Культуру Чувашии сегодня невозможно представить без живописных произведений народного художника России Ревеля Федорова. Этого удивительного человека, истинного мастера и яркого общественного деятеля. Совсем недавно, в 2000 году он потряс общественность республики своей персональной выставкой, посвященной 70 – летнему юбилею. Масштабная экспозиция живописных и графических произведений показала нам художника, давно переросшего региональные границы, ставшего мастером российского масштаба. Поражаешься неутомимому пути Ревеля Федорова от классических многофигурных произведений на гражданские и национальные темы к ярким символическим творениям в новой стилистике, опровергающим устоявшиеся представления о нем. Подобно любимому им Михаилу Врубелю, Федоров в последних картинах освобождается от традиционных противовесов. Весь погружаясь в стихию самой живописи, далекой от жизнеподобия и бытописания, сегодня он уходит от сиюминутной актуальности, решая чисто эстетические задачи, отдавая огромную роль теме света и декоративности цветового ансамбля. Сравнивая свежие произведения художника с картинами 70-80-х годов, видишь, что в новых работах большую роль играют символические и ассоциативные образы и открытость цвета, и открытость автора к свободной живописи. Психологическая и ритмическая нагруженность цвета, столкновение и гармония горячих и холодных аккордов, организация светового ансамбля, объединяющего всю сложную структуру картины, нарочитая незавершенность работ – вот основные черты нового этапа творчества Ревеля Федорова. Интересно, что он освежил свою палитру, подняв светлоту своих живописных полифоний на 2- 3 регистра.
Дорога в большое искусство была нелегкой, начавшись еще в 1940 годы, после Отечественной войны в стенах Чебоксарского художественного училища. Продолжение учебы в Харьковском художественном институте дало молодому Федорову крепкую классическую школу. По материалу, собранному в творческих экспедициях по Крайнему Северу (1960 – 63г.г.), он выполнил дипломную работу - серию гравюр «Люди Севера», проявив себя интересным графиком. В дальнейшем, посвятив первые годы самостоятельного творчества графике, художник находит себя в живописи, в композиционной тематической картине, ставшей главным делом творческой жизни.
Долгий и плодотворный путь Федорова – живописца был начат в 1969 году. Когда им была создана первая крупная картина «Сеспель», ставшая большой творческой вехой – победой молодого автора и событием в художественной жизни Чувашии. В этом новаторском и смелом по выразительности композиции произведении и последующих за ним картинах – «Песня», «Икар ХХ века», «Праздник в Шоршелах», «Дионисий» и др. – ярко проявился дар сочинителя Федорова, живописца.
Картина «Сеспель» фактически открыла собой новый этап в истории чувашского искусства – этап поисков национального, художественного языка и становления чувашской живописи – художественной культуры. Художник активно осваивал «ритмические» особенности орнамента и фольклора чуваш и наряду с Анатолием Миттовым стал одним из основоположников целого живописного направления.
Ревель Федоров всегда занимал активную жизненную позицию, остро чувствуя пульс времени и ставя актуальные, иногда противоречащие официальной линии власти этические вопросы на своих полотнах.
Мы знаем Ревеля Федорова не только как интересного художника, известного всей стране, но и как талантливого педагога. Огромную часть жизни он отдал делу художественного образования, с 1964 года постоянно работая на кафедре живописи художественно – графического факультета Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева. За эти годы сотни студентов прошли школу живописи у мастера, многие из них стали профессионалами, членами Союза художников России. 39 лет посвятил профессор Федоров педагогическому призванию, и до сих пор отдается работе на кафедре живописи в качестве заведующего. Поистине это – гражданский подвиг.
Вокруг Ревеля Федорова всегда находится творческая молодежь. В соприкосновении с начинающими художниками признанного маэстро, создается благотворный мир общения, полезный для творческого роста молодых дарований.
Федоров Р. Ф. неоднократно избирался, а с 1991 года и по настоящее время он – председатель правления регионального отделения «Союз художников Чувашии» Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», является председателем Выставкома региона «Большая Волга», секретарь правления ВТОО «Союз художников России». В постперестроечные годы реформ с повальной приватизацией все и вся, проявил себя как достойный лидер по отстаиванию недвижимости и собственности Союза художников и Художественного Фонда, способствовал сохранению и развитию традиционных видов искусства, притоку молодых дарований в творческий союз, созданию Ассоциации мастеров народных промыслов и художественных ремесел Чувашии.
Так в чем же феномен художника Ревеля Федорова? В неповторимом своеобразии его творческой личности, истоки и корни которого в чувашской деревне, где он родился в многодетной крестьянской семье. В дальнейшем вся жизнь художника проходила в городской, культурной среде, а во время службы в армии в Восточной Германии он испытал мощное влияние европейской культуры. В творчестве Федорова это постоянное столкновение и взаимообогащение городской и крестьянской культуры, российской и европейской традиций находит плодотворное отражение. В этом плане удивительна по стройности композиции картина «М. Сеспель. Жизнь моя, за какими холмами…»(1989). Великий чувашский поэт изображен в едином пространстве мировой культуры, где мир чувашской деревни, ее жители и природа занимают такое же важное место, как и мир европейского искусства. Автор ставит героя триптиха рядом с большими европейскими художниками, подчеркивая единую природу и общность мировой и чувашской культуры.
Картины «В ночь на Ивана Купалу» и «Каиновы качели» посвящены другой важной теме – теме духовного поиска и нравственного покаяния. Первая работа притягивает к себе сразу красотой ночного колорита, в котором цвета и оттенки, не кричащие и сдержанные сами по себе, а в ансамбле рождают впечатление восточной мелодии и терпких запахов среднерусского разнотравья. Показывая красоту завораживающего языческого обряда, ставшего, в конце концов, православным праздником, поднимающим народное осознание единства природы и человека, художник дает в этой картине свою версию классической формулы бытия, содержащую и материальную и идеальную категории.
Картина «Каиновы качели» остро актуальна и проникнута болью автора за состояние мира и войны нового времени, взгляд его через призму возможного покаяния обществом отражает или говорит о бессмысленности розни и жертв, предательства мира сего. Композиция насыщена символами и острыми столкновениями героев и аксессуаров. На полотне изображено тревожное пространство локальных боевых действий с разразившейся грозой в тревожном небе. Это могут быть события и в Чечне, и в Ольстере или Сербии… Трагедия войны и античеловеческая ее природа одинаково губительны для любого народа и государства.
Совершенно другая по мироощущению картина «Там, в тиши уединения…», посвященная звезде русской поэзии – Александру Пушкину. Молодой поэт изображен в момент полного единения с русской природой. Восторг юного Пушкина от самой жизни и тихого пейзажа усадьбы в Тригорском, лиричное, светлое звучание цветовой палитры, умиротворенность и гармония – все это наполняет полотно радостью жизни и истинной поэзией.
Рассматривая творческую эволюцию художника, Федорова сквозь призму времени убеждаешься в уникальности его художественного метода, необычайной широте его эстетических интересов и замыслов и редкому трудолюбию, приносящему зрелые плоды. Мастер отдал дань практически всем жанрам изобразительного искусства – от монументальных росписей и мозаик до акварельных пейзажей, от крупноформатных многофигурных полотен до камерных офортов, от символических, живописных мистерий на евангельские сюжеты до изысканных пейзажей, декоративных натюрмортов и психологических портретов…
Эта разносторонность творчества – признак истинного таланта, которому тесно в узких жанровых рамках. Сегодня Ревель Федоров штурмует в своей мастерской новые высоты, не оглядываясь на достигнутые успехи, не почивая на лаврах., уверенно входя в ХХ1 век.