Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

С. ПАВЛОВ: ЧУВАШИЯ ДОЛЖНА СТРЕМИТЬСЯ ВОЙТИ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Павлов Сергей Лукьянович, директор-главный редактор газеты «Хресчен сасси», журналист, писатель, автор восьми книг.

-Недавно Чувашское книжное издательство выпустило ваш роман «Селкеш». Каков был путь к книге?

-В печати я – более 25 лет. Руководил чувашским радио и телевидением, газетой «Молодой коммунист». Первые опыты занятия литературой – в школьные, студенческие годы. Был перерыв, связанный с освоением, осмыслением новых сфер деятельности. Затем, параллельно с работой в газетах, начал регулярно заниматься прозой. Сначала писал рассказы. В 1987 году вышла первая книга - сборник «Благодатный дождь», в него вошли две повести и рассказы. Тираж был большой – 10 тысяч. Книгу издало Чувашское книжное издательство.
Остальные мои книги - разные по форме, жанрам. Серьезное увлечение литературой у меня началось в начале девяностых годов, когда стал регулярно печататься в чувашских литературных журналах. Сначала было любопытство, потом отношение к работе изменилось, стало более основательным.
Пишу я на чувашском языке.

-Как встретила первую книгу публика?

-Трудно сказать. Но она разошлась, ее раскупили. В те годы не было проблем с распространением. Мне было удивительно то, что гонорар за книгу оказался огромным – чуть ли не в размере стоимости «Жигулей».

-Расскажите о романе.

-Роман «Селкеш» - «Распутица», по-моему, восьмая моя книга. История молодой, привлекательной, красивой женщины.
Приятно, что Чувашское книжное издательство подготовило и выпустило книгу за несколько месяцев.

-Роман включает в себя несколько книг…

-Первая книга романа была написана в начале девяностых годов как повесть, издана отдельной книгой. Затем я отошел от нее. В 1996 году мою повесть напечатали в газете. Пошли письма. Так появилось продолжение. На вопрос: «Какие публикации вам больше всего понравились?» в большом числе ответов читатели называли мою повесть. Были среди писем и такие: «Если появится продолжение, подпишемся на газету». Написал вторую книгу. Думал, все. Нет, снова пошли письма и требования продолжения. И так история повторялась несколько раз, дело дошло до шестой книги. На этом планирую завершить. Шесть книг – достаточно. Но никогда не говори никогда. Продолжение книги вполне возможно, в другом, может быть, ключе, под другим названием, другой атмосфере.

-Что подтолкнуло к написанию романа?

-Его сюжет - драматический. В первоначальной основе – реальные события жизни, с которыми я столкнулся.
Случилась трагическая история в нашей деревне: дочь вынуждена была уехать из-за конфликта с матерью.
Героиня романа тоже уезжает из родной деревни. Дальше развитие сюжета накладывается на сложные обстоятельства, связано с ее новым жизненным опытом. Она встречается с самыми разными людьми. Сначала устраивается в подсобном хозяйстве…
Это книга о нравственном становлении личности и о духовном возрождении России. Распутица – образ нашей страны девяностых годов.
В чем грех матери? Девочка долгое время жила без отца. Для нее родным человеком стал крестный отец. Но он оказался в близких отношениях с ее матерью.
Судьба бросает девушку в трудные обстоятельства. Стремление учиться, увидеть другие горизонты приводит ее в разные сферы: торговлю, СМИ. У нее конфликт с миром. «Вас вместе с Салампи необходимо выставить в музее восковых фигур для того, чтобы все поняли, каким нельзя быть, как нельзя жить», - такой упрек бросает ей подруга.

-Как встретила книгу профессиональная литературная критика?

-Роман не остался незамеченным. В газете «Хыпар» появилась большая публикация Николая Теветкеля «Самант хистени» - «Веление времени». Теветкель в целом положительно оценивает работу.
Книга получилась серьезная. Всего на нее я получил более трех тысяч писем от читателей.
В основном, роман ориентирован на женщин. Они вообще сейчас больше читают.

-О чем чаще всего пишут вам читатели?

-Видя страдания главной героини, читатели просили меня об одном: чтобы все хорошо закончилось. Везде любят хеппи энд. Но роман заканчивается трагично, хотя для читателей это, возможно, и будет больно.
Борис Васильев как – то сказал, что трагедия больше задевает человеческую душу, заставляет размышлять.
Видимо, действительно так. Что – то должно задеть, заставить задуматься.
Сюжет романа – динамичен. Я осознанно к этому стремился. Время такое. Можно было растянуть на огромное количество томов. Но мне было важно удержать внимание читателя, чтобы сюжет оказался острый, читабельный, чтобы были сильные характеры, яркие образы.
Роман - многоплановый. Множество персонажей из разных сфер. Произведение отражает переход от одной общественной формации к другой: первые шаги нашего российского, постсоветского капитализма.
В наше время таких романтичных людей, как главная героиня – единицы. Она как Санчо Пансо в женской одежде. Но таких лишних людей появилось сейчас много в нашем обществе. Осознать, понять их логику – непросто. Нужно, наверное, прочувствовать.
События романа развиваются в деревне, республике, стране. А погибает главная героиня в Америке.
Жизнь человека - она сегодня не ограничена четырьмя стенами. Он живет в огромном мире, где все взаимосвязано.
Я попытался наш начинающий российский капитализм сопоставить с капитализмом американским. Сравнение подается через размышление девушки о деньгах.

-Вы были в США?

-Я был в Америке в 2002 году. На самом деле, это другой мир, другая цивилизация. После посещения США я написал книжку «Южное тепло Северной Каролины», она вышла небольшим тиражом, 1000 экземпляров.
Мне было интересно познакомиться с американским образом жизни. Возможно, отчасти он придуман, но люди уже приняли его, живут в нем со своей моралью.
Например, они воспринимают только хорошее. О плохом не хотят говорить.
Мне предоставили «Кадиллак» для перемещения. Я говорю: «У меня нет водительских прав». Они: «А зачем тебе права?» И без прав я ездил на машине.
Отношения в самых разных коллективах - тоже совершенно другие. Причем, они свой образ жизни осознанно подчеркивают.
Возможно, я думаю, природные условия, исторические особенности сказались на появлении такой удивительной страны как США.
Меня поразило доброе отношение людей к другим людям. Мы жили в семьях. Казалось бы, новые законы, порядки, охрана должна быть. Но уезжаем – двери не запираем, ворота не закрываем.
Кстати, помню, у нас в Чувашии тоже было время, когда в деревнях люди, уходя из дома, не запирали двери, ворот не закрывали. Было нормой доверчивое, человеческое отношение.
Самое поразительное для меня было в первый день. Вышел на улицу. Проехала машина: «Доброе утро!» В чужом городе, никто меня не знает, но все: «Доброе утро!» Непривычно.
…Удивило меня отношение к неграм. Дискриминации - того, о чем мы читали – абсолютно нет. Американскому обществу удалось внушить людям, что все равны. Я пошел в квартал негров. Все спокойно, обращение – удивительно человеческое.
Удивило и отношение к инвалидам. Дороги, въезды, входы, вся инфраструктура приспособлена к их ограниченным возможностям. Инвалиды пропускаются в первую очередь. В ресторанах, магазинах их встречают, обхаживают.
Бросилось в глаза: руководитель компьютерной фирмы «SAS» - крупнейший магнат – обедает вместе со своим персоналом, такое маловероятно для наших олигархов. Сам водит служебную машину. Вместе со служащими, их семьями, детьми, проводит время в бассейне. Подчеркивает: они – всегда вместе.
Кстати, у них разрешается в рабочее время посещать спортивный зал. Хочется – иди, позанимайся. Работают себе в удовольствие.
Мы были в их вузах. Даже коридоры завалены компьютерной техникой. Все бесплатно.
Посетили частный университет в Чателхилле. Студент, поступивший в него, первым делом должен приобрести ноутбук. У университета есть договор с компьютерной компанией: год работает техника, затем ее заменяют.
Кстати, единственную царапину увидел в этом университете – карандашом на стене. Подумал: наверное, студент из России – там их много. Больше нигде такого не видел. Ни в лесах, ни в горах. Хотя ведь никто не охраняет. Вот это было поразительно.
Мы были в их школах. Школьники сами выпускают цветные журналы. В каждом классе – компьютеры.
Бесплатное образование, здравоохранение, дошкольное воспитание – все это у них тоже есть. Может быть, более низкого уровня услуги, но они есть.
Бывали в зонах отдыха в горах, лесах. Всюду есть холодная и горячая вода, полотенца висят.
Ходили в книжные магазины. Изобилие литературы. Издания – пышные. Много самых разных книг. Они недешевые, но их покупают.
В Америке ко всему уважительное отношение. Абсолютно к любому труду.
В Верховном Суде штата я задал вопрос: «А как у вас влияние мафии, ощущается?» Обиделись! Для них непонятно вообще, что такое возможно.
Но американцы умеют считать общественные деньги. В том же Верховном Суде висят шторы с пятидесятых годов. Они уже немного разваливаются, помпошки отпали. Но до сих пор ни цента на них не затрачено дополнительно. На государственные нужды без необходимости бюджетные деньги не выделяются – таков принцип.
Мы были в Штатах в момент кризиса в табачной отрасли, легкой промышленности, магазины затоварились компьютерами.
Хозяйка дома, в котором мы разместились, сказала нам: «В кризис все начинают жить тяжелее. Нам начинают меньше платить, я должна меньше тратить».
Учителя, начинающие журналисты, полицейские получают примерно на одном уровне.
Библиотекарь получает 28 тысяч долларов в год, полицейский – около 30 тысяч, но у него есть льготы, определенные служебные преимущества, учитель – 32 тысячи. Начинающие журналисты – около 30 тысяч долларов, а дальше все зависит от профессионального роста.
Мы оказались в штате во время выборов в сенат и конгресс. В пресс-центре выборного органа собирались журналисты разных СМИ, в том числе – из центра. Черный пи-ар, я убедился, хлеще, чем у нас. Люди, конечно, от этого устают. Пи-ар где – то делает свою положительную работу, где-то – отталкивает. Но он разрешается только в официальных СМИ. Что касается агитационных материалов на улицах – то действуют строжайшие нормы, требования едины для всех. Висит портрет одного кандидата, за углом – портрет другого. Никто не подойдет, не тронет. Я наблюдал специально день, два, три – никто не тронул. Культура улиц, культура помещений – абсолютная.
Есть ассоциация домовладельцев. Люди с одной улицы следят за газоном соседей, чтобы урны были, мусор не залеживался и так далее.
Деталь: чтобы покрасить дом, нужно посоветоваться с соседом насчет выбора краски, она должна ему понравиться, таковы правила.
Телевидение штата Северная Каролина имеет четыре вертолета. Есть специальные студии для погоды, для новостей. База, конечно, огромная. Правда, штат – это семь с лишним миллионов человек. Но все же…
Отсутствие бедных – их тоже выделяет.
Чувашей я там не встретил, но в Вашингтоне очень много русскоговорящих. Встречал эмигрантов из Молдавии, приехавших в Штаты в первые годы перестройки. Много студентов из России, туристов, людей, переезжающих в США. К примеру, население Северной Каролины, где мы были, быстро растет за счет приезжающих.
-Чему можно научиться у американцев?
-Научиться можно многому.
Прежде всего – культуре. Уважению к закону, которое сразу видно. Отношениям друг с другом. Отношению к собственности вообще, чужой собственности – в частности. Отношению к работе в коллективах. Не видел, чтобы где – то сидели, болтали, чаи гоняли – такого нет. На работе – работа, дома – пожалуйста, отдых.
У американцев можно учиться делать свое дело незаметно. Действительно, просто не замечаешь: как у них люди работают? Когда?
У американцев можно учиться отдыхать. Конечно, у них для отдыха есть возможности. Люди в Штатах умеют ценить свое здоровье. С определенного возраста они готовятся выйти на пенсию, начинают вести другую жизнь - для себя, отдыха, личной культуры.
Каждый год выезжают – путешествуют по стране, зарубежью. Например, хозяева дома, где мы остановились, поехали в том году в Китай. Каждый год они выезжают. Посвящают себя поиску впечатлений, удовольствий. Размер пенсии позволяет им путешествовать. Есть государственная пенсия, накопительная, другие виды пенсии.
У американцев можно учиться отношению к семье.
Конечно, семьи там формируются по – разному, несколько иначе, чем у нас. Молодые люди свободны в выборе партнера до создания семьи. Семья создается в 21, 25, 30 лет. До этого момента люди свободны. Но когда семья создается – появляется ее культ. Обязательность по отношению друг к другу.
Отношение к детям – самое разное.
Таких писательских организаций, как у нас, в Штатах нет. Но у журналистов есть несколько профессиональных союзов – ассоциаций журналистов штата.

В чем отличие?

У нас, вроде бы, общественная организация и непонятно, чем занимаются. У них в ассоциации – обязательно юрист, люди, оказывающие не аморфную, а вполне конкретную методическую помощь, дающие деловые консультации. Юрист – с четко практической направленностью. Если журналист или его редакция вступили в ассоциацию, то, в случае необходимости, они не будут бегать по судам: ассоциация защищает их права в судах при спорах.
Любая ассоциация, любой союз решают конкретные жизненные вопросы, связанные с творчеством, правом, защитой чести и так далее. Все практично.
В организации учебы у них заметно стремление применять очень активные формы, плотные тренинги. Мы присутствовали на занятиях со студентами. Хорошая учебная база. Есть взаимный контакт преподавателя и студентов.
Труд преподавателей вуза ценится высоко.
Мы познакомились с двумя из них. По - нашему, они бюджетники. Но они обеспечили себе старость. У каждого – своя машина. Дети живут отдельно.
Кстати, взрослые с детства приучают своих детей к самостоятельной жизни. Вот обычная семья. Дочь закончила школу, уехала. Позванивает. В день рождения матери не приехала, только позвонила и поздравила. Мать не расстроилась: «Наверное, у нее есть друг и отношения с ним для нее важнее». Не страдают, не плачут из-за таких вещей. Принимают как должное: вырастили, вывели на дорогу, они – самостоятельные.
У нас по-другому. Сами голодаем, но детей стремимся обеспечить, в деревнях – особенно: «Лишь бы детям, детям, детям». Потом дети им что? Хорошо, если это все обернется благодарностью. Бывает хуже: забыли, бросили.
Они, в Штатах, сделали то, к чему мы стремились когда-то в СССР. Мы строили развитой социализм, коммунизм. А они во главу угла поставили прагматизм, рационализм и создали более совершенное общество. Они реализовали наши мечты.

-Достижим ли американский уровень быта, когда такое может быть в нашей стране?

-Трудно ответить на этот вопрос, очень трудно.
Конечно, мы побывали только в одном только южном штате. Наверное, чтобы сделать более точные выводы о стране, необходимо побывать и в других штатах.
Но бросилось в глаза то, что они обеспечены абсолютно. Все привозное у них.

-Жизнь с удовольствием?

-Жизнь с удовольствием, даже с наслаждением, так точнее. Работают без суеты, быстро, качественно. Например, строители возводят здание. В девять утра, когда мы уезжали, на стройке еще никого не было видно, приезжали вечером – уже вся работа сделана, но людей не видно.
С другой стороны, может быть, нам жить так, как живут американцы, и не нужно. Весь мир так жить не может. К примеру, там очень много товаров, сделанных в Китае. Американцам удалось создать потребительское общество, в том числе, и за счет остального мира.

-Какие проблемы у чувашских писателей?

-Было время, когда наше государство полностью о них заботилось. Потом они оказались как бы слегка забытыми. Прежде всего, в материальном, бытовом плане. Прежде человек мог содержать себя своим писательским трудом. Сегодня в небогатых регионах нашей страны писатели испытывают финансовые сложности. Многие писатели, наверное, без гонорара писать уже не могут. Похоже, не все писатели оказались неподготовленными к повороту истории. У них сформировалось свое восприятие мира. Некоторые привыкли работать под чьим – то руководством.
В новых условиях нужно не только писать, но и публиковаться, а это тоже проблема непростая. Рынок диктует, чтобы писательская продукция была качественной. Литература – она ведь разного пошиба. Но издатели стараются, прежде всего, издавать те произведения, которые можно протолкнуть на рынке, реализовать, которые востребованы.
Конечно, в таких условиях появляются молодые авторы – более выдержанные, крепкие по характеру, духу.
Конкуренция сейчас тоже несколько иного склада. Книгоиздатель не будет бегать за писателями, как, например, мы в газете бегаем за авторами, ищем их.
Сейчас, мне кажется, издатели уже пришли в себя, научились работать в условиях рынка. Журналы тоже освоились, авторы начинают активнее проявлять себя.
В рынке, настоящей конкуренции, при нехватке средств для публикации, жанры проявляют себя по- разному. Писателю нужно учитывать потребности читателя. Ведь, кроме литературы, на его внимание претендуют еще и телевидение, видео, другие виды современного искусства. В условиях конкуренции жанров литература должна развиваться по-новому. У человека сегодня нет возможности сутками, неделями разлеживаться с одной книжкой в руках. Информация в книге должна быть плотная, сюжет – динамичный, образы - понятные, доступные.
Появляются произведения, бросающие вызов обществу. Есть преувеличенное увлечение формой – форма прокладывает себе дорогу, это тоже закономерно, ибо искусство – многоплановое по определению.
- В каком направлении должна развиваться чувашская культура: в направлении унификации или же сохранения самобытности?
-Мы ограничивать себя региональными рамками не можем. Мы должны входить в мировую цивилизацию, что и делаем.
Нам необходимо трансформироваться и адаптироваться в мировой культуре. Мы должны воспринимать в ней все то, что обладает ценностью. Брать все то, что можно брать.
Следует идти по этому пути. Потому что культура развивается не сама по себе вообще. Она – синтетична и конкретна. Есть бытовая культура, политическая культура, экономическая. Без развития отдельных культурных составляющих в их взаимосвязи мы просто не сможем заявить о себе как о перспективной нации.
Но в то же время мы не можем просто так отречься от самобытности, пренебречь ценностями, которые есть только у нас в литературе, театре. Мы должны стараться сохранять самобытность, заявлять о себе: да, мы равны со всеми, но в чем-то мы лучше, ярче.
Мало быть интересным только чувашскому читателю. Надо, чтобы тебя еще переводили на другие языки и читали в других регионах, странах представители других народов. Только тогда наша чувашская литература будет развиваться. А вариться в собственном соку – как в литературе, искусстве, так и культуре в целом – далеко недостаточно.
Стоять на месте нельзя. Конечно, можно окружить себя яркими плакатами, требовательными лозунгами, но это не даст результата.
Мы должны входить в мировую цивилизацию в экономике, культуре, литературе, политике - во всех отношениях.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика