Меньшикова И.П.
Музейное сообщество Чувашии: современные реалии и перспективы развития
Одной из наиболее существенных задач, стоящих пред российским обществом является обеспечение его самоидентификации и духовно-культурного самоопределения в соответствии с реалиями современного мира. В этом процессе музей и потенциал его особого пространства выходит на первый план, поскольку действительно имеет возможности для того, чтобы способствовать решению данной задачи. По словам Калугиной, «в музее происходит подключение человека к культурному коду современной ему культуры и актуализация нужного данной культуре социально-культурного опыта» (Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: Петрополис, 2001. - С. 19.) Музей - особое, уникальное средство трансляции социального опыта, связи истории, прошлого с настоящим и будущим.
В начале XXI века общество воспринимает музей не только как архив человеческой памяти, приобщающий современного человека к культурному наследию прошлого. Музей превращается в общественный институт, который активно влияет на социальные и культурные процессы современности и формирует культуру будущих поколений. Это делает место музея в мире более значительным и многократно повышает его ответственность перед обществом. Особенно велика роль региональных музеев, на которых лежит задача сохранения национальной культуры народов, проживающих на территории России. Именно поэтому всплеск появления региональных музеев происходит в эпоху подъема политического и национального самосознания народа. Так это было и в Чувашии.
Начало музейному делу в крае было положено в первые десятилетия ХХ века. Своим становлением оно обязано общественным объединениям, учебным заведениям, органам местного и городского управления. Первопроходцем выступила дирекция Алатырского реального училища, которая в мае 1911 г. возбудила ходатайство на право проведения археологических раскопок в окрестностях города для организации показательного историко-этнографического музея. Из-за отсутствия специалистов в разрешении было отказано, однако геологический музей академии наук подарил училищу палеонтологическую коллекцию. Известно, что в Ядринском реальном училище существовал нумизматический кабинет, собиравший среди чувашского населения старинные монеты, чью деятельность можно считать формой предшествующей музейной. В декабре 1911 года собрание членов Чебоксарской общественной библиотеки подняло вопрос о строительстве собственного здания, в котором предполагалось разместить этнографический музей. В 1912-1913 гг. инициатива интеллигенции была поддержана, городской думой и уездным земством, но ее реализации помешала разразившаяся мировая война.
Более успешным оказался музейный опыт учебно-образовательной направленности. Как просветительным центрам, земства отводили музеям важную роль в деле школьного образования, т.е. культурно-образовательной работе. С 1910-х годов внешкольное обучение стало рассматриваться как самостоятельный вид образовательной деятельности, не менее значимый, чем школьное. В Казанской губернии, куда входила часть территории нынешней Чувашии, первыми из уездных земств к музейному строительству обратилось Цивильское, имевшее репутацию передового в области внешкольного образования.
Развивая просветительную деятельность среди взрослых, начатую в 1909 г. организацией 12 бесплатных народных библиотек (по одной на волость), в 1912 г. цивильские земские деятели решили открыть педагогические музей и библиотеку, включив их в план мероприятий празднования 300-летия династии Романовых. Получив отказ от Казанского учебного округа, Чрезвычайное цивильское земское собрание рассмотрело программу юбилейных мероприятий и решило выделить по 1000 рублей на открытие педагогического музея с педбиблиотекой при нем, присвоив им звание юбилейных. Музе был призван способствовать повышению квалификации и уровня образования учителей, популяризировать научные знания среди населения. На перспективу ставилась задача участия музея в снабжении школ учебными пособиями.
Музей открылся в феврале 1914 г., что явилось крупным событием для уездного города с населением в 2 тысячи человек. Музей плотно сотрудничал со школой, учителя приводили детей для закрепления нового материала, создавал передвижные выставки. Создавая краеведческий отдел, занимался сбором материала, к которому привлекли и учителей. Вскоре музей превратился в самостоятельное учреждение и носил имя центрального уездного. К сожалению, в 1922 г. музей сгорел, после пожара вернуть наработанные позиции не смог. Последние данные о музее датируются 1933 годом. Нынешний Цивильский краеведческий музей ведет начало от школьного музея, образованного при Цивильской школе №1 в 1968 г.
С образованием Чувашской автономной области 1 января 1921 г. при подотделе искусств возникла областная секция искусств по делам музеев и охране памятников искусств, старины, народного быта и природы, в мае реорганизован в одноименный комитет-обмузей, в ведении которой находились музейные учреждения ЧАО: Цивильский, Ядринский (1919-1922) уездные и Центральный чувашский музей в Чебоксарах – ныне Чувашский национальный музей.
Среди прочего, обмузей занимался инвентаризацией и распределением экспонатов среди музейных учреждений. Известно, что в 1922 г. ЦЧМ получил материалы от местных учреждений.
В декабре 1921 года на Втором областном съезде деятелей народного просвещения, посвященном состоянию музейного дела в ЧАО, констатировалась слабая научно-методическая работа на местах, указывалось, что уездные музеи «влачат жалкое существование» из-за отсутствия внимания к своим нуждам. Съезд наметил программу развития музейной деятельности, предусматривающую открытие отделений общества изучения местного края (ОИМК) в уездных городах, утвердил положение об уездных музеях.
В 1928 г. Всечувашский краеведческий съезд в качестве неотложной поставил задачу в короткие сроки силами местных отделений ОИМК развернуть сеть районных музеев. Однако, известно, что в 1935 г. в городах Чувашии, кроме Чебоксар, не имеется музеев. По мнению работников ЧЦМ, в интересах развития музейного дела было желательно учредить несколько районных музеев, в первую очередь в Цивильске, Алатыре и Канаше.
Судьба редких для глубинки культурных учреждений была печальной. Положение провинциальных музеев было неустойчивым, всецело зависело от отношения местной власти, наличия руководителя и других случайных обстоятельств. Более стабильным оказалось положение Центрального чувашского музея.
Его возникновение относится к периоду образования Чувашской автономной области. С подъемом политического и национального самосознания чувашского народа резко возрос интерес к его историческому прошлому, материальным и духовным богатствам, к экономике, культуре, литературе и искусству родного края. Для удовлетворения таких потребностей и был открыт Центральный чувашский музей 12 февраля 1921 г. Его организатором выступила группа интеллигенции г. Чебоксар во главе с бывшим сотрудником Народного университета, выпускником историко-филологического факультета Варшавского университета Николаем Павловичем Неверовым.
17 апреля 1921 года при музее было создано Общество изучения местного (чувашского) края, объединившее в своих рядах лучших представителей чувашской научной и творческой интеллигенции. Музей и общество интенсивно занимались поиском и сбором наглядных материалов, организацией различных экспедиций. Они явились первыми научными учреждениями, положившими начало систематическому изучению истории, культуры, быта и природы Чувашии. (СЛ.2)
В первые годы работы музей часто закрывался, не хватало средств для поддержания его существования (в 1921-1922 гг. свирепствовали голод и эпидемии). Дело не заглохло только благодаря настойчивости, трудолюбию и самопожертвованию тех, кто питал настоящую любовь к истории края, и статусному положению центрального. Посетители тепло отзывались о музее. Представитель Международного комитета рабочей помощи голодающим, чешский общественный деятель Антонин Яноушек, посетив музей в сентябре 1922 г. отметил, что к великому его удивлению он встретил здесь редкостные экспонаты, которые возможно найти лишь в музеях центральных городов. Некоторые наиболее ценные исторические памятники он полагал нужным сфотографировать и выслать за границу для внесения в каталог заграничных музеев. Известный тюрколог Н.И. Ашмарин, побывав в музее в июне 1923 г., назвал его "симпатичнейшим и полезнейшим учреждением, которое, несомненно, должно служить всестороннему освещению прошлого и настоящего автономной области". Особенно ценны отзывы музейных специалистов высокой квалификации. "С большим интересом и удовольствием я осмотрел Музей. Любовные усилия преданных делу людей, дав за короткое время прекрасные результаты, позволяют надеяться, что чувашский народ будет иметь очень хороший музей, ценный для всей России и родного края в особенности. Хранитель Этнографического отдела Русского Музея профессор Д. Золотарев. 18 июля 1924 г."
В 30-е гг. краеведение уже не соответствовало новым веяниям бюрократизации жизни. Меняется в худшую сторону и отношение к музеям. В 1930 г. Чувашский музей вынужден был перебраться в неприспособленные помещения Успенской церкви. В этих тяжелых условиях (с печным отоплением помещений), он находился 50 лет. Известно, что в 1935 г. в городах Чувашии, кроме Чебоксар, не имеется музеев. На этот период приходится формирование представлений о музее как о пропагандистском учреждении, которое привело к объединению, ликвидации некоторых музеев как не представляющих ценности.
Спад в деятельности музея в 30-е гг. отражал общие изменения в социально-политической сфере в связи с нарушением демократических начал. Массовые необоснованные репрессии нанесли тяжелый урон музейному делу и краеведению. Среди жертв тоталитарного режима оказались бывший директор Чувашского центрального музея М.П. Петров-Тинехпи. Заведующий отделом истории и археологии И.Т. Тихонов-Микусь, сотрудник М.Н. Лентовский - известный краевед. Были изъяты из коллекций и варварски уничтожены многие предметы, книги и рукописи авторов, подвергшихся преследованиям.
Предвоенные годы в истории музея характеризуются частой сменой руководства и вывесок. С 1937 г. учреждение стало именоваться Чувашским центральным музеем краеведения, а с 1940 г. - Краеведческим музеем Чувашской АССР. В 1939 г. хранившиеся здесь произведения искусства были выделены в особый фонд, на базе которого организовалась Чувашская художественная галерея – ныне Чувашский государственный художественный музей. Через год открывается первый филиал - Музей чувашской литературы и искусства, впоследствии, с 1988 г. он переименован в Литературный музей имени К.В. Иванова.
Музейное дело развивается как часть общегосударственной и пропагандистской работы, инструмент идеологического воздействия, откуда и вытекают те требования, которые предъявляются музею.
В годы Великой Отечественной войны музей временно был закрыт. В здании расположился архив воинской части. Однако и в эти трудные годы небольшой коллектив музея не прекратил своей деятельности. В ноябре 1944 г. двери музея вновь были открыты для посетителей.
В послевоенные годы шло дальнейшее развитие музейного дела в республике. В это время были созданы новые экспозиции, основанные на широких научных исследованиях. Продолжался сбор новых интересных материалов, активный поиск, работа над выставками и экспозициями
Расширяется музейная сеть республики, первоначально в виде школьных комнат боевой Славы. Структура главного музея республики пополнилась 5 филиалами. В 1974 г. был открыт еще один филиал Чувашского республиканского краеведческого музея - Музей В.И.Чапаева. В 1978 г. филиалом стал Музей космонавтики в селе Шоршелы, берущий свое начало от школьного музея, образованного через 10 лет после первого полета в космос нашего земляка, А.Г.Николаева. Многие районные центры заимели свои историко-краеведческие общественные музеи. Появились и ведомственные музеи.
В 1980 г. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня воды в Волге Чувашский республиканский краеведческий музей был переведен из бывшей Успенской церкви в здание, построенное в конце XIX в. купцом М.Е. Ефремовым. За короткий срок здесь на площади 800 кв. метров были развернуты новые экспозиции.
Нельзя, однако, не признать, что вплоть до начала 1990-х гг. сохранялось, все более усиливаясь до середины 1980-х гг., отношение к музею как пропагандистскому учреждению, что пагубно сказывалось на развитии научно-исследовательской, экспозиционной, научно-фондовой работы музеев.
Начавшиеся с середины 80-х гг. изменения административно-командной системы управления привели к децентрализации музеев, к отделению филиалов музея и организации самостоятельных музеев в районах республики.
За Чувашским республиканским краеведческим музеем сохранилась роль научно-методического центра. Специальный отдел, созданный в музее в 1981 г., координировал деятельность общественных и народных музеев.
В 1991 г. музею было возвращено здание, в котором он начинал свою деятельность. Здесь разместился Музейно-выставочный центр. В апреле 1993 г. произошло еще одно знаменательное событие. После принятия Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики, назрела необходимость расширить функции музейной деятельности. «С учетом необходимости повышения роли музеев в формировании и распространении идеи межнационального согласия, воспитания в людях патриотизма, укрепления связей с чувашской диаспорой РФ» был изменен статус музея. Постановлением Совета Министров Чувашской Республики он стал Чувашским национальным музеем. Превратившись в центр всей музейной работы не только на территории Чувашской Республики, но и в местах компактного проживания чувашей в других регионах Российской Федерации, им остается и сейчас.
В 2001-2005 гг. была проведена паспортизации музейной сети республики с целью приведения в соответствие количественного и качественного состава музейной сети, изучения содержания и перспектив ее дальнейшего развития. Сегодня в республике действует 3 государственных, 10 муниципальных, 11 ведомственных (36 общественных музеев (со званием «народный» – 24), 1 частный.
Последнее годы XX века и первое десятилетие века XXI стали для учреждений культуры, науки и образования временем испытаний на стойкость и выживание. Рубеж веков ознаменовался для России крупнейшими изменениями в политической, социально–экономической и культурной жизни, которые не могли не затронуть музейное дело.
Мы смело можем сказать, что эти полтора десятилетия стали как одним из самых сложных периодов в жизни музеев, так и периодом небывалого качественного взлета всех направлений музейной деятельности.
Никогда до этого музеи России не были так востребованы публикой – ежегодно их посещает до 80 миллионов экскурсантов. В Чуваши – более 374 тыс. человек в год. В Чувашском национальном музее по сравнению с 1996 г. число посетителей увеличилось в два раза. Причем посещаемость на таком уровне держится в течение последних 10 лет.
Музейщики разрабатывает и реализует программы, адресованные широкой музейной аудитории – от детей до пенсионеров. Никогда ранее не были так разнообразны формы музейной деятельности, так индивидуален подход к различным категориям посетителей, так активно и продуманно использование мультимедийных и интерактивных форм представления музейных экспозиций и коллекций. В силу своей природы музеи всегда обеспечивали стабильность общества и государства, и последние 15 лет для Новой России это было исключительно важно. Безусловным знаком новой эпохи в развитии музеев стал неуклонный рост популярности музеев, признание обществом заслуг музеев в деле сохранения историко–культурного потенциала нации и вера в их способность решать кардинальные задачи духовного развития общества.
В музеях ведутся исследования по истории, этнографии, археологии, публикуются научные труды. Выходит научный ежегодник «Люди. События. Факты».
Авторитетом у музейщиков и исследователей пользуются регулярно проводимые в республике на базе Чувашского национального музея научно-практические конференции «Петровские чтения», ежеквартальные семинары.
Впервые после долгого перерыва были возобновлены археологические раскопки, в результате которых в Моргаушском районе и открыт Шашкарский металлургический комплекс.
Музеи республики в течение ряда лет сумел сформировать свой имидж, стать ресурсом развития территории муниципалитетов. Им удалось уйти от единообразия историко-краеведческого характера, присущего советской эпохе.
У музеев республики есть просветительские, образовательные, воспитательные возможности для укрепления институтов гражданского общества, демократических форм организации жизни государства; для противостояния возникновения экстремизма, нетерпимости к инакомыслию, к иному образу жизни, верованиям, культуре; для патриотического, исторического, эстетического воспитания и образования детей и молодежи; противодействию фальсификации истории путем полного и объективного представления ее фактов и событий в музейных собраниях и экспозициях.
В них хранится более 250 тыс. экспонатов. Представлены памятники палеонтологии и археологии, биологии и геологии, истории науки и техники, памятники этнографии чувашей и др. народов, проживающих на территории республики и за ее пределами, народное искусство, шедевры изобразительного искусства, предметы и документы, раскрывающие историю и культуру, деятельность величайших людей республики и страны.
Однако в большая часть музейного фонда хранится приспособленных помещениях. Среди важных проблем, решение которых имеет принципиальное значение для деятельности музеев республики, следует назвать необходимость:
1. Сохранения музейного фонда республики, которая заключается в создании условий хранения, обеспечения безопасности, учета, консервации и реставрации, при которых будет минимизирован ущерб в следствии криминальных посягательств, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера, естественного старения материалов, из которых созданы музейные предметы.
2. Перед музеями республики стоит задача добиться качественного прорыва в изучении собственных фондов.
3. Создание условий для непрерывного, полнообъемного научного комплектования фондов, для целенапрвленного восполнения пробелов в музейных коллкциях, возникших во второй половине 20 века.
Необходимо построить новое фондохранилище.
На протяжении многих лет темпы реставрации низки и составляют около 1% отреставрированных предметов в год от всех, требующих реставрации. В такой ситуации не только есть угроза потери значительной части имеющихся музейных коллекций, но и дальнейшее комплектование коллекций при невозможности обеспечения их нормативного хранения очень осложнено.
Для дальнейшего развития требуется:
· Оснащение существующих реставрационных мастерских музея современным оборудованием и материалами;
· Оборудование мастерских по реставрации тканей и кожи, бумаги, металлов;
· Выделение средств для стажировок реставраторов в центральных реставрационных мастерских;
· Выделения средств для проведения договорных работ.
Совершенствование систем безопасности
Проблемы обеспечения безопасности музея решались в рамках целевой программы «Культура России» (2006-2010). Но этого явно недостаточно.
Развитие системы экспозиций и выставок
Музеи должны постоянно совершенствовать спектр предоставляемых ими культурных услуг. Послужит этому формирование экспозиционной и выставочной политики музеев. В первую очередь это касается реэкспозиции экспозиций муниципальных музеев и доведение их до современного уровня по оснащенности интерактивными технологиями. Экспозицию необходимо оборудовать современной техникой (включая электронные носители), что позволит оживить ее звуковой и хронико-документальной кино-, видео-, и другой разнообразной медиапродукцией.
Развитие научно-методической, научно-исследовательской и издательской деятельности
Создать условия для расширения издательской деятельности: возобновить подготовку и выпуск сотрудников музея, научно-популярной литературы по истории края с использованием музейных коллекций, буклетов к каждой выставке.
Развитие внешних связей призвано изжить типичное восприятие любого музея как некоего скучного, утомительного учреждения и сформировать его своеобразие и индивидуальность в новом историческом и социокультурном контексте.
Необходимо выстроить системы коммуникаций:
- со всеми музеями региона;
- вузами и ЧГИГН для научного обеспечении музейной деятельности;
- образовательными институтами (сформировать систему программ, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию («Музейная академия», музейные клубы));
- общественными институтами сферы досуга (структурами, занимающимися организацией как массовых, зрелищных акций (празднеств, ярмарок, фестивалей и т.п.), так и камерных, элитарных форм досуга (вечера, творческие встречи, салоны, гостиные и т.п.);
- социальными институтами, выступающими по отношению к музею фактическими или потенциальными меценатами и спонсорами.
1. Создание предпосылок для уважительного отношения к музею.
2. Создание ситуации приоритетного права выхода на рынок.
3. Создание высокого уровня лояльности потребителей на рынке и властей.
Возможный вариант желаемого образа ЧНМ:
ЧНМ - это генофонд культуры края, это место встречи и взаимообогащения разновременных и современных культур, это уникальный по своей универсальности и общедоступности узел культурных коммуникаций, это российский уровень предоставления образовательных, информационных и рекреационных услуг.
Иными словами, желаемый образ ЧНМ - это обещание обществу пользы (прежде всего в сфере общения, образования и отдыха).
Информатизация музея
Под "информатизацией" понимается весь комплекс вопросов, относящихся к процессу создания, сохранения и использования современных информационных (электронных) ресурсов в сфере культуры, предоставления к ним доступа, а также программно-аппаратное, организационное, кадровое, финансовое и иное обеспечение этого процесса.
Кадровое обеспечение музея
Актуальной задачей является подготовка кадров. Предполагается повышение квалификации ведущих научных сотрудников в Москве и Петербурге.
Таким образом, музей служит консолидирующим началом общества. Именно в соединении разных эпох в единую ленту времени, объединении поколений отцов и детей, бабушек и внуков, в способствовании взаимодействию разнообразных культур в общем музейном пространстве