Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

3 февраля - 85 лет со дня рождения Денисовой Зои Федоровны

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Зоя Федоровна Денисова: Музыкант с молодым и горячим сердцем

 

3 февраля 2013 года исполнится  85-лет заслуженному работнику культуры России и Чувашии, отличнику культуры СССР, лауреату Всесоюзного конкурса артистов эстрады (в составе вокального квартета) Зое Фёдоровне Денисовой.

Бывают в жизни встречи, которые определяют судьбу человека. Таковой стала для меня встреча с Зоей Фёдоровной Денисовой. Директор Чебоксарской детской музыкальной школы им. С.М. Максимова, старейшего музыкального учебного заведения Чувашии, значение которого в культуре нашей республики соотносимо с деятельностью вуза, разрешила сдать мне экстерном всю семилетнюю программу фортепианного отделения.

С творческого благословения и лёгкой руки Зои Фёдоровны начинали свой путь в искусство выпускники ДМШ им. С.М. Максимова доктор искусствоведения, академик, заслуженный деятель искусств РФ М.Г. Кондратьев, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств ЧР И.В. Данилова, члены Союза композиторов России и Чувашии заслуженные деятели искусств ЧР В.Г. Салихова и Л.В. Чекушкина, А.Н. Лоцева. Здесь учился лауреат Всероссийского и дипломант Всесоюзного конкурсов заслуженный деятель искусств ЧР Г.З. Степанов.

О каждом из воспитанников школы Зоя Фёдоровна знает, наверное, всё. Она внимательно следит за их судьбами, гордится достижениями. А успехи большинства её питомцев весьма впечатляют. Есть среди них лауреаты международных и всероссийских конкурсов, заслуженные артисты и работники культуры РФ и ЧР, доктора и кандидаты наук, талантливые руководители творческих коллективов.

- Зоя Фёдоровна, в вашей богатой биографии школа им. С.М. Максимова, уверена, занимает одно из главных мест?

- Да, это мой дом, моя семья. Там я проработала 25 лет - с 1963 по 1988 год, где первые 20 лет занимала пост директора, а потом была преподавателем. Сегодня большинство педагогов ДМШ №1 - выпускники этой школы. Многие из них получили высшее образование в музыкальных вузах страны и стали авторитетными музыкантами, но в памяти моей всё равно продолжают оставаться малышами.

Я бывала на всех экзаменах, наблюдала, как дети продвигаются в искусстве. Раньше у родителей мода была на фортепиано, и конкурс при поступлении составлял 10-12 ребятишек на место. Но прекрасно звучание и таких инструментов, как скрипка, виолончель, в которых, к тому же, остро нуждались коллективы республики. Так вот, если я видела, что ребёнок показывает хорошие данные, отводила его к преподавателям – струнникам.

В школе мы открывали новые отделения: домры, аккордеона, был организован ансамбль скрипачей, который возглавляли выпускник Московской и Казанской консерваторий скрипач и композитор Михаил Алексеев, а вслед за ним преподаватели Валентин Крылов и Вячеслав Миронов. Позже на общественных началах под управлением Валерия Потапова стал функционировать камерный оркестр. А с какой отдачей, самоотверженно работали преподаватели – самые лучшие музыканты республики! 

 Хором начинал у нас руководить композитор и дирижёр Аристарх Орлов-Шузьм. До сих пор помню, как проникновенно дети исполняли «Вей, вей, ветерок». Его эстафету подхватила Анна Шабуневич. Аристарх Гаврилович в 1967 году встал во главе хора Чувашского радио и телевидения. Работали у нас ансамбль домристов под руководством Тамары Токмаковой, оркестр баянистов с Валентином Алексеевым, оркестр народных инструментов с дирижёром Юрием Петровым. 

А какой интересной была внеклассная творческая жизнь! Бурлили мероприятия «Клубы юных музыкантов», «Музыкальные календари», «Филармония школьника». Ни один праздничный концерт в Чебоксарах не проходил без участия наших учеников. В школе бывали и гости республики, приезжавшие то из Японии, то из Венгрии. Ребята выступали перед ними, а потом показывали наш замечательный музей.

Привелось мне заниматься и строительством школы. 12 июня 1963 года на улице Гагарина, где был пустырь с фундаментом долгостроя, появилась будка, и началась работа в две смены. Здание сдали 28 сентября. Даже для наших дней это срок невероятный! За новое здание мне пришлось и побороться. Его хотели передать другому учебному заведению. Собрала я подписи детей, родителей, заручилась поддержкой Андрияна Николаева - и отстояла школу, хотя и получила партийный выговор «за неправильное воспитание детей». 

- С чего начинался ваш путь в профессиональное искусство?

- С поступления в 1943 году на учёбу в чувашскую оперную студию при Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова и, с третьего курса,  параллельных занятий на дирижёрско-хоровом отделении Саратовского музыкального училища. У меня были замечательные учителя. По вокалу я занималась у доцента К.А. Корзюковой, кстати, у неё учился и мой будущий супруг М.И. Денисов. Корзюкова была ученицей В.Ф. Туровской, профессора Московской, а с 1945 года – Саратовской консерватории. У Веры Фёдоровны я проходила  методику и педпрактику. Меня она любила и каждый раз, встретив в консерватории, приглашала: «Зоечка, заходи!» Я часами сидела на её уроках. До революции Туровская пела в La Scala, а в Петербурге выступала с великим итальянским тенором Джильи.

Также мне нравилось дирижирование. Из числа студийцев я организовала хор, с которым выступали в Большом зале консерватории и в училищах города. Исполняли a cappella классику, знакомили слушателей с чувашской музыкой. Особо хорошо принималась «Белая голубка» В.П. Воробьёва.

Отношение к нам, посланцам Чувашии, в Саратове было тёплым, доброжелательным. Для занятий в консерватории нам отводилось лучшее время и классы. Мы обеспечивались контрамаркам на посещение спектаклей Театра оперы и балета и филармонических концертов. И сами принимали участие в исполнении массовых сцен из опер «Аида», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь». Нам посчастливилось познакомиться с искусством величайших дирижёров, народных артистов СССР К.Иванова и О.Димитриади. Всё делалось для нашего развития, и мы слушали настоящую музыку.

Со своей стороны, и мы очень старались. Были трудолюбивы, дружны. Помню, вместе со всей молодёжью Саратова на Лысой горе, буквально на камнях сажали деревья. Тепло и радостно становится на душе, когда летом, подъезжая к Саратову, вижу, как колышет густою листвой наш лес.

Жили мы активно и весело, хотя были и трудности, ведь шла война. С удовольствием дежурила я в консерваторской столовой - там давали поесть, по воскресеньям иногда подрабатывала на заводе. При содействии Правительства и Управления культуры Чувашии нашему хору были присланы концертные костюмы, а как-то в течение года ежедневно получали мы по полкилограмма куха – саратовского хлеба, однажды нам прислали даже чувашскую картошку. Большой радостью для нас, выпускников 1949 года, стала поездка по бесплатным путёвкам в «Учительский» дом отдыха за Волгу. Как мы были благодарны министру культуры В.Т. Ржанову!  

После окончания консерватории Зою Петрову (с 1951 года – Денисову) распределили на работу солисткой Чувашской государственной филармонии. Начался новый, полный творческих побед этап её биографии, где кульминацией стало выступление созданного ею чувашского вокального квартета на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.

- Зоя Федоровна, расскажите, пожалуйста, о вокальном квартете, вписавшем яркие страницы в историю нашей чувашской культуры.

- Летом 1950 года, во время гастролей с Чувашским государственным ансамблем песни и танца, у меня оказались ноты песни Дунаевского «Не забывай». Я расписала аккорды 2-х-голосной песни на 4 партии, и мы начали пробовать звучание. Это услышал проходивший мимо хормейстер Г.С. Лебедев: «Хорошо поёте, хорошо сливаетесь!», забрал ноты и на следующий день принёс свой, композиторский вариант. Исполнение понравилась всем, и художественный руководитель коллектива Ф.М. Лукин включил выступление квартета в концертную программу. 

Для квартета, в котором пела я вместе с Тамарой Чумаковой, Марией Васильевой (Асламас) и Верой Корнишиной, стали писать все чувашские композиторы. В рождении нового жанра чувашской музыки участвовали Г.Лебедев и Г.Хирбю, А.Токарев и В.Ходяшев, Т.Фандеев, А.Асламас, О.Агакова, Г.Моклаков и многие другие авторы. Исполняли мы и песни нашего баяниста-аккомпаниатора Ю.Мясникова. В бесчисленных концертных поездках в составе эстрадной группы и в качестве руководителя всегда был у нас Мефодий Денисов. Объездили мы всю Чувашию, Ульяновскую, Куйбышевскую области, выступали в Татарии, Башкирии и Марийской республике. Добирались до самых отдалённых уголков – несмотря на холод или дождь, застревая в грязи с машиной, которую приходилось толкать. Но трудности забывались, когда выходили на сцену. И это было самой большой радостью. 

В 1957 году М.Денисов предложил нашему квартету принять участие в отборочных состязаниях на I Всесоюзный конкурс и VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Мы рискнули и выдержали по три тура: в Чувашии, которая впервые провела конкурс, и в Горьком заняли первые места, в Москве – третье.

- Наверное, волнительно было быть участником Всемирного фестиваля?

- Это самое незабываемое событие в моей жизни. 28 июля 1957 года, в 2 часа дня в Лужниках, собравших юношей и девушек из 131 страны мира, раздались фанфары, возвестившие о начале фестиваля, и на весь стадион им. Ленина зазвучала песня «Летите, голуби». Одновременно в небо взметнулось несколько тысяч белых голубей. На минуту они закрыли солнце. От восторга и радости мы и плакали, смеялись, а Мария Васильева от избытка чувств даже упала в обморок.

У нас было много интересных встреч и знакомств. Мы выступали в концертных бригадах вместе с французами, итальянцами, египтянами и нигерийцами. После фестиваля нам были предложены гастроли по Уралу и Дальнему Востоку, но по семейным обстоятельствам поездку пришлось отменить.

В 1957 году я перешла из филармонии на работу в Чебоксарское музыкальное училище, где преподавала по совместительству со времени окончания консерватории. Проработала там 25 лет, одновременно работая также и директором ДМШ.

- У Вас в училище было много талантливых учеников.

- Да, так. С Ольгой Терентьевой, ныне заслуженной артисткой ЧР, мы ездили в Казанскую консерваторию для участия в зональном конкурсе. Оля получила там звание лауреата, а мне вручили Почётную грамоту Учёного совета КГК. Радовала своими успехами и заслуженная артистка РФ, солистка Красноярского театра музкомедии Людмила Мартынова. У меня начинали свой путь в искусство Тамара Чумакова, Тамара Соколова, Зоя Лисицына. Выпускники моего класса работают не только  в Чувашии, но Петербурге и Мурманске, Самаре и Красноярске.

- В юбилейной книге «Говорят и показывают Чебоксары» есть Ваши фотография и статья.

- В 1961-м году, сразу после открытия студии, я начала работать музыкальным редактором Чувашского телевидения. Время это вспоминаю с радостью. Мне посчастливилось общаться с И.Кобзоном, солисткой Большого театра В.Левко. В моих передачах участвовали известные чувашские композиторы и исполнители, писатели и поэты.

- Телевидение, музучилище, музыкальная школа, да еще общественная работа с хором Промкооперации в течение 19 лет, а оставалось ли время на вокальный квартет?

- После Всемирного фестиваля наши встречи не прекратились, хотя пути и разошлись. Композиторы продолжали для нас писать музыку, а мы её исполнять. Именно в 1960-70-е годы было выпущено 20 дисков - студиями грамзаписи. Большинство записей вошло в золотой фонд Всесоюзного радио, 70 фонограмм хранится в фондах Чувашского радио. А всего в репертуаре квартета было около 200 произведений. В 70-е годы мы принимали участие в телепередаче «Голубой огонёк». Пели с оркестром под управлением Олега Лундстрема. Привелось нам выступить и в Уфе, на фестивале телевизионных фильмов Поволжья и Приуралья. Квартет был неизменным исполнителем и участником всех съездов, пленумов и выездных концертов Союза композиторов Чувашии. Творческую деятельность мы завершили в 1983 году, выступив в концерте, посвящённом 50-летию Т.Чумаковой.

Зоя Фёдоровна и сегодня полна энтузиазма. Характер её по-прежнему неутомимый. Ни одно творческое событие Чувашии, страны не проходит мимо её внимания. Она всегда в состоянии поиска и внедрения так называемых инновационных проектов. Будучи директором, она организовала и возглавила первый в республике методический кабинет, существовавший в течение 10 лет, курировавший ДМШ республики. По инициативе З.Ф. Денисовой издавались первые учебники по чувашской музыке. 

Всю жизнь служа искусству и образованию, имея в домашней библиотеке редкие издания и раритеты, З.Ф. Денисова передала районным библиотекам Шемурши, Шумерли, музучилищу, факультету искусств ЧГУ ценные книги, нотные сборники, пособия. Являясь Почётным гражданином родной деревни Верняя Кумашка Шумерлинского района, Зоя Фёдоровна собирает в дар сельскому музею книги, аудио- и видеодиски и газетные материалы, связанные с историей чувашского музыкального искусства. 

 

Фоторепортаж

 

Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии

 

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика