Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

15 февраля - "Нарспи" Г.Хирбю

Опера Григория Хирбю "Нарспи" по поэме Константина Иванова.

«Изначально безупречная драматургия способна собрать воедино даже самые сомнительные и неживые мизансцены. Благодаря музыке и исполнительскому мастерству актёров опера поражает глубиной и честностью к национальному менталитету, который невозможно в полной степени вербализовать, а лишь прочувствовать. В эту оперу можно смотреться как в зеркало и видеть неискажённое отражение многовековой истории народа. Трагическое содержание оперы само по себе пронимает, но вместе с музыкой, ведёт зрителя к неизбежному катарсису, который есть признак и цель настоящего искусства.»

 

 

Григорий Яковлевич Хирбю

«НАРСПИ»

Опера в 3-х актах

Либретто Григория Хирбю по одноименной поэме Константина Иванова

Стихи в переводе Петера Хузангая

Режиссёр-постановщик –

народный артист России и Чувашии

Борис Марков

Режиссёр возобновления –

заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии

Тамара Чумакова

Художник-постановщик –

заслуженный художник Чувашии

Николай Максимов

Балетмейстер-постановщик –

заслуженный артист Чувашии

Николай Никифоров

Хормейстер-постановщик

народный артист Чувашии

Анатолий Фишер

Исполняется на чувашском языке

Об опере:

Поэма К.В. Иванова «Нарспи» - уникальный образец чувашской национальной культуры с её огромной эмоциональной силой, пластичностью образов, трагедийностью всегда привлекала внимание драматургов и композиторов. Две оперы на сюжет поэмы были написаны ленинградскими композиторами В.Иванишиным и И.Пустыльником. Эти произведения не были поставлены, тем не менее они оставили глубокий след в развитии национального оперного искусства. Над своей оперой «Нарспи» Григорий Хирбю работал на протяжении многих лет. Либретто композитор писал самостоятельно, но с максимальным использованием текста оригинала. Характер развития сюжета и образов позволяет отнести эту оперу к жанру психологической музыкальной драмы. Музыкальная основа оперы - народная песня. В хоровых сценах композитор использовал оригинальные фольклорные темы. В партитуре оперы значительная роль принадлежит оркестру. Он обогащает вокальные партии лейтмотивами, симфоническим развитием. Новая оркестровка была сделана в Лондоне Леонидом Фейгиным и любезно предоставлена театру. Так осуществилась мечта Г. Хирбю об инструментовке его оперы именно этим композитором. «Нарспи» Г. Хирбю, еще при жизни композитора ставшая чувашской оперной классикой, не утрачивает и поныне своей художественной значимости. По достоинству занявшая видное место в сокровищнице чувашской национальной культуры, она привлекает свежестью музыкальной интерпретации прекрасной поэмы К. Иванова.

О спектакле: Премьера оперы 6 ноября 1967 года на сцене Чувашского музыкального театра прошла с огромным  успехом. Композитору Г. Хирбю, режиссеру Б. Маркову, исполнителям главных партий Тамаре Чумаковой и Лидии Сорокиной (Нарспи), Алексею Ковалеву (Михедер), Мефодию Денисову (Тахтаман) была присуждена Государственная премия Чувашии им. К.В. Иванова. Опера «Нарспи» имеет долгую сценическую жизнь. 25 ноября 1989 года театр возобновил спектакль Б. Маркова. В 2001 году XI Международный фестиваль им. М. Михайлова отметил 90-летие композитора Г. Хирбю оперой «Нарспи». Краткое содержание: В деревне Сильби в доме состоятельного человека Михедера живёт девушка необыкновенной красоты, её имя также прекрасна как и она сама - Нарспи. В этой же деревне живёт со своей матерью возлюбленный прекрасной Нарспи - Сетнер, но он беден, им не суждено быть вместе. Нарспи сосватана за старого, но богатого самодура Тахтамана. В Симек (праздник аналогичный русскому Семику) у родника Нарспи и Сетнер договариваются бежать из деревни, но их подслуживает сплетница. Сваты в доме Михедера, Нарспи бросает в лицо жениха сважебное покрывало, но её против воли уносят со двора в дом будущего мужа. Несладко живётся бедной Нарспи в доме жадного мужа, который не даёт ей жизни. Сплетница рассказывает Тахтаману о сговоре Нарспи с Сетнером. Плетью злой муж наказывает несчастную супругу. Не в силах более терпеть унижение, Нарспи отравляет супруга! Возлюбленные встречаются в лесу. Родственники Тахтамана пришли в дом родителей Нарспи, чтобы отомстить за смерть родственника. Слышатся крики - родители Нарспи мертвы. Прибежавший на крики Сетнер падает, сраженный в спину топором... Прощаясь с миром и любимой, юноша проклинает этот злой мир. Не в силах выдержать горя, Нарспи кончает с собой. Финальный реквием завершает оперу.

 

 

 

Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Телефон: (8352) 64-20-80
http://culture.cap.ru