Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Миттов Анатолий Иванович (13.12.1932-31.10.1971)
Живописец, график, член Союза художников России
Миттов Анатолий Иванович родился в с. Тобурданово (Сиккасси) Канашского района Чувашской Республики. Анатолий Миттов воспитывался в сельской среде, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры. После окончания сельской школы учился в Чебоксарском художественном училище (1947—1952). После первой неудачной попытки поступления в художественный ВУЗ работал в Ярославском областном товариществе художников в качестве художника-исполнителя (30.10.1952 - 20.01.1953), с ноября 1953 до мая 1954 работал учителем рисования и черчения в сельской школе на родине (Янгличской средней школе Канашского р-на Чувашской АССР).
В годы учебы на факультете графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. E. Репина (1954—1961) начал глубокое постижение основ классического искусства, а также традиций чувашского народного творчества, костюма, орнамента.
В дипломной работе А.И. Миттова по оформлению поэмы классика чувашской литературы К. В. Иванова «Нарспи» проявились тонкое художественное чутье и высокий профессиональный уровень молодого художника. Материал для данной работы он собирал на своей родине, накапливая впечатления от народных традиций, в т.ч. весенне-летних праздников "Уяв" с многолюдными хороводами и обрядовыми песнями. Изучал специальную литературу и зарисовывал костюмы из чувашских коллекций в фондах Государственного музея этнографии народов СССР (ныне Российский этнографический музей). В качестве исследовательского метода применял фотографию. Сохранилось около десяти негативных фотопленок формата 36 мм с запечатленными сельскими хороводами, чувашскими костюмами, инсценировками "сцен" из поэмы. Некоторые иллюстрации ("Пастушок", "Выход невесты") выполнялись под впечатлением от работ известных в то время чувашских графиков-иллюстраторов П.В. Сизова и Ф.С. Быкова.
Иллюстрации к поэме создавались Миттовым в технике цветной акварели на бумаге. Дипломная работа, представляющая собой огромный комплекс вариантов иллюстраций, титульных листов, обложек, заставок, рукописных текстов и др. элементов книжного оформления, была высоко оценена экзаменационной комиссией и общественностью.
Жизнь и творчество
После возвращения в Чувашию А. И. Миттов жил и работал в г. Чебоксары. Являлся преподавателем графики художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института (ныне университета) им. И. Я. Яковлева (1961—1964). В первые два года руководство оценивало его положительно ("много болел, но дело поставлено неплохо, все задания выполняются"). В 1962 Миттов вел школьное декоративно-оформительское дело, но в ноябре прервал работу в связи с операцией в Ленинградском научно-исследовательском институте болезней уха, горла и речи. С 1 сентября 1964 был уволен "как не прошедший по конкурсу на новый срок работы".
Сотрудничал с Чувашским книжным издательством, выполнял задания по оформлению изданий (поэтических сборников, научно-фантастической прозы (Г.В. Краснов. «Инçетри сасăсем -Далекие голоса", 1967, на чув. яз.), сельскохозяйственных брошюр. Сохранились варианты эскизов для нескольких номеров местного литературно-публицистического журнала "Тăван Атăл" ("Родная Волга"), а также эскизы театральных декораций.
Произведения А.И. Миттова, имевшие новаторскую форму и глубокое философское звучание, неизменно вызывали глубокий интерес общественности и неприятие со стороны консервативной публики. Став кандидатом в Союз художников СССР в ноябре 1968, лишь в 1970 стал его полноправным членом. Членский билет Союза художников был оформлен незадолго до смерти художника, в июле 1971.
С 1966 года А.И. Миттов тесно общался с поэтом Геннадием Айги и его сестрой, писательницей Евой Лисиной (Айги), с их помощью знакомился с новейшими явлениями в новаторском искусстве 1960-х. В число духовно близких художников-современников входили украинский график Георгий Гавриленко (1927-1984), считавшийся формалистом, московский живописец Владимир Яковлев (1934-1998), польский художник-примивист Никифор (Nikofor Krynicki) и др. А. И. Миттов безвременно скончался после тяжелой болезни.
Памяти мастера
Имя Анатолия Миттова присвоено Тобурдановской средней школе Канашского района, его именем назван бульвар в г. Чебоксары.
Произведения мастера
Значительная часть произведений А. И. Миттова хранится в Чувашском государственном художественном музее, Государственной Третьяковской галерее, иных российских и зарубежных собраниях (Blue apple, Москва, Silkeborg Kunstmuseum, Дания; галерее "Эркер", г. Сент-Галлен, Швейцария), частных собраниях и семье художника.
Основные произведения
Оформление и иллюстрации к поэме «Нарспи» К. Иванова. Графика (1961);
Триптих «Сказ о Волге». Живопись (1962);
Серия «Чувашский лес». Живопись, темпера (1963);
Серия по мотивам народной песни «Плуг и борона». Живопись, темпера (1964—1965);
Серия «Чувашская старина» Живопись, темпера (1960-е гг);
Серия по мотивам поэмы «Нарспи»;
Графика по мотивам поэзии М. Сеспеля (1965—1970);
Серия «Жизнь и смерть». Графика (1967—1970).