Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

РЕЖИССЕР В. ЯКОВЛЕВ: «КАЖДЫЙ НАРОД СОЗДАН ПРИРОДОЙ»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Валерий Николаевич Яковлев, народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии Чувашии, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области театрального искусства, художественный руководитель Чувашского академического драматического театра им. К. Иванова.

-Проблемы нашего театра – в чем они?
-Сегодня проблемы театра в целом стоят очень остро. Идет очень непростой разговор о стационарном театре в России. О том, насколько он сегодня необходим. Может ли он в дальнейшем существовать в таком виде.
Многие замахиваются на антрепризы, коммерческие театры учреждают. На мой взгляд, это, конечно, крайности.
Я считаю, стационарный театр – великое достижение русского искусства. Стабильная труппа, стабильный репертуар, актерская, режиссерская театральная школа, общее понимание искусства…
Национальные театры нашей страны – единственное культурное соединение, где люди определенной национальности находят кровно близкую им драматургию, узнают о проблемах, связанных с историческим прошлым народа, его нынешним, будущим. То есть в национальном театре люди, живущие в регионе, получают духовную подпитку.
Таких театров мало.
-В каком направлении будет эволюционировать чувашский театр?
- Прежде всего, необходимо сохранить те замечательные традиции, которые идут вглубь народа. Необходимо сохранить красоту мира чувашей. Их дохристианское, языческое понимание того, что все взаимосвязано, что человек – не единственное существо на земле, вокруг него – одушевленный мир. Деревья, животные, небо, земля – одушевленные, они живы и взаимосвязаны. Любые поступки человек должен соизмерять. Вот эти проблемы всегда находили отклик в национальной драматургии, основанной на фольклоре, этнографии, музыке, прекрасном слове, в таких спектаклях, как «Нарспи», «Айдар», «Выйди, выйди за Ивана», многих других.
Но вместе с тем идут огромные поиски в театральном горизонте России и мира – поиски современной эстетики, новых направлений.
Чувашия находится на стыке двух культур – восточной и западной.
Она частью тяготеет к восточной культуре, восточному мировоззрению, к космогоническому пониманию человека сегодня, завтра, вчера. Живая природа и ушедший мир переплетаются, становятся предметом исследования в театральном искусстве.
А современный театр, уходящий в древнегреческое искусство, классическую европейскую драматургию – он тоже развивается. В нем идут поиски метафор, образности, сложности языка, полифоничности.
В этом направлении у нас тоже достаточно интересный опыт работы: например, такие спектакли, как «Земля и девушка» по пьесе чувашского драматурга Николая Терентьева, «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой» - по произведениям русского писателя Валентина Распутина или же спектакль по пьесе драматурга Бориса Чиндыкова «Ежевика вдоль плетня»…
Наш театр участвовал во многих фестивалях – Казани, Уфе, Ярославле, Орле…Нередко завоевывал первые места, иногда – Гран-при.
Труппа настроена на новые поиски. Не ощущаю ее усталости. Актеры, почти все – выпускники московской и санкт-петербургской театральной школ, высокие профессионалы, получившие хорошее образование. Есть такие мастера, как Вера Кузьминична Кузьмина, Николай Григорьев, Нина Яковлева, Нина Григорьева, Валентина Трифонова, Геннадий Большаков, Валентина Ситова, Светлана Андреева…
Труппа растет, взаимообогащается, есть связь поколений старших и младших.

-Есть такое высказывание: кино вытесняет театр. А в Чувашии, наоборот, театр вытеснил кино.
-Театр ничего не вытеснял. Да, кинопроизводства у нас, к сожалению, нет сегодня. После Максимова – Кошкинского у нас и не было кинопродукции, художественного кино, так как у нас нет киностудии.
-Не хотели бы продолжить традицию Максимова – Кошкинского и снять авторский художественный фильм, если да, то о чем, на какую тему?
-Может быть, это прозвучит несколько самонадеянно, но я не считаю, что не справился бы.
Я, кстати, еще в конце семидесятых годов пробовал снять один игровой фильм, называется «Улах» - «Посиделки», Он, к сожалению, черно-белый. Но даже известные режиссеры смотрели и удивлялись. Я думаю, возможно, если бы была студия, могли бы попробовать утвердиться и в этом жанре. Но кинопроизводство требует затрат. Максимов – Кошкинский без денег кино не делал. Тогда «Чувашкино» работало в рамках московской финансовой поддержки, была взаимосвязь. Но я думаю, что, может, кино появится. Желание сниматься есть у многих актеров.
Наверное, я смог бы… Я смотрю нынешние фильмы, которые показывают по телевидению – они меня не восхищают. Не с точки зрения идеи и воплощения, а с точки зрения умения строить кадр, быть выразительным, умения выразить идею. На мой взгляд, уровень немножко упал. Мне интереснее смотреть старые фильмы выдающихся наших кинорежиссеров, операторов, где каждый кадр фильма – на месте и не случаен. А в нынешних фильмах – я не говорю о телевизионных многосерийных, они скучны, я их не смотрю – а вот в тех фильмах, о которых все говорят, там тоже есть неиспользованные резервы, с точки зрения художественной выразительности и художественного воплощения.
-В чем суть вашей профессии?
-В принципе, режиссура – взгляд на жизнь. Режиссер должен увидеть новое в классике или же современном произведении и в художественной форме высказать свое понимание, свое отношение, свой взгляд.
Соревнуемся на фестивалях со многими известными театрами, театральными деятелями, актерами. Там, на фестивалях, где мы участвовали, у меня еще ни разу не было ощущения того, что мы хуже, что наши актеры так не умеют, что мы так не сможем.
Актер и режиссер растут на хорошей драматургии- интересной, серьезной, проблемной. К сожалению, у нас отсутствуют хорошие, интересные пьесы. Большей частью нам приходится дотягивать пьесы до своего уровня понимания, уровня мастерства актера. А если мы обращаемся к классике - Горький, Пушкин … - то нам самим приходится дотягиваться до художественного уровня произведений.
Мы объявили конкурс драматургов, уже есть около пятнадцати пьес - для меня это неожиданно. Ведь постоянно пишущих драматургов – один, два… Мало их. Может, появятся, время еще не наступило. Ну, бывает время расцвета, время упадка жанра. Как в природе: приливы и отливы. Время такое, голод на драматургию у театров, особенно – в нашем театре, огромен.
В прошлом году к нам приехало тринадцать молодых актеров из Москвы – выпускников школы Щепкинского театрального училища. Силы и желание есть. В плане - классика чувашской драматургии Федора Павловича Павлова, пьеса «Ялта». Более сорока лет, наверное, на нашей сцене эта пьеса не шла. В плане - «Каменный гость» («Дон-Жуан») Александра Сергеевича Пушкина. Надеемся, появятся хорошие пьесы наших чувашских драматургов. Одним словом, ожидание того, что в новом сезоне будет нечто интересное, есть и в самом театре, и у зрителей.
В искусстве не принято загадывать, но после того, как театр получил Государственную премию, снижать планку уже нельзя, зрители будут от нас ожидать более совершенные работы. И от режиссеров, и от актеров.
-Что необходимо сделать для развития культуры и искусства в Чувашской Республике?
-Мне кажется, что в Чувашии на сегодняшний день достаточно благополучная ситуация. Руководство, Правительство республики, в первую очередь, конечно, Президент Николай Васильевич Федоров обращают важному вопросу очень большое внимание. Мы не ощущаем себя заброшенными. Появляются указы, постановления в поддержку работников искусства, в частности – театра.
Конечно, это не говорит о том, что все благополучно, все нормально, особенно – с точки зрения материального обеспечения, финансирования.
Жизнь меняется, усложняется, растет дороговизна. Непросто создавать настоящие художественные произведения, ведь они – дорогостоящие. Но вместе с тем нельзя рассматривать тему только с точки зрения кассовости. Конечно, успехом чаще пользуется комедия, но важно и серьезное искусство, заставляющее человека думать, размышлять о себе, о жизни, бытии, существовании вообще, о том, для чего явился в этот мир.
Думаю, надо продолжать поддерживать культуру. Без духовной национальной культуры народ перестает быть народом. А у нас, чувашей, огромное культурное наследие, проходящее сквозь века и интересное всему миру.
-Что чувашский народ может привнести в культуру современной человеческой цивилизации?
-Любой народ создает природа, он имеет право быть, существовать. На земле же существуют разные травы, деревья, они друг другу не мешают.
Чувашия – край ста тысяч песен, слов, вышивок. Такое богатство она уже внесла в мировую цивилизацию. Конечно, задачи двигать аргентинскую или мексиканскую культуру никто не ставит. Речь идет о том, чтобы благотворно взаимовлиять, обогащать, обеспечивать движение, прогресс.
Мы не потеряли красоты, образности мышления, метафоричности, иносказательности - проявлений народной духовности. Вместе с тем – они и предмет искусства.
Искусство театра – сиюминутное, сиюсекундное. Думаю, в общую, единую культуру человеческой цивилизации могут войти мелодии чувашской музыки, искусство национальной вышивки. А также - редкостный словарный запас прекрасных слов. «Словарь чувашского языка» Ашмарина - уникален, немногие народы имеют словарь такого объема и богатства. Вот, к примеру, я объясняюсь с внуками. В великом русском языке, значение которого не хочу ни в коем случае умалять, есть слова «дедушка», «бабушка». А в чувашском языке есть равнозначные слова «асатте», «асанне», «кугазей», «кугами», есть и еще другие синонимы, означающее то же самое. Сколько разностей выражения! Чувашский язык - богатый, красивый, полнозвучный, один из древних. Не случайно ученые с мировым именем часто обращаются к его исследованию.
-В чем суть режиссерской концепции Яковлева?
-В моей привязанности к чувашской земле, ее традициям, обычаям.
Я вырос на самой окраине Чувашии, на юге республики. Там и ныне еще существуют прекрасные духовные обряды. Семья – патриархально старинная, дохристианская - была богата словесными, музыкальными проявлениями и в праздники, и в быту.
Я давно живу в городе, но не удалось мне оторваться от впечатлений детства. Они подсознательно приходят оттуда и питают меня.
Сложность понимания современного человека, его связь с предками, с миром ушедшим и миром настоящим, то, как он себя ощущает – мне интересно это исследовать. Через это проявляется и отношение к сегодняшней жизни, мое приятие или неприятие того, что происходит.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика