Ыра кун пултар, хисепле естешсем!.
Добрый день, уважаемые участники заседания Совета!
Уважаемые коллеги! В своем выступлени я остановлюсь на некоторых важных задачах, стоящих сегодня перед Республикан-ским Советом и Советами по делам национальностей муниципаль-ных районов и городских округов нашей республики, вытекающих из выступления Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 24 августа 2012 года в г. Саранске на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным вопросам, которое состоялось в рамках празднования 1000-летия единения мородовского народа с народами российского государства.
Напомню, данный Совет был образован Указом Президента от 7 июня 2012 года. Членами Совета являются руководители органов государственной власти России, общественных объединений, научных и других организаций. В него также включены руководители федеральных национально-культурных объединений, среди них главный федеральный инспектор по Чувашской Республике Геннадий Семенович Федоров, который является президентом Федеральной национально-культурной автономии чувашей России.
На что акцентировал в своем выступлении Президент?
Первое - Совет должен стать эффективным механизмом взаимодействия государства и общества в этой важной, деликатной и очень чувствительной сфере, той площадкой, на которой открыто обсуждаются актуальные проблемы межнациональных отношений, не сглаживая острых углов.
Конечно, Президент эти слова говорил в адрес только что созданного Совета, но эти пожелания Президента прямо относятся и к Советам, которые действуют во всех районах и городах нашей республики.
Хотел бы Вам, уважаемые руководители Советов по делам национальностей районов и городов нашей республики, порекомендовать провести в ближайшее время анализ работы своих советов, рассматриваемых на ее заседаниях вопросы, принятых решений, их выполнение и, по итогам этого анализа, наметить меры по активизации и повышению эффективности деятельности совета.
Второе - важность сохранения этнокультурного и религиозного многообразия в стране, которое является залогом прочности российской государственности и конкурентным преимуществом на мировой арене. Президент привел цифры, что по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране проживают представители 193 народов и народностей, говорящих на 171 языке, а в государственной системе образования преподается 89 национальных языков. Он подчеркнул, что ни вера, ни национальность не должны разделять народы России, а наоборот, должы создавать равные возможности для всех граждан. При этом он отметил ключевую, скрепляющую роль русского языка, русского народа, его великой культуры.
Напомню, что и Чувашская Республика является многонациональным и многоконфессиональным субъектом нашей страны. В настоящее время в ней проживают представители 128 национальностей и 8 этнических групп, 14 конфессий. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в нашей республике проживали представители 97 национальностей и 9 этнических групп, 11 конфессий, т.е. за 8 лет жизни этноконфессиональный состав населения нашей республики значительно изменился: количество представителей национальностей увеличилось на 21, конфессий - на 3. Возросла численность отдельных этносов: азербайджанцев, армян, даргинцев, ингуш, кабардинцев, киргиз, коми, лакцев, молдаван, тувинцев, туркмен, узбеков, чеченцев и др. Среди населения Чувашской Республике появились представители новых национальностей: ангольцы, афганцы, бангладешцы, гвинейцы, кенийцы, конголезцы, метисы, непальцы, пакистанцы, афророссияне, словенцы и др., которые по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года не числились. В то же время представительство основных этнических групп практически не изменилось: чуваши, русские, татары, мордва и марийцы составляют около 98,0 % всего населения республики.
С учетом сказанного, в своей деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, а также учреждения культуры и образования республики должны учитывать многонациональность и многоконфессиональность общества, создавать условия для сохранния этнокультурной самобытности, обычаев и традиций, фольклора, языка, развития культуры народов республики, поддерживать предложения национально-культурных объединений республики по этим вопросам. Но и самим общественным объединениям также следует быть более инициативными в проведении работы по развитию и пропаганде культуры своего народа, регулярно проводить мероприятия, активнее участвовать в республиканских и муниципальных культурно-массовых мероприятиях, выступать в СМИ республики, подавать заявки для участия в конкурсе на получение государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов для проведения общественно полезных мероприятий. А примеры, у кого можно этому научиться, имеются. Назову в целях экономии времени лишь одну организацию - это Национально-культурная автономия татар Комсомольского района, которой уже много лет руководит заслуженный работник культуры Чувашской Республики и Республики Татарстан Фарит Абдуллович Гибатдинов.
Третье - на что уделил Президент в своем выступлении - это укрепление гражданского единства многонационального народа России. Да, мы все имеем свою национальность. Например, я - чуваш. Но то же время, я - россиянин, гражданин Российской Федерации. Поэтому, в своей работе мы должны одновременно решать две задачи:
а). развивать этнокультурную самобытность народов республики, национальную культуру и язык;
б). укреплять взаимодействие, сотрудничество различных народов, тем самим укреплять единство народов.
У нас одна страна, одно отечество, одни радости и проблемы, одна земля и природа, одинаковые права и законы - все это нас объединяет. Президент рекомендовал в этой работе учитывать весь позитивный опыт, который был накоплен в предыдущие десятилетия в советское время, но и необходимость использовать качественно новые подходы, учитывающие современное развитие общества, страны и мира, глобализационные процессы и вызовы. Президент подчеркнул, что эту сложнейшую многоплановую задачу невозможно решить ни указом, ни законом, для этого потребуется немало времени, здесь нужен взвешанный, уважительный подход, учет интересов, защита прав гражданина. Для реализации этой задачи нужны компетентные, высоконравственные специалисты, с большим чувством ответственности по защите интересов как отдельного гражданина, так и государства в целом.
Четвертое - о чем говорил Президент, это гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов. При этом он подчеркнул, что ценности межнационального согласия – это не подарок наших предков на все времена, такие традиции необходимо постоянно поддерживать, требует от государства ежедневного пристального внимания и кропотливой работы. Действительно, жизнь не стоит на месте, все движется, все меняется, появляются новые вызовы, новые риски, новые угрозы. Конечно, на это сильно влияют глобализационные процессы, СМИ, демократизация общества, миграционные процессы, нерешенность социальных вопросов, жесткие условия рыночной экономики и т.д. Президет подчеркнул, что органы власти не имеют права игнорировать любые негативные тенденции, которые возникают в межнациональной сфере, и должны понимать, что конфликты здесь способны не только подточить нашу государственность, но и разрушить ее основы. Поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенционально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общин, пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти и в огромной степени – муниципальных. Именно на местном уровне, в конкретных городах и деревнях, возникают конфликтные ситуации и проблемы. Именно здесь необходимо своевременно адекватно реагировать на них и предотвращать их появление.
Как говорят политологи: «Демократия бесплатной не бывает, за нее приходится платить». Поэтому в структуре администраций районов и городов нашей республики должны быть конкретные муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входят вопросы реализации государственной национальной поли-тики, укрепления и гармонизации межнационального и межконфессионального согласия, формирования толерантности. Лучше расходовать небольшие средства на содержание таких специалистов, чем потом тратить большие средства на устранение последствий межэтнических конфликтов.
Учреждениям культуры и образования следует регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование уважительного отношения к родному краю, республике, стране, патриотизма и толерантного отношения к культуре, обычаям и традициям других народов, негативного отношения к вызовам современности – экстремизму, радикализму, терроризму и другим деструктивным явлениям. Думается, что для школьников эффекивной формой могла бы стать, например, систематическое проведение «Часа толерантности», для студеческой молодежи – тематических вечерв отдыха «Музыка и танцы народов мира». Очень важно, чтобы эти мероприятия заитересовали всех, были динамичными и увлекательными, вызывали в душе человека позитивные морально-этические чувства.
И последний вопрос – на котором заострил свое внимание Президент, это – вопросы обеспечения интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов. Миграционные процессы играют значительную роль во многих странах. Россия вышла на второе место после США по количеству прибывших мигрантов и так же, как и другие страны, столкнулась с проблемами межнациональной напряженности на этой почве. В связи с этим властным структурам необходимо создавать правовые, экономические и социальные условия для интеграции и адаптации мигрантов, вместе с тем и сами мигранты должны соблюдать требования российских законов, с уважением относиться к традициям, культуре и поведенческим нормам народов России. Особую роль в адаптации мигрантов должны играть национальные общины, брать шефство над ними, оказывать социальную поддержку. В нашей республике действуют национально-культурные объединения азербайджан, армян, грузин и узбеков, соплеменники которых составляют боьшинство мигрантов, приезжающих в Чувашскую Республику. В связи с этим призываю руководителей указанных общественных формирований проводить конкретную работу по реализации поднятых Президентом в своем выступлении вопросов. В этой работе широко использовать возможности уреждений культуры и образования, музеев, театров, библиотек.
Завершая хочу сказать, что деятельность органов государственной властии и местного самоуправления Чувашской Республики по реализации государственной национальной политики должна соответствовать современным реалиям, постоянно совершенствоваться и сториться с учетом новых условий. Ведь от того, как комфортно себя чувствуют представители разных национальностей, проживающие в нашей республике, зависит состояние толерантности и межнационального согласия в республике. Общественная стабильность в любом государстве является необходимым условием для его успешного развития, решения экономических и социальных задач.
Спасибо за внимание. Тавах, итленешен.