Выставка-презентация Чувашской Республики в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоит из двух блоков: презентационных стендов и художественной экспозиции.
На презентационных стендах представлены 8 направлений социально-экономического развития Чувашской Республики: деятельность Государственного Совета Чувашской Республики, инвестиционный потенциал, достижения в области промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, социальной политики, образования, физической культуры и спорта.
Художественная экспозиция состоит:
из произведений заслуженного художника России, народного художника Чувашии Виталия Петровича Петрова (Праски Витти), выполненных в технике горячей эмали,
керамических работ выпускников Чебоксарского художественного училища,
исторического чувашского национального костюма, украшенного традиционной вышивкой и серебряными украшениями из собраний Чувашского национального музея,
современных чувашских костюмов фабрики ООО «Паха тере».
Петров Виталий Петрович (Праски Витти) - художник-монументалист, живописец, график, эмальер, заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Чувашской Республики.
Родился 17 сентября 1936 г. в д. Алгазино Вурнарского района Чувашской Республики. Окончил Чебоксарское художественное училище и отделение монументально–декоративной живописи Ленинградского высшего художественно–промышленного училища им. В.И. Мухиной. С 1985 г. живет и трудится в г. Чебоксары. Неоднократно избирался председателем правления Союза художников Чувашии. С 1996 года творческую деятельность сочетает с педагогической работой – преподает на отделении дизайна Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
Является участником престижных отечественных и зарубежных выставок, руководителем и участником творческих семинаров и симпозиумов по монументально–декоративному и эмальерному искусству в России и за рубежом, лауреатом международных выставок. Его работы связаны с архитектурой и воплощаются в фресках, мозаике, книжной и станковой графике. Он - автор монументально-декоративных работ, выполненных в ряде городов страны - Ижевске, Перми, Кургане, Казани, Самаре, Тольятти, Кунгуре и др. Первым из чувашских художников начал работать в технике эмали и добился выдающихся успехов. Основой содержания работ служат история, современная жизнь народа, его культура. Произведения Праски Витти хранятся в музеях и частных коллекциях стран Европы, Азии, Америки, во многих городах России.
Плененный с юности поэмой Константина Иванова "Нарспи", Праски Витти, став художником, создал для себя творческий метод воплощения своих мироощущений через образ поэтического произведения чувашского классика. На протяжении своей жизни, соприкасаясь с достижениями мировой изобразительной культуры, изучая опыт древних мыслителей, ученых, познавая премудрости и перипетии бытия, художник все более и более, по его словам, постигал глубину "Нарспи". Таким образом, эта поэма приобрела для него общечеловеческое содержание, включающее в себя понятия добра и зла, счастья и горя, любви и ненависти.
В экспозиции представлены работы художника, выполненные по мотивам поэмы К. Иванова «Нарспи» в 1984, 1988, 1990 годах: «Хоровод», «Нарспи и Сетнер», «Сенокос», «Мать потчует», «Нелюбимый муж», «Трагический финал», «Свидание», «Невеста», «Нарспи», «Сетнер».
Керамика занимала важнейшее место в культуре предков чувашей, о чем свидетельствуют археологические находки на месте древних крепостей и городов (включая булгаро-суварское поселение Веда-Суар на месте нынешних Чебоксар).
Чувашские народные мастера — горшечники и свистулечники — когда-то работали во многих селениях, используя местную глину, торгуя на базарах и ярмарках. В XX веке эта деятельность, отвечавшая спросу на недорогую и практичную утварь для домашнего обихода, развивалась в рамках многочисленных сельских артелей по всей территории республики. В них изготавливались кринки, горшки, кувшины, жбаны, чашки, миски и блюда.
Традиции народной керамики поддерживаются и развиваются современными чувашскими авторами. Они работают в народном стиле, на стыке игрушки и малой скульптуры, подчас создавая многофигурные жанровые сценки. Наиболее характерным приемом украшения является роспись в строгом колорите, нередко с использованием натурального цвета глины.
То, что чувашские мастера великолепно работают с глиной, показал Второй международный фестиваль гончаров, который проходил в сентябре 2004 года в
г. Скопино Рязанской области. Педагог Чебоксарского художественного училища Ольга Афимьина заняла первое место в номинации «За лучшую творческую работу, выполненную гончарным способом».
На выставочных тумбах представлены керамические работы выпускников Чебоксарского художественного училища: «Тăван Атăл» («Дружеская Волга»), «Хамăр Ял» («Моя деревня»), «Любимый край», «Звучи, Российская глубинка» (посвящение городу Алатырь). Руководители дипломных проектов - заслуженный работник культуры Чувашской Республики Садовникова Ольга Альбертовна и Бубнова Юлия Николаевна.
Работы выполнены из красной и белой глины, огнеупорной глины шамот, соли, цветной глазури, декоративной кожи, дерева.
В настоящее время в Чувашии производством бытовых и сувенирных изделий из керамики занимаются в цехах ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов» и ОАО «Чебоксарская керамика», где работают выпускники художественных вузов и училищ. Постоянно творчески работают и принимают участие в выставках художники Кадикин Сергей Николаевич, Сыромятникова Надежда, Федорова Ирина, Аникина Юлия, Михайлова Маргарита, студенты и выпускники Чебоксарского художественного училища, где с 1992 года существует специальность «Керамика». Почти во всех домах детского творчества и художественных школах республики ведутся занятия по керамике, где ребята знакомятся с азами лепки из глины и приемами ее декорирования.
В 2013 году в Чувашском государственном художественном музее состоялся первый Межрегиональный художественный симпозиум по современной керамике «КераМагия-2013». В симпозиуме приняли участие керамисты из Парижа, Нижнего Новгорода, Нальчика, Самары, Москвы, Чувашии. Главными целями и задачами симпозиума стали развитие и укрепление межрегионального сотрудничества, а также культурный, мировоззренческий, профессиональный, творческий обмен между художниками-керамистами разных школ, поиск и внедрение новых технологий в искусстве керамики. Мастера со всей России обменивались навыками и техникой работы с глиной.
На манекенах представлены исторические чувашские национальные костюмы XVIII-XIX вв. из фондов Чувашского национального музея. В народном костюме отражалось мастерство и умение женщины. С малых лет чувашские девочки начинали ткать, вышивать и готовить себе приданое.
Костюм невесты. Свадебная рубаха XVIII в. Ее особенность – богатый орнамент нагрудной части. Эту рубаху по праву можно назвать классикой чувашской вышивки.
Набедренное украшение сарă носили как девушки, так и женщины. Особенность вышивки сарă и некоторых других элементов одежды в том, что она двусторонняя.
Девичий головной убор тухъя напоминает собой старинный шлем воина, украшенный бисером и серебряными монетами. Поверх накинуто покрывало пĕркенчĕк. Пĕркенчĕк шили из трех полотнищ тонкого холста. Углы всегда украшались вышитым орнаментом в виде розеток. Под покрывалом невеста находилась до снятия смены девичьего головного убора на женский – хушпу.
В комплексе свадебного костюма невесты: шейное украшение (мăй çыххи), нагрудное украшение (чапчушка) и др.
Женский костюм. С момента выхода замуж чувашская девушка начинала носить только женские рубахи, т.е. с парными узорами кĕскĕ, которые служили оберегом. Сурбан (женская головная повязка) являлся настоящим символом замужества. Его готовили в виде длинного белого полотенца с украшенными концами. Им обматывали голову таким образом, чтобы не было видно ни одной пряди волос. Поверх него одевали убор - хушпу. Хушпу имел форму усеченного конуса с открытым верхом, чешуеобразно обшивался серебряными монетами, нухратками, бисером и бусами. Сзади пришивали так называемый хвост (хушпу хӳри). Он также богато украшался.
Обязательными атрибутами женской одежды были передник и пояс.
Если в более ранние времена передник служил защитой от загрязнения, то позднее, он стал украшением.
Чуваши никогда не ходили распоясанными. Пояса всегда украшались линейными разноцветными узорами, а концы завершались кистями, помпонами.
Чувашские женщины носили много разных украшений. Например, на шее носили çуха овальной формы, на грудь спускали ама. Они все изготавливались из серебряных монет, бисера, раковин каури и бус.
Манекенщицы представляют современные чувашские национальные костюмы ООО «Фирма художественных промыслов «Паха т\р\».
Фирма «Паха тéрé» берет свое начало с 1923 года. За свою 85-летнюю историю предприятие достигло больших успехов в сохранении и развитии народных промыслов. Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Сегодня «Паха тéрé» производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца).
На фабрике создан музей "Чудесная вышивка - Паха тéрé", посвященный вышитой орнаментике, призванный сберечь историческую память о промысле, художниках и мастерах. Его экспонатами являются выполненные с конца 1920-х г. изделия с вышитым чувашским орнаментом, уникальные документы и фотографии о славном пути всемирно известной марки "Паха тéрé".