Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

История образования Чувашской автономии

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Активный поиск форм национального самоопределения чувашей начался после Октябрьской революции 1917 г. На протяжении 1917—1918 гг. в целом официальные программные цели чувашского нацио­нального движения не выходили за рамки требования предоставления расширенной национально-культурной автономии. Позиция лидеров чувашского национального движения в вопросе о формах самоопре­деления этноса изменилась к концу Гражданской войны: она уже ста­ла обсуждаться в аспекте образования самостоятельной чувашской административно-территориальной единицы. Этому способствовали результаты дискуссий вокруг проектов создания полиэтнических территориальных образований (Волжско-Камского штата и Татаро-Баш­кирской республики), когда стало ясно, что национальные интересы чувашей могут быть реализованы только путем выделения в самостоя­тельную административную единицу. К консолидации вокруг идеи территориального самоопределения чувашского народа подтолкнули и действия лидеров башкирского и татарского национальных движе­ний по организации самостоятельных Башкирской и Татарской авто­номий. В исторической литературе и источниках называются разные даты выдвижения в плане практической задачи создания чувашской административно-территориальной единицы: сентябрь 1918 г. (эту дату указывал И.С. Максимов-Кошкинский), осень 1918 г. (проект «Чувашской Республики» Г.Ф. Алюнова), лето 1919 г. (эту дату назы­вал Г.Т. Титов, лето 1919 г. (проект Козьмодемьянского уездного ис­полкома Советов образования национальной губернии из части Ка­занской, Нижегородской и Симбирской губерний), 28 декабря 1919 г. на съезде чувашей-представителей коммунистических ячеек Симбир­ской губернии в Симбирске (историк В.И. Любимов).

Документально зафиксирован проект Чувашского отдела при На­родном комиссариате по делам национальностей РСФСР под назва­нием «Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую ад-министративную единицу», представленный в Наркомнац 3 января 1920 г. заведующим чувашским отделом НКН Д.С. Эльменем. Осново­полагающим принципом ее образования в проекте был избран этни­ческий состав населения. Проект предусматривал создание на терри­тории с чувашским населением Казанской и Симбирской губерний самостоятельной административной единицы на правах губернии — Чувашской Трудовой коммуны (по образцу Трудовой коммуны нем­цев Поволжья). В ее состав предполагалось включить все без исключе­ния территории с относительно компактным чувашским населением названных губерний. В коммуну должны были войти Ядринский, Че­боксарский, части Козьмодемьянского, Тетюшского, Чистопольско­го и Спасского уездов Казанской губернии; Буинский, части Кур­мышского и Симбирского уездов Симбирской губернии.

В начале 1920 г. состоялась встреча руководителей Чувашского отдела НКН (Д.С. Эльмень, Л.М. Лукин, В.А. Алексеев) с В.И. Лени­ным, на которой обсуждался вопрос о выделении чувашей в нацио­нальную административно-территориальную единицу, руководитель старны предложил создать сразу же республику, причем с центром в г. Симбирске. В ответ Д.С. Эльмень выказался, что «слово республика понимается местными работниками как отделение от РСФСР, тогда как чуваши, Владимир Ильич, хотят быть только в составе Россий­ской Федерации, к тому же для образования республики среди чуваш пока нет достаточного количества подготовленных кадров...».

Проект  создания Чувашской Трудовой коммуны был рассмот-рен I Всероссийским съездом чувашских коммунистов (4—9 февраля 1920 г.) который одобрил разработанный Чувашским отделом «Положение об организации Чувашской Трудовой коммуны». Положение имело некоторые отличия с «Кратким докладом...». В частности, намечалось образовать чувашский анклавный Сунчелеевский район, не имевший общей границы с основной территорией планируемой административной единицы, отдаленный от нее на 150 верст. Центром Чувашской Трудовой коммуны съезд определил узловую станцию Московско-Казанской ж/д Шихраны, но учитывая, что там мало подходящих зданий для размещения административных учреждений, временно назначил столицей г. Чебоксары. Коммуна должна была управляться Революционным Комитетом (Ревкомом) из 5 чел.: Д.С. Эльмень, С.А. Коричев, В.А. Алексеев (все от Чувашского отдела при НКН, Ф.И. Сергеев (от Уфимской губернии) и Г.С. Савандеев (от Симбирской губернии).

Таким образом, решение вопроса об образовании национальной административной единицы его инициаторам виделось в объедине­нии как можно большего числа средневолжских уездов и волостей с чувашским населением независимо от того, в составе каких губерний и в состоянии какой чересполосицы они находились. Впрочем, даль­нейшие проработки проекта Чувашской Трудовой коммуны в цен­тральных правительственных учреждениях показала, что у его авторов так и не сложилось чётко фиксированного представления о ее грани­це. В коммуну намеревались включить и уезды с чувашским населени­ем Симбирской губернии, а также Козьмодемьянский уезд целиком.

В стадию практического решения вопрос организации самостоя­тельного субъекта федерации для чувашей вступил весной 1920 г. 17 марта коллегия Чувашского отдела при наркомнаце постановила: воз­будить ходатайство «перед соответствующими Центральными органа­ми советской власти и РКП(б) о выделении чуваш в особую админи­стративную единицу Чувашскую Трудовую Коммуну на правах губер­нии». В целях подготовки необходимых статистических и картографи­ческих материалов по созданию Чувашской трудовой коммуны 14 ап­реля 1920 г. на своем заседании коллегия Чувашского отдела при НКН высказалась за образование специальной комисии. Данное намерение 6 мая поддержала Малая коллегия Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР и утвердила ее смету в сумме 1 млн. руб. 18 мая 1920 г. Чувашский отдел принял решение организо­вать Комиссию по подготовке материалов к объявлению Чувашской трудовой коммуны во главе с заведующим подотделом статистики Г.И. Ивановым. В ее задачи входило проведение в сжатые сроки все­стороннего сплошного обследования чувашского населения сред­неволжских губерний, привлечение специалистов и разработка спра­вочно-информационных материалов и карт.

Материалы, подготовленные комиссией, активно были исполь­зованы руководителями Чувашского отдела при решении в Центре вопроса о выделении чувашей в самостоятельный субъект федерации. Однако воплощение в жизнь проекта Чувашской трудовой коммуны и прежде всего ее территориального формата столкнулось с сопротив­лением. Против выступили организаторы Татарской АССР, согласно планам которых территории Яльчикского, Городищенского, Бу­инского, Сунчелеевского районов проектируемой Чувашской трудо­вой коммуны входила в Татарскую республику. Ряд ответственных ра­ботников центральных учреждений на том основании, что «чуваши будто бы лишены национальной культуры и все более и более обру­севают» также не поддерживали этот проект. 8 июня 1920 г. Политбю­ро ЦК РКП(б), решая организационные вопросы, связанные с об­разованием Татарской АССР, рассмотрело и вопрос «О Чувашской Республике». В ходе его обсуждения некоторые участники заседания выступили против выделения чувашей в отдельную административную единицу, но их позиция не была поддержана В.И. Лениным, который решительно выступил за ее создание, вместе с тем, признав название «Коммуна» неприемлемым, т.к. чувашское крестьянство превратно истолкует его. Глава советского правительства предложил другое название — «Чувашская Область». С учетом результатов дискуссии Политбюро внесло значительные коррективы в проект образования Чувашской трудовой коммуны: признало необходимым образовать «Чувашскую единицу» лишь из 3-х уездов — Ядринского, Цивильского и Чебоксарского, которые временно «до организации чувашской власти» передавались в управление Нижегородского губернского исполкома Советов; отказалось от образования районов, оставив уезды как прежде; не приняло предложение об исключении из состава уездов, отнесенных к чувашской административно-территориальной единицы, волостей с нечувашским населением.

Решения Политбюро ЦК партии не могли в полной мере удовле­творить инициаторов организации Чувашской автономии. Несмотря на то, что принципиально вопрос о ее образовании был решен, но не были определены конкретные сроки реализации принятого реше­ния, существовали опасения по поводу временного характера управ­ления чувашских уездов Нижегородским губернским исполкомом Со­ветов, волновала судьба Козьмодемьянского уезда, в котором чуваши составляли не менее половины населения. Неопределенность перспек­тивы создания чувашской административно-территориальной едини­цы и принадлежности уездов Казанской губернии, не вошедших в Татарскую АССР, привела к появлению альтернативного проекта. Так, 14 июня 1920 г. президиум исполкома Козьмодемьянского городского Совета принял постановление о целесообразности образования самостоятельной губернской административной единицы из бывших уездов Казанской губернии — Чебоксарского, Свияжского, Ядринского, Козьмодемьянского и Краснококшайского; Вятской губернии — Яранского; Симбирской губернии — Курмышского; Нижегородской губернии — Васильсурского и Воскресенского с центром в Козьмодемьянске или в Чебоксарах.

Эти обстоятельства, а также постановление Президиума ВЦИК от 18 июня 1920 г., согласно которому Козьмодемьянский, Чебок­сарский, Цивильский, Ядринский уезды Казанской губернии безого­ворочно включалис в состав Нижегородской губернии, резко активи­зировали действия чувашских лидеров. 19 июня 1920 г. Чувашский отдел при НКН с грифом «Весьма спешно» представил в Президиум ВЦИК «Меморандум» относительно разрешения в срочном порядке вопроса о «Чувашской трудовой коммуне». Меморандум подписали Д.С. Эльмень и члены коллегии чувашского отдела В.А. Алексеев, Л.М. Лукин и Г.И. Иванов. Он отвергал передачу чувашских уездов в Ниже­городскую губернию и настаивал на скорейшем урегулировании проблемы выделения чувашей в самостоятельный субъект РСФСР. После этого вопрос о предоставлении чувашам автономии решался оперативно. 21 июня 1920 г. он рассматривался в НКВД РСФСР. 22 июня Политбюро ЦК РКП(б) утвердило форму автономии чуваш­ского народа как «Чувашская область» вместо Трудовой коммуны; поручило заместителю наркома внутренних дел М.Ф. Владимирскому внести вопрос об учреждении Чувашской области на рассмотрение СНК РСФСР с последующим направлением во ВЦИК. 24 июня 1920 г. ВЦИК и СНК приняли декрет «Об Автономной Чувашской области», подписанный Председателем Совнаркома В.И. Лениным (Ульяновым), Председателем ВЦИК М.И. Калининым и секретарем ВЦИК А.С. Енукидзе. В декрете указывалось: «Образовать Автономную Чувашскую область, как часть РСФСР с административным центром в г. Чебоксары». В состав вновь образованной административно-территориальной автономии вошли в полном составе Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского уездов Симбирской, а также Козьмодемьянского уезда Казанской губерний. В то же время волости Чистопольского и Спасского уездов со значительным чувашским населением вошли в Татарскую АССР. Из-за территориальной чересполосицы временно в составе Татарии остались некоторые чувашские волости и селения бывших Буинского и Тетюшского уездов.

Итак, определенная декретом территория ЧАО оказалась намного меньше по сравнению с проектом Чувашской трудовой коммуны, всего лишь 11,6 тыс. км2 с населением около 940 тыс. чел.; чуваши в ней составляли 86%. Это был наивысший показатель титульного этно­са среди 9 автономных образований, имевшихся в РСФСР в конце 1920 г. Однако территория автономной области оказалась без какой-либо серьезной промышленности, развитых городских центров, по почвенным условиям неблагоприятным для развития сельского хо­зяйства, с очень высокой плотностью населения: 63,8 чел. на 1 км2. Таким образом, при образовании Чувашской автономной области, определении ее территории и границ были приняты во внимание, главным образом, национальные моменты, без достаточного учета факторов экономических и культурно-политических. Эти обстоятель­ства, наряду с рядом других, и стали причиной, что с 1922 г. руково­дители ЧАО ставили перед Центром вопрос о расширении ее тер­ритории за счет Симбирской, Самарской губерний, Татарской АССР с преобразованием в республику с центром в Симбирске.

 

Заведующий отделом                 

истории ЧГИГН,                                

кандидат исторических наук                                        В.Н.Клементьев

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика