Самсонова Г.А., ведущий методист
центральной библиотеки
Чебоксарского района
Быть патриотом. Что это значит?
(по материалам социологического исследования)
Задача воспитания гражданственности и патриотизма не теряет своей значимости на протяжении различных эпох и формаций. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Закону. Человек, знающий, любящий свою историю и свой народ, может вправе считать себя патриотом.
В последнее время проблема патриотизма вообще и патриотического воспитания в частности становится в нашей стране все более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведет к росту числа молодежных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.
В связи с этой проблемой центральная библиотека Чебоксарского района с января по май 2007 г. провела социологическое исследование «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 136 учащихся 13-16 лет школ Чебоксарского района, из них 59 мальчиков и 77 девочек. (Всего в районе проживает 2608 детей 13-16 лет: мальчиков – 1579, девочек – 1029).
Цель исследования: содействие формированию и развитию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Определить уровень осознания понятия «патриотизм» и отношение к нему со стороны подростков.
2. Содействовать формированию патриотических чувств, толерантности, гражданского самосознания подростков.
3. Выявить роль книги в патриотическом воспитании молодежи.
Объект исследования: учащиеся школ Чебоксарского района.
Предмет исследования: патриотизм и гражданственность как духовные ценности.
Гипотеза: большинство подростков настроены патриотически, имеют свой взгляд на это понятие.
Метод исследования: анкетный опрос.
Всего было роздано 140 анкет. В анкете 10 закрытых вопросов, 1 открытый.
Первый вопрос анкеты «Как ты понимаешь слово «патриот»? По-твоему, патриот – это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать все возможное для своей Родины, т. е. способствует ее процветанию, тот, который любит Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий свое Отечество»; «Он готов ради своей Родины на все»; «Тот, кто живет во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за ее будущее»; «Человек, который готов пожертвовать собой ради процветания Родины» (15 лет, девочка); «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который побывал на военно-патриотических играх, вернее, прошел начальную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и др.
Необходимо отметить, что наибольший процент правильного толкования слова «патриот» смогли дать подростки 13 лет. Причем, 68,4% опрошенных осознают себя гражданами России, их волнует будущее страны, 43,4% – гордятся историей России и Советского Союза, 5,9% – не задумывались над будущим страны, их волнуют личные проблемы. В другой стране хотят жить 1,5% респондентов, стольким же безразлична история России.
Ответы на этот вопрос позволяют сделать вывод о том, что абсолютное большинство респондентов считает себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует ее судьба.
На вопрос «Как ты думаешь, где воспитываются патриотические чувства?» респонденты ответили следующим образом: воспитывает жизнь – 54,7%, семья – 33%, школа – 30,9%, библиотека – 16,9%.
Несколько человек считают, что патриотические чувства воспитываются и в школе, и в семье, и в библиотеке.
Положительный ответ на вопрос «Государственными символами любой страны являются Гимн, Герб, Флаг. Интересует ли тебя история символов России?» дали 71,3% опрошенных, «не интересует» – 6,6%, «не задумывались» над этим вопросом – 22,1%. Как видим, подросткам не безразлична российская символика, большинство из них интересуется ее историей. Государственные символы вобрали в себя историю народа и его традиции, поэтому ответы на этот вопрос могут только радовать исследователей.
На вопрос «При исполнении Гимна страны спортсмены зарубежных стран, участники делегаций, просто граждане встают и с гордостью поют его вместе с оркестром. У россиян это недостаточно распространено. Почему?» 64% респондентов ответили, что «россияне не придают этому значения», 30,9% – «не знают слов», 10,3% – «стыдятся».
В анкете был затронут и такой важный вопрос, как служба в армии. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Из анализа ответов выяснилось, что 52,2% респондентов считают, что все должны исполнить этот долг, для 49% – служить в армии – это долг, патриотизм, 8,8% – уверены, что службу в армии можно заменить альтернативной службой, 1 оппонент посчитал, что «лучше избежать этого любым способом».
Анкетируемым был также задан вопрос о том, как они относятся к информации в СМИ о службе в армии. Считают, что положение дел в армии приукрашивается – 33% опрошенных, воспринимают информацию как объективную – 51,5%, считают, что в прессе много негативного – 11,8%. Два респондента отметили, что в информации на эту тему «практически, все правда», «не любят армию» – трое, обсуждают проблему службы в армии с друзьями – 55,2% опрошенных, не касаются этой темы – 44,8%. Причем эта тема волнует и мальчиков, и девочек.
Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, где человек родился и вырос. Отвечая на вопрос «Малая Родина – место, где ты родился, живешь сейчас. Как ты к ней относишься?», 89% респондентов проявили себя настоящими патриотами, дав ответ «люблю», 1,5% – «выбрали бы другую», для 5,9% – «все равно, где жить».
Интересуются информацией по истории России, о великих битвах на Руси, Великой Отечественной войне и военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе – 84,6% респондентов, равнодушны к этим темам – 15,4%.
Как показали результаты, на первом месте у школьников – интерес к теме «Великая Отечественная война» (82%), затем идет информация о военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе (60%). Великими битвами на Руси, историей России интересуются 53% респондентов.
«Может ли книга воспитать патриота?». Уверены в этом – 89,7% респондентов, дали отрицательный ответ – 10,3%.
Таким образом, исследование, проведенное среди учащейся молодежи, показало:
– большинство респондентов считают (осознают) себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует будущее России. В то же время 12% школьников не смогли объяснить значение слова «патриот»;
– по мнению опрошенных, патриотические чувства более всего воспитывает сама жизнь (54,7%), большую роль в этом играют также семья, школа и библиотека;
– более половины опрошенных (52,2%) считают, что все должны исполнить свой долг – отслужить в армии. По мнению 48% респондентов, служба в армии – это проявление и долга, и патриотизма;
– молодежь интересуется историей своей страны, это подтвердили 84,6% опрошенных, об этом свидетельствует устойчивый интерес школьников к познанию исторического прошлого своей Родины;
– чтение книг, считает большинство респондентов, также помогает человеку стать патриотом;
– в то же время настораживают ответы части респондентов о том, что их не интересует будущее страны (5,9%), волнуют только личные проблемы. В другой стране хотят жить 1,5% опрошенных, стольким же безразлична история России.
На основании результатов анкетирования необходимо:
1. Центральной библиотеке разработать и реализовать комплексную целевую программу по патриотическому воспитанию подростков и молодежи «Нам жить и помнить» (2008-2010 гг.), направленную на формирование у подростков и молодежи высокой социальной активности, патриотизма, чувства гордости за свое Отечество.
2. Развивать патриотическое сознание молодежи посредством привлечения их внимания к великим страницам истории России и Чувашии.
3. В библиотеках района проводить массовые мероприятия с использованием новых информационных технологий, направленные на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения: «Неделя патриотического кино» (декабрь 2008 г.), «День юного гражданина» (март 2009 г.) и др.
4. Обобщить и распространить опыт центральной и Пархикасинской сельской библиотек по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи.
5. Изучить зарубежный опыт по воспитанию гражданственности и патриотизма среди молодежи.
6. Результаты исследования обсудить на семинарском занятии библиотекарей Чебоксарского района (октябрь 2007 г.).