Музейная сеть Чувашии находится в постоянном движении, которое, как свидетельствует временной отрезок в два последних десятилетия, то затухает, то усиливается. В настоящее время мы наблюдаем процесс создания музеев, которые резко отличаются от открывшихся в период «музейного всплеска» 80-х годов: на смену традиционно краеведческим пришли мемориальный музей композитора Ф.М. Лукина, дом-музей Н. Лобачевского, мемориальный музей кораблестроителя А. Крылова, музей «Земля и люди», музей хлеба и ряд других. Они, конечно же, отличаются друг от друга, но много и общего.
Расположены они достаточно далеко от столицы республики. Созданы благодаря энтузиазму отдельных людей. В штате – 1-2 сотрудника, в фондах – от 500 до 15 тыс. единиц хранения. Финансируются, как обычно, по «остаточному» принципу. Как выживать музеям в таких условиях? Эта проблема стоит перед ними давно. Одни – гиганты Москвы и Санкт-Петербурга – защищены статусом «особо ценных объектов» и своим положением. Их содержало и будет содержать государство. Гораздо труднее провинциальным музеям. Они не могут рассчитывать на приток средств от зарубежных ценителей искусства. Но для нашей республики такие музеи значат не меньше, чем самый престижный музей. Их коллекции доступны местным жителям, просветительные программы ориентированы на их запросы. Сотрудники хорошо знакомы постоянным посетителям. Они как бы являются педагогами, артистами, художниками одновременно, в общем, творческие натуры. Д.С. Лихачев назвал библиотечных работников «последними святыми на земле». Можно отнести это высказывание и на счет музейных работников республики.
Проблемы комплектования, хранения и изучения коллекций преобладают над всеми другими в нашей работе. Не случайно, предметом обсуждения коллегии Министерства культуры ЧР стал вопрос «О работе отделов культуры администраций Аликовского и Янтиковского районов по сохранению коллекций в музеях». В музеях этих двух районов хранятся и экспонируются около 20 тыс. подлинных памятников истории и культуры, представляющих собой достояние народа, определяющих его материальный и духовный потенциал. Но в вопросах сохранности и учета музейных коллекций имеют место недостатки и нерешенные проблемы: нет полного учета экспонатов, ряд предметов не занесены в инвентарную книгу, не на всех предметах проставлены учетные обозначения, бывают случаи их исчезновения. Отсутствие фондохранилищ ограничивает перспективы музеев в дальнейшей собирательской работе и пополнении фондов.
Особенно острой является проблема отопления музейных помещений в зимний период: перепад температур неблагоприятно сказывается на состоянии коллекций. Большинство музеев, имеющих природоведческую направленность, страдают от несвоевременности биологической защиты чучел.
Трагическими оказались последствия невыполнения рекомендаций коллегии для Аликовского литературно-краеведческого музея: здесь была похищена нумизматическая коллекция. В Красноармейском районном историко-краеведческом музее исчезла часть палеонтологической коллекции. Встречались и другие случаи краж, порчи музейных предметов, утраты памятников прошлого. Такие потери невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами.
Требованием времени стало проведение 19 ноября прошлого года республиканского научно-методического семинара «Актуальные проблемы сохранности музейных коллекций Чувашской Республики». Форум музейных работников республики проходил на базе Урмарского народного краеведческого музея. Факт проведения ежегодных выездных семинаров в полной мере оправдал себя и подтвердил правильность подобной практики.
Участники семинара ознакомились с экспозицией местного музея (когда бы еще многие из нас специально выбрались для этого). Коллеги задали ряд вопросов директору музея О.М. Кошелькову. Их интересовало: как и чем живет музей, как сотрудничает с другими организациями, как удается «выбивать» спонсорскую помощь, какая собирательская и исследовательская работа ведется и пр.
Интересная встреча состоялась в Центре возрождения чувашского костюма. Музейщики были восхищены талантом вышивальщиц, сохраняющих народные традиции. Возможно, уже в ближайшем будущем ряд музеев использует возможности Центра и закажет костюмы для местных фольклорных коллективов, чтобы лишний раз не «беспокоить» подлинники ХVШ-ХХ вв.
Участники семинара (34 человека из 16 районов республики) обсудили доклад главного хранителя Чувашского национального музея Т.О. Гриневой «Об актуальных проблемах сохранения Музейного фонда РФ», выступления заведующей отделом этнографии С.В. Недвигиной «Вопросы хранения и экспонирования предметов этнографии», заместителя директора по научной работе В.Г. Шляхиной «Научно-исследовательская работа музеев республики», ведущего методиста Т.Н. Орловой «О ходе паспортизации народных и общественных музеев ЧР» и ряд других тем.
Все участники получили пакет методических материалов, подготовленный сотрудниками Чувашского национального музея: «О порядке приема, хранения и экспонирования государственных наград в государственных музеях РФ», «Экспозиция как важнейшее направление работы музея», «Схемы научного описания музейных предметов», «Принципы отнесения музейных предметов к основному и научно-вспомогательному фонду», «Правила и техника маркировки предметов основного фонда», «Типовые схемы научного описания этнографических предметов в краеведческих музеях», «Выставки как одно из важнейших направлений музейной деятельности», «Примерная форма основной части тематико-экспозиционного плана». Общение с коллегами из общественных музеев показало своевременность подобных изданий.
Еще один вывод: несмотря ни на что музеи продолжают работать, замышляют оригинальные проекты, создают новые экспозиции и выставки, рады любой информации, которая оживит их деятельность, привлечет посетителей. Фантазиям и начинаниям музейщиков несть числа. Пролистайте «пробные» проекты музейных работников – участников практического тренинга:
«Музейная химлаборатория» (автор – Шарипова Е.И., директор Вурнарского краеведческого музея);
«Гнутая мебель» (автор – Кошельков О.М., директор Урмарского краеведческого музея);
«Живая экспозиция» (автор – Майоров А.Г., директор Ибресинского этнографического музея под открытым небом).
Эти проекты отличает смелость идей, и, главное, желание реализовать их и добиться конечного результата. В таком деле – расчет только на самого себя, на умение добывать спонсорскую помощь. И тут музейщик проявляет себя во всех ипостасях: и психолог, и деловой человек, и артист, и педагог, и художник, и научный работник. Все эти качества присущи Г.Н Ларшникову и Е.И. Шариповой, Г.А. Батыжиной и О.М. Кошелькову,
Д.Е. Краснову и В.Я. Киданову, Н.Л. Яковлеву и Н.М. Матвееву. Эти люди, обладающие поистине космической энергией, заряжают ею тысячи людей, приходящих прикоснуться к прошлому.
Безусловно, не все существующие проблемы будут решены, но сотрудники Чувашского национального музея питают надежду, что изменится взгляд руководителей культуры на музеи, что они осознают значимость особой миссии этих учреждений культуры – сохранить коллективную память, которая служит мостом из прошлого в настоящее и будущее.