Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Геннадий Васильевич Воробьёв (1918-1939) - выдающаяся личность не только чувашской, но и общероссийской художественной культуры, создатель музыкальных ценностей национального искусства, оказавшихся непреходящими. За отпущенный ему предельно сжатый срок творческой жизни он ввёл в звуковую среду современного чувашского искусства множество столь ярких музыкальных идей и образов, что их воздействие длится и в XXI веке. Творчески переработанные им стилевые приёмы из арсенала мирового искусства стали органичным достоянием чувашской национальной культуры.
Геннадию Воробьёву, пианисту и композитору, судьбою было уготовано стать первопроходцем в освоении многих жанров, обычных в европейской и русской культуре, но до него остававшихся недоступными художественной культуре Чувашии. До уровня мастерства и естественности, масштабности и обилия музыкальных идей Геннадия ни один из композиторов его поколения в Чувашии подняться не сумел. С полным правом Геннадия Воробьёва называют первым классиком чувашской советской музыки.
Симфоническая часть программы включает раннее оркестровое и последнее произведение композитора. Прелюдия на чувашскую тему («Атте пахчи») была дипломной работой Геннадия Воробьёва в Чебоксарском музыкальном училище, Симфонией до минор, создававшейся в классе Н.Я. Мясковского (1937-39), он предполагал окончить в 1940 году Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. После смерти автора работу над сочинением завершил Н.И. Пейко. Он же подготовил партитуру к изданию (Музгиз. М., 1957). Высокую оценку первой симфонии, написанной чувашским композитором, дали известные советские музыканты - Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, Н.Я. Мясковский, Г.И. Литинский, А.Н. Александров, В.Я. Шебалин, Н.П. Иванов-Радкевич, Б.Л. Яворский, В.А. Белый, Б.С. Шехтер, В.П. Раков.
Геннадий Воробьёв является создателем чувашского классического романса. К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина на его стихи им были написаны два произведения. Романс «Кам тытса чарчĕ хумсене» (Кто, волны, вас остановил?..) удостоился премии на конкурсе, объявленном Московской консерваторией к памятной дате поэта. В прочтении образного содержания стихотворения Геннадий Воробьёв не уступает русским композиторам Б.А. Арапову, Б.С. Шехтеру и А.К. Абрамскому, авторам романсов на те же пушкинские стихи. В концерте прозвучат и сочинения в жанре хоровой песни - три композиции на стихи И.Н. Ивника с их оригинальными мелодиями, выдержанными в национальном стиле, и великолепным хоровым письмом.
Геннадий Воробьёв, блестящий пианист, был первопроходцем в камерных инструментальных жанрах. Сонатина ля минор для фортепиано - первое крупное его произведение, «первая завоёванная ступень» в его развитии, как говорил сам композитор. Неоднократно и с большим успехом Геннадий Воробьёв исполнял Сонатину в Москве, в том числе в Малом зале консерватории. 12 ноября 1937 года II-III части произведения исполнил он в Чебоксарах.
Концертная программа «Непреходящие ценности искусства» позволит слушателям впервые, в большом объёме, глубоко познакомиться с музыкой Геннадия Воробьёва, чьё творчество достойно вписано в историю отечественного искусства XX столетия. Впервые в Чувашии прозвучат I часть Сонатины ля минор, романсы на стихи Пушкина и в полноценном составе оркестра, профессионально будет исполнена Симфония до минор. Данью памяти выдающегося национального композитора станет премьера сюиты для симфонического оркестра «Чувашские напевы» Александра Васильева, которую он посвятил Геннадию Воробьёву.