов выяснилось, что 52,2% респондентов считают, что все должны исполнить этот долг, для 49% – служить в армии – это долг, патриотизм, 8,8% – уверены, что службу в армии можно заменить альтернативной службой, 1 оппонент посчитал, что «лучше избежать этого любым способом».

Анкетируемым был также задан вопрос о том, как они относятся к информации в СМИ о службе в армии. Считают, что положение дел в армии приукрашивается – 33% опрошенных, воспринимают информацию как объективную – 51,5%, считают, что в прессе много негативного – 11,8%. Два респондента отметили, что в информации на эту тему «практически, все правда», «не любят армию» – трое, обсуждают проблему службы в армии с друзьями – 55,2% опрошенных, не касаются этой темы – 44,8%. Причем эта тема волнует и мальчиков, и девочек.

Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, где человек родился и вырос. Отвечая на вопрос «Малая Родина – место, где ты родился, живешь сейчас. Как ты к ней относишься?», 89% респондентов проявили себя настоящими патриотами, дав ответ «люблю», 1,5% – «выбрали бы другую», для 5,9% – «все равно, где жить».

Интересуются информацией по истории России, о великих битвах на Руси, Великой Отечественной войне и военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе – 84,6% респондентов, равнодушны к этим темам – 15,4%.

Как показали результаты, на первом месте у школьников – интерес к теме «Великая Отечественная война» (82%), затем идет информация о военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе (60%). Великими битвами на Руси, историей России интересуются 53% респондентов.

«Может ли книга воспитать патриота?». Уверены в этом – 89,7% респондентов, дали отрицательный ответ – 10,3%.

Таким образом, исследование, проведенное среди учащейся молодежи, показало:

– большинство респондентов считают (осознают) себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует будущее России. В то же время 12% школьников не смогли объяснить значение слова «патриот»;

– по мнению опрошенных, патриотические чувства более всего воспитывает сама жизнь (54,7%), большую роль в этом играют также семья, школа и библиотека;

– более половины опрошенных (52,2%) считают, что все должны исполнить свой долг – отслужить в армии. По мнению 48% респондентов, служба в армии – это проявление и долга, и патриотизма;

– молодежь интересуется историей своей страны, это подтвердили 84,6% опрошенных, об этом свидетельствует устойчивый интерес школьников к познанию исторического прошлого своей Родины;

– чтение книг, считает большинство респондентов, также помогает человеку стать патриотом;

– в то же время настораживают ответы части респондентов о том, что их не интересует будущее страны (5,9%), волнуют только личные проблемы. В другой стране хотят жить 1,5% опрошенных, стольким же безразлична история России.

На основании результатов анкетирования необходимо:

1. Центральной библиотеке разработать и реализовать комплексную целевую программу по патриотическому воспитанию подростков и молодежи «Нам жить и помнить» (2008-2010 гг.), направленную на формирование у подростков и молодежи высокой социальной активности, патриотизма, чувства гордости за свое Отечество.

2. Развивать патриотическое сознание молодежи посредством привлечения их внимания к великим страницам истории России и Чувашии.

3. В библиотеках района проводить массовые мероприятия с использованием новых информационных технологий, направленные на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения: «Неделя патриотического кино» (декабрь 2008 г.), «День юного гражданина» (март 2009 г.) и др.

4. Обобщить и распространить опыт центральной и Пархикасинской сельской библиотек по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи.

5. Изучить зарубежный опыт по воспитанию гражданственности и патриотизма среди молодежи.

6. Результаты исследования обсудить на семинарском занятии библиотекарей Чебоксарского района (октябрь 2007 г.).

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика