Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Информация о выставке-презентации Чувашской Республики в рамках проведения Дней Чувашской Республики в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Выставка-презентация  Чувашской Республики в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоит из  двух блоков: презентационных стендов и художественной экспозиции.

На презентационных стендах представлены  8 направлений социально-экономического развития Чувашской Республики: деятельность Государственного Совета Чувашской Республики, инвестиционный потенциал, достижения в области промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, социальной политики,  образования, физической культуры и спорта.

Художественная  экспозиция  состоит:

из произведений заслуженного художника России, народного художника Чувашии Виталия Петровича Петрова (Праски Витти), выполненных в технике горячей эмали,

керамических работ выпускников Чебоксарского художественного училища,

исторического чувашского национального костюма, украшенного традиционной вышивкой и серебряными украшениями из собраний Чувашского национального музея,

современных  чувашских  костюмов фабрики ООО «Паха тере».

Петров Виталий Петрович (Праски Витти) - художник-монументалист, живописец, график, эмальер, заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Чувашской Республики.

Родился 17 сентября 1936 г. в  д. Алгазино Вурнарского района Чувашской Республики. Окончил Чебоксарское художественное училище и отделение монументально–декоративной живописи Ленинградского высшего художественно–промышленного училища им. В.И. Мухиной.  С 1985 г. живет и трудится в г. Чебоксары. Неоднократно избирался председателем правления Союза художников Чувашии. С 1996 года творческую деятельность сочетает с педагогической работой – преподает на отделении дизайна Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

Является участником престижных отечественных и зарубежных выставок, руководителем и участником творческих семинаров и симпозиумов по монументально–декоративному и эмальерному искусству в России и за рубежом, лауреатом международных выставок. Его работы связаны с архитектурой и воплощаются в фресках, мозаике, книжной и станковой графике. Он  - автор монументально-декоративных работ, выполненных в ряде городов страны - Ижевске, Перми, Кургане, Казани, Самаре, Тольятти, Кунгуре и др. Первым из чувашских художников начал работать в технике эмали и добился выдающихся успехов. Основой содержания работ служат история, современная жизнь народа, его культура. Произведения Праски Витти хранятся в музеях и частных коллекциях стран Европы, Азии, Америки, во многих городах России.

Плененный с юности поэмой Константина Иванова "Нарспи", Праски Витти, став художником, создал для себя творческий метод воплощения своих мироощущений через образ поэтического произведения чувашского классика. На протяжении своей жизни, соприкасаясь с достижениями мировой изобразительной культуры, изучая опыт древних мыслителей, ученых, познавая премудрости и перипетии бытия, художник все более и более, по его словам, постигал глубину "Нарспи". Таким образом, эта поэма приобрела для него общечеловеческое содержание, включающее в себя понятия добра и зла, счастья и горя, любви и ненависти.

В экспозиции представлены работы художника, выполненные по мотивам поэмы К. Иванова «Нарспи» в 1984, 1988, 1990 годах: «Хоровод», «Нарспи и Сетнер», «Сенокос», «Мать потчует», «Нелюбимый муж», «Трагический финал», «Свидание», «Невеста», «Нарспи», «Сетнер».

Керамика занимала важнейшее место в культуре предков чувашей, о чем свидетельствуют археологические находки на месте древних крепостей и городов (включая булгаро-суварское поселение Веда-Суар на месте нынешних Чебоксар).

Чувашские народные мастера — горшечники и свистулечники — когда-то работали во многих селениях, используя местную глину, торгуя на базарах и ярмарках. В XX веке эта деятельность, отвечавшая спросу на недорогую и прак­тичную утварь для домашнего обихода, развивалась в рамках многочисленных сельских артелей по всей территории республики. В них изготавливались кринки, горшки, кувши­ны, жбаны, чашки, миски и блюда.

Традиции народной керамики поддерживаются и развиваются современными чувашскими авторами. Они работают в народном стиле, на стыке игрушки и малой скульптуры, подчас создавая многофигурные жанровые сценки. Наиболее характерным приемом украшения является роспись в строгом колорите, нередко с использованием натурально­го цвета глины.

То, что чувашские мастера великолепно работают с глиной, показал Второй международный фестиваль гончаров, который проходил в сентябре 2004 года  в
г. Скопино Рязанской  области. Педагог Чебоксарского художественного училища Ольга Афимьина заняла первое место в номинации «За лучшую творческую работу, выполненную гончарным способом».

На выставочных тумбах представлены керамические работы выпускников Чебоксарского художественного училища: «Тăван Атăл» («Дружеская Волга»), «Хамăр Ял» («Моя деревня»), «Любимый край», «Звучи, Российская глубинка» (посвящение городу Алатырь). Руководители дипломных проектов - заслуженный работник культуры Чувашской Республики Садовникова Ольга Альбертовна и  Бубнова Юлия Николаевна.

Работы выполнены из красной и белой глины, огнеупорной глины шамот, соли, цветной глазури, декоративной кожи, дерева.

В настоящее время в Чувашии производством бытовых и сувенирных изделий из керамики занимаются в цехах ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов» и ОАО «Чебоксарская керамика», где работают выпускники художественных вузов и училищ. Постоянно творчески работают и принимают участие в выставках художники Кадикин Сергей Николаевич, Сыромятникова Надежда, Федорова Ирина, Аникина Юлия, Михайлова Маргарита, студенты и выпускники Чебоксарского художественного училища, где с 1992 года  существует специальность «Керамика». Почти во всех домах детского творчества и художественных школах республики ведутся занятия по керамике, где ребята знакомятся с азами лепки из глины и приемами ее декорирования.

В 2013 году в Чувашском государственном художественном музее состоялся первый Межрегиональный художественный симпозиум по современной керамике «КераМагия-2013». В симпозиуме приняли участие керамисты из Парижа, Нижнего Новгорода, Нальчика, Самары, Москвы, Чувашии. Главными целями и задачами симпозиума стали развитие и укрепление межрегионального сотрудничества, а также культурный, мировоззренческий, профессиональный, творческий обмен между художниками-керамистами разных школ, поиск и внедрение новых технологий в искусстве керамики. Мастера со всей России обменивались навыками и техникой работы с глиной.

На манекенах представлены исторические чувашские национальные костюмы XVIII-XIX вв. из фондов Чувашского национального музея. В народном костюме отражалось мастерство и умение женщины. С малых лет чувашские девочки начинали ткать, вышивать и готовить себе приданое.

Костюм невесты. Свадебная рубаха XVIII в.  Ее особенность – богатый орнамент нагрудной части. Эту рубаху по праву можно назвать классикой чувашской вышивки.

Набедренное украшение сарă носили как девушки, так и женщины. Особенность вышивки сарă и некоторых других элементов одежды в том, что она двусторонняя.

Девичий головной убор тухъя напоминает собой старинный шлем воина, украшенный бисером и серебряными монетами. Поверх накинуто покрывало пĕркенчĕк. Пĕркенчĕк шили из трех полотнищ тонкого холста. Углы всегда украшались вышитым орнаментом в виде розеток. Под покрывалом невеста находилась до снятия  смены девичьего головного убора на женский – хушпу.

В комплексе свадебного костюма невесты: шейное украшение (мăй çыххи), нагрудное украшение (чапчушка) и др.

Женский костюм. С момента выхода замуж чувашская девушка начинала носить только женские рубахи, т.е. с парными узорами кĕскĕ, которые служили оберегом. Сурбан (женская головная повязка) являлся настоящим символом замужества.  Его готовили в виде длинного белого полотенца с украшенными концами. Им обматывали голову таким образом, чтобы не было видно ни одной пряди волос. Поверх него одевали убор - хушпу. Хушпу имел форму усеченного конуса с открытым верхом, чешуеобразно обшивался серебряными монетами, нухратками, бисером и бусами. Сзади пришивали так называемый хвост (хушпу хӳри). Он также богато украшался.

Обязательными атрибутами женской одежды были передник и пояс.

Если в более ранние времена передник служил защитой от загрязнения, то позднее, он стал украшением.

Чуваши никогда не ходили распоясанными. Пояса всегда украшались линейными разноцветными узорами, а концы завершались кистями, помпонами.

Чувашские женщины носили много разных украшений. Например, на шее носили çуха овальной формы, на грудь спускали ама. Они все изготавливались из серебряных монет, бисера, раковин каури  и бус.

Манекенщицы представляют современные чувашские национальные костюмы ООО «Фирма художественных промыслов «Паха т\р\».

Фирма «Паха тéрé» берет свое начало с 1923 года. За свою 85-летнюю историю предприятие достигло больших успехов в сохранении и развитии народных промыслов. Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Сегодня «Паха тéрé» производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца).

На фабрике создан музей "Чудесная вышивка - Паха тéрé", посвященный вышитой орнаментике, призванный сберечь историческую память о промысле, художниках и мастерах. Его экспонатами являются выполненные с конца 1920-х г. изделия с вышитым чувашским орнаментом, уникальные документы и фотографии о славном пути всемирно известной марки "Паха тéрé". 

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика