Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

О творчестве

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

       Культуру Чувашии сегодня невозможно представить без живописных произведений народного художника России Ревеля Федорова. Этого удивительного  человека, истинного мастера и яркого общественного деятеля. Совсем недавно, в 2000 году он потряс  общественность республики своей персональной выставкой, посвященной  70 – летнему юбилею. Масштабная  экспозиция живописных и графических произведений показала нам художника, давно переросшего региональные границы, ставшего мастером российского масштаба. Поражаешься неутомимому пути Ревеля Федорова от классических многофигурных произведений на гражданские и национальные темы к ярким символическим творениям в новой стилистике, опровергающим устоявшиеся представления о нем. Подобно любимому им Михаилу Врубелю, Федоров в последних картинах освобождается от традиционных противовесов. Весь  погружаясь в стихию самой живописи, далекой от жизнеподобия и бытописания, сегодня он уходит от сиюминутной актуальности, решая чисто эстетические задачи, отдавая огромную роль теме света и декоративности цветового ансамбля. Сравнивая свежие произведения художника с картинами 70-80-х годов, видишь, что в новых работах большую роль играют символические и ассоциативные образы и открытость цвета,  и открытость автора к свободной живописи. Психологическая и ритмическая нагруженность цвета, столкновение и гармония горячих и холодных аккордов, организация светового ансамбля, объединяющего всю сложную структуру картины, нарочитая незавершенность работ – вот основные черты нового этапа творчества Ревеля Федорова. Интересно, что он освежил свою палитру, подняв светлоту своих живописных полифоний на 2- 3 регистра.

       Дорога в большое  искусство была нелегкой, начавшись еще в 1940 годы, после Отечественной войны в стенах Чебоксарского художественного училища. Продолжение учебы в Харьковском художественном институте дало молодому Федорову крепкую классическую школу. По материалу, собранному в творческих экспедициях по Крайнему Северу (1960 – 63г.г.), он выполнил дипломную работу - серию гравюр «Люди Севера», проявив себя интересным графиком. В дальнейшем, посвятив первые годы самостоятельного творчества графике, художник находит себя в живописи, в композиционной тематической картине, ставшей главным делом творческой жизни.

       Долгий и плодотворный путь Федорова – живописца был начат в 1969 году. Когда им была создана первая крупная картина «Сеспель», ставшая большой творческой вехой – победой молодого автора и событием в художественной жизни Чувашии. В этом новаторском и смелом по выразительности композиции произведении и последующих за ним картинах – «Песня», «Икар  ХХ века», «Праздник в Шоршелах», «Дионисий» и др. – ярко проявился дар сочинителя Федорова, живописца.

        Картина «Сеспель» фактически открыла собой новый этап в истории чувашского искусства – этап поисков национального, художественного языка и становления чувашской живописи – художественной культуры. Художник активно осваивал «ритмические» особенности орнамента и фольклора чуваш и наряду с Анатолием  Миттовым стал одним из основоположников целого живописного направления.

       Ревель Федоров всегда занимал активную жизненную позицию, остро чувствуя пульс времени и ставя актуальные, иногда противоречащие официальной линии власти этические вопросы на своих полотнах.

        Мы знаем Ревеля Федорова не только как интересного художника, известного всей стране, но и как талантливого педагога. Огромную часть жизни он отдал делу художественного образования, с 1964 года постоянно работая на кафедре  живописи художественно – графического факультета Чувашского государственного  педагогического университета им.И.Я.Яковлева. За эти годы сотни студентов прошли школу живописи у мастера, многие из них стали профессионалами, членами Союза художников России. 39 лет посвятил профессор Федоров педагогическому призванию, и до сих пор отдается работе на кафедре живописи в качестве заведующего. Поистине это – гражданский подвиг.

         Вокруг  Ревеля Федорова всегда находится творческая молодежь. В соприкосновении с начинающими художниками признанного маэстро, создается благотворный мир общения, полезный для творческого роста молодых дарований.

         Федоров Р. Ф. неоднократно избирался, а с 1991 года и по настоящее время  он – председатель правления регионального отделения «Союз художников Чувашии» Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», является председателем Выставкома региона «Большая Волга», секретарь правления ВТОО «Союз художников России». В постперестроечные годы реформ с повальной приватизацией все и вся, проявил себя как достойный лидер по отстаиванию недвижимости и собственности Союза художников и Художественного Фонда, способствовал сохранению и развитию традиционных видов искусства, притоку молодых дарований в творческий союз, созданию Ассоциации мастеров народных промыслов и художественных ремесел Чувашии.

       Так в чем же феномен художника Ревеля Федорова? В неповторимом своеобразии его творческой личности, истоки и корни которого в  чувашской деревне, где он родился в многодетной крестьянской семье. В дальнейшем вся жизнь художника проходила в городской, культурной среде, а во время службы в армии в Восточной Германии он испытал мощное влияние европейской культуры. В творчестве Федорова это постоянное столкновение и взаимообогащение городской и крестьянской культуры, российской и европейской традиций находит плодотворное отражение. В этом плане удивительна по стройности композиции картина «М. Сеспель. Жизнь моя, за какими холмами…»(1989). Великий чувашский поэт изображен в едином пространстве мировой культуры, где мир чувашской деревни, ее жители и природа занимают такое же важное место, как и мир европейского искусства. Автор ставит героя триптиха рядом с большими европейскими художниками, подчеркивая единую природу и общность мировой и чувашской культуры.

        Картины «В ночь на Ивана Купалу» и «Каиновы качели» посвящены другой важной теме – теме духовного поиска и нравственного покаяния. Первая работа притягивает к себе сразу красотой ночного колорита, в котором цвета и оттенки, не кричащие и сдержанные сами по себе, а в ансамбле рождают впечатление восточной мелодии и терпких запахов среднерусского разнотравья. Показывая красоту  завораживающего языческого обряда, ставшего, в конце концов, православным праздником, поднимающим народное осознание единства природы и человека, художник дает в этой картине свою версию классической формулы бытия,  содержащую и материальную и идеальную категории.

      Картина «Каиновы качели» остро актуальна и проникнута болью автора за состояние мира и войны нового времени, взгляд его через призму возможного  покаяния обществом отражает или говорит о бессмысленности розни и жертв,  предательства мира сего. Композиция насыщена символами и острыми столкновениями героев и аксессуаров. На полотне изображено тревожное пространство локальных боевых действий с разразившейся грозой в тревожном небе. Это могут быть события и в Чечне, и в Ольстере или Сербии…  Трагедия войны и античеловеческая ее природа одинаково губительны для любого народа и государства.

      Совершенно другая по мироощущению картина «Там, в тиши уединения…», посвященная звезде русской поэзии – Александру Пушкину. Молодой поэт изображен в момент полного единения с русской природой. Восторг юного Пушкина  от самой жизни и тихого пейзажа усадьбы в Тригорском, лиричное, светлое звучание цветовой палитры, умиротворенность и гармония – все это  наполняет полотно радостью жизни и истинной поэзией.

    Рассматривая творческую эволюцию художника, Федорова сквозь призму времени убеждаешься в уникальности его художественного метода, необычайной широте его эстетических интересов и замыслов и редкому трудолюбию, приносящему зрелые плоды. Мастер отдал дань практически всем жанрам изобразительного искусства – от монументальных  росписей и мозаик до акварельных пейзажей, от крупноформатных многофигурных полотен до камерных офортов, от символических,  живописных мистерий на евангельские сюжеты до изысканных пейзажей, декоративных натюрмортов и психологических портретов…

      Эта разносторонность творчества – признак истинного таланта, которому тесно в узких жанровых рамках. Сегодня Ревель Федоров штурмует в своей  мастерской новые высоты, не оглядываясь на достигнутые успехи, не почивая на лаврах., уверенно входя в ХХ1 век.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика