Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

9. "Как сегодня говорить с молодежью о Великой Отечественной войне" - Громова Н.В., зав. отделом инновационно-методической и исследовательской работы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки; Кузьмина Г.А. зав. отделом обслуживания подростков и юношества

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Н.В. Громова, зав. отделом

инновационно-методической

и исследовательской работы 

Чувашской республиканской

детско-юношеской библиотеки;

                                                                  

Г.А. Кузьмина, зав. отделом

обслуживания подростков и юношества 

Чувашской республиканской

детско-юношеской библиотеки           

 

КАК СЕГОДНЯ ГОВОРИТЬ С МОЛОДЕЖЬЮ

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ:

по материалам круглого стола

 

За годы, прошедшие после Великой Отечественной войны, очень многое изменилось в мире, в нашем обществе и сознании. Обнажилась неприглядность нашего прошлого. Многие достижения обесценились, рухнули, их унесло в небытие. Но устояло бесспорное – разгром фашизма, победа советского народа в Великой Отечественной войне.

На проведенном 28 апреля 2010 г. в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке межведомственном «круглом столе» «Как сегодня говорить с молодежью о Великой Отечественной войне» диалог поколений носил не праздничный характер (к чему мы привыкли в преддверии юбилеев).

В обсуждении проблем, связанных с  развитием социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма приняли участие ветераны: Соловьев Валентин Сергеевич, член Президиума Совета ветеранов Ленинского района г. Чебоксары, Егоров Геннадий Аристархович, участник Афганской войны, представитель Чувашской республиканской организации инвалидов войны в Афганистане, Дуплий Иван Тимофеевич, писатель и публицист, автор 12 книг. Ветераны стремились развеять опасения, что жесткая и неприкрытая правда об истории лишит подрастающее поколение любви к Родине, чувства патриотизма. Рассказав молодым об уроках войны, уроках правды, они дали им возможность научиться честно воспринимать реальную жизнь.

Студенты Российского государственного социального университета  и победители республиканских конкурсов «Память, увековеченная в камне» и «65 лет нашей Победе!» поддержали ветеранов и активно включились в разговор. Молодое поколение было поражено силой характера этих людей, их нравственной стойкости – всему, что помогает человеку не только выстоять, но и победить в невыносимых, нечеловеческих обстоятельствах.

События войны еще ярче и рельефнее предстали перед участниками «круглого стола» во всей своей неповторимой трагичности и героичности, когда разговор коснулся поистине прекрасной по своей силе и гуманистической страстности литературы, посвященной Великой Отечественной войне. Художественная и документальная публицистика, повести и романы советских писателей С. Баруздина, В. Богомолова, Ю. Бондарева, В. Кондратьева, Б. Васильева,  С. Алексеева, Л. Кассиля, Э. Казакевича, Н. Внукова, А. Адамовича, В. Быкова, И. Эренбурга, А. Лиханова, Л. Воронковой, В. Голявкина, С. Сахарнова; сборники стихотворений К. Симонова, О. Берггольц, Р. Рождественского и книги многих других авторов помогают юному читателю открыть для себя героические и драматические страницы истории нашей Родины. Подобно кусочкам мозаики, сложенным вместе, они дают представление о том, как проходили боевые действия на фронтах Великой Отечественной, почему мы победили в этой кровопролитной войне.

О шести небольших повестях, где воссоздан духовный облик поколения, отстоявшего страну от фашистского нашествия, рассказала заведующая отделом обслуживания библиотеки Галина Александровна Кузьмина. Герои этих произведений не похожи друг на друга. В одном случае мы видим солдата, в другом офицера, в третьем – политрука. Но есть нечто общее между ними – отвага и скромность, умение и высочайшая  душевность, преданность и внутренняя цельность.

 

«Мой рассказ – не вымысел. Героиня сюжета – за исключением других персонажей – подлинное лицо, бывшая узница Освенцима, которой чудом удалось избежать крематория, благодаря дерзкому и рискованному побегу из лагеря смерти. Кто же она, легендарная героиня? Это ныне здравствующая Мария Михайловна Вовкотруб, проживающая в Киеве. Ее судьба равноценна  судьбе многих, кто избежал адских печей смерти. В фашистскую неволю шестнадцатилетнюю Маричку угнали в начале войны, поставив на теле рабское клеймо под номером 187943». Эти  слова писателя Ивана Дуплия из рассказа «Маричка», вошедшего  в книгу «Невыдуманные истории» (Дуплий И. Невыдуманные истории  / Иван Дуплий.  Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1999. – 190с.)

 

И еще одна военная судьба – политрука Клавдии Вилор, героини повести  Д. Гранина «Клавдия Вилор» // Гранин Д. Наш комбат : повести / Даниил Гранин – М. : ООО «Издательство АСТ» : ОАО «ВЗОИ», 2004. – С. 54-130.)

Клавдия Вилор, так же как и Маричка, была в фашистском плену.  Плен был символом позора. Писатель напоминает об этом читателю: «Ни ранения. Ни даже смерти так не боялись, как плена. «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!» Лозунг испанских революционеров вошел в быт войны жестокой заповедью: «Лучше смерть, чем плен»… Но знали мы и то, что война могла подстроить такие ловушки, при которых самых отважных настигала эта беда. Мы знали об этой опасности, эта была самая страшная угроза, и бесчестье, и позор»…

И вот о несчастье, постигшем героиню, о том, с какой самоотверженностью вела она себя в этих обстоятельствах, и рассказывает Даниил Гранин.

 

В этой повести нет сюжета, нет интриг, нет закатов, восходов, лирических отступлений. Проситься только боль, одна боль – тоска и мучения живого тела, подвергающегося унижениям и пыткам, и тоска и боль сознания, как лазерный луч, направленный в одну точку: выжить. Все это говорится о судьбе Сергея Кострова, героя повести К. Воробьева «Это мы, Господи!» (Воробьев К.  Это, мы Господи!... : повести / Константин Воробьев. – М. : Дет. лит., 1990. – 222 с. : ил.)

Когда Константин Воробьев писал повесть «Это мы, Господи!...», считалось, что у нас не было пленных. И если человек, прошедший ад немецких лагерей, не оказывался потом по подозрению в измене еще и в своих, то он горько молчал о своем прошлом. Это повесть  страданий, это показания частного человека, жизнь которого, казалось бы, не имеет решающего значения в мировой истории, которая не учитывает эту жизнь.

 

Вновь возникает страшное лицо войны на страницах повести Григория Бакланова «Навеки девятнадцатилетние» (Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние : повести / Григорий Бакланов. – М. : Мол. Гвардия, 1982. – 319 с. : ил. – (Б-ка юношества).

Повесть посвящена тем, «кто не вернулся с войны. И среди них – Диме Мансурову, Володе Худякову – девятнадцати лет!».

Не вернулся с войны и лейтенант Третьяков – герой повести. В книге не происходит исключительных событий. Третьяков идет трудными дорогами войны, он думает, анализирует, постоянно сомневается в себе, часто стыдится своих поступков, но в каждой возникающей ситуации раскрывается как человек, соединяющий необычайную стойкость с чуткостью.

 

Когда-то великий Ф. Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? И сам ответил – слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.

Всего одна слезинка…

Сколько слез пришлось выплакать детям из книги Светланы Алексеевич «Последние свидетели»? (Алексеевич С. Последние свидетели : соло для детского голоса / Светланы Алексеевич. – М. : Время, 2007. –  304 с. – (Голоса Утопии).

Эту книгу не назовешь легкой. Но именно по отношению к этой книге может возникнуть вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечают и герои книги, и сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла». «Последние свидетели» – это подвиг детской памяти.

 

Страшный эпизод рассказан в повести В. Быкова «Западня» (Быков В. Волчья яма: повести и рассказы / Быков В. Западня. – М. : Дружба народов, 2001. – С.270-326.)

Лейтенант Климченко, вырвавшись в атаке вперед, первым попадает в немецкую траншею. Наши, не выдержав огня, отступают, а Климченко остается у немцев, его берут в плен.

Василь Быков – беспощадный художник, он не боится говорить самую жестокую правду о том зле, которое творят люди. О подлости, шкурничестве, предательстве. И он всегда при этом на стороне тех, кто обездолен, гоним, унижен – там он видит свое место. Быков настойчиво ищет в изображаемой им действительности то, что несет в себе уроки последовательной, неотступной, ничем не замутненной человечности. Непреходящие уроки – необходимы не только настоящему, но и будущему. «От умения жить достойно, говорил Быков, очень многое зависит в наше сложное время. В конечном итоге именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте…».

 

Четыре года войны – время тяжелейших испытаний для людей всех поколений, но, прежде всего, конечно, это была пора проверки молодого человека, почти ровесника участников «круглого стола». И пример этих героев не просто повод для подражания, а скорее, повод для размышления о себе, о своей судьбе, о своем месте в жизни.

В разноголосице мнений и доводов молодым легко запутаться, не уяснить реальный масштаб и значимость трагического и героического опыта своих дедов и прадедов. Организаторы и участники «круглого стола» сошлись в едином мнении, что с молодежью сегодня нужно говорить на военную тему, говорить честно и открыто.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке.

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

                                                              А. Твардовский

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика