22 мая 1960 года премьерой «Шывармани» открылся Чувашский оперный театр.
С этого дня он начал отсчёт своей славной истории. Тогда опера талантливейшего чувашского композитора Фёдора Васильева произвела настоящий взрыв положительных эмоций у публики, которая давно нуждалась в произведении, основанном на национальном сюжете. Таким сюжетом стала легенда народного поэта Чувашии Александра Алги «Шывармань». С тех пор опере была трактована режиссёрами несколько раз, эти спектакли не имели принципиальных различий с режиссёрской точки зрения и оставались в рамках эстетики социалистического реализма, средства которого были не в состоянии раскрыть глубокое содержание музыкальной драматургии оперы.
О спектакле:
Новая режиссёрская концепция призвана освободить спектакль от соцреалистических наслоений, вывести на первый план обрядовость, заложенную в самой музыке Ф. Васильева. Мизансценические построения должны раскрыть самую суть драматургии оперы. Музыкальная сторона произведения, насквозь пропитанная народным мелосом, создаёт прекрасную основу для принципиально-нового, незамутнённого взгляда на первую чувашскую оперу.
Краткое содержание:
Жители деревни построили Арлану водяную мельницу, богач невысоко оценил их старания, ему чужды чаяния простых людей. В погоне за богатством Арлан готов принести в жертву богам самую красивую девушку – Сарби.
Он предлагает ей выбор – быть его любовницей или стать жертвой. Атнер, возлюбленный Сарби, пытается спасти девушку, но власть Арлана, кажется, почти безгранична. Сарби становится жертвой зла. Но сила Атнера и чувашского народа в их духе, который не сломят никакие злодеи. Солнце – покровитель великого народа – сила, дающая жизнь и не позволяющая умереть надежде на счастье, светит всем, озаряя мир своим теплом.