Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
омним их поименно» – проведение выставок с таким названием, приуроченных ко Дню памяти жертв политических репрессий, стало традицией в Чувашском национальном музее. В России этот день ежегодно отмечается 30 октября.
Создавая подобные выставки, мы не ставим целью глубокий анализ того исторического периода, не претендуем на какие-то далеко идущие исторические обобщения и не проводим аналогий. Одно бесспорно: сегодня, когда интерес к теме сталинских репрессий значительно ослаб, когда об этом все меньше пишется и говорится – имена невинно погибших людей должны быть сохранены для истории.
«Без прошлого нет будущего» твердим мы. Поэтому так важно через показ трагической судьбы жертв политических репрессий обратиться к современникам, как бы предупреждая: это не должно повториться.
Создание любой исторической выставки предполагает предварительное комплектование материалов, изучение архивных источников, встречи с очевидцами событий, тщательный отбор экспонатов. Все это в полной мере относится и к работе над темой сталинских репрессий. Более того, сбор материалов при создании подобных выставок имеет свои особенности и трудности: ведь часто у родственников осужденных не сохранилось даже фотографий.
Если в первое время комплектование шло преимущественно благодаря совместной работе с архивом ФСБ, с государственным архивом и представляло собой документальный и газетный материал общего плана (приказы, справки, инструкции), то в последующем акцент был сделан на личные комплексы конкретных людей – наших земляков, пострадавших от политических репрессий в 30–50-е годы.
Сейчас, когда уже накоплен определенный материал, к показу данной темы можно подходить более конкретно, делая акцент поочередно на какую-то одну сторону общественной, политической и культурной жизни республики в 30-е годы. Так, в прошедшем 2001 году было решено при создании выставки остановиться только на материалах деятелей музыкальной культуры Чувашии, в той или иной степени пострадавших во время репрессий. Вот как оценивает ситуацию тех лет профессор М.Г. Кондратьев: «Конец 30-х годов стал трагедией для профессионального искусства Чувашии. Полоса подъема и успешного роста художественной культуры Чувашии неожиданно пресеклась в 1937-38 годах, когда по всей стране развернулись политические репрессии. Вдруг было объявлено, что музыкальные учреждения заполнены «чуждыми элементами» и «врагами народа». Для музыкального училища особенно ощутимой стала потеря его создателя, масштабно мыслившего музыканта и организатора С.М. Максимова – он был невинно осужден на десятилетний срок заключения. В 1937-1941 гг. органами НКВД были «изъяты» и навсегда исчезли едва ли не самые квалифицированные и творчески работавшие преподаватели: среди них любимые учениками С.И. Габер, И.В. Люблин, виолончелист Л.Э. Остен-Сакен, скрипач В.Я. Замыко, певец (бывший солист Мариинского театра) А.Я. Порубиновский. Филармония лишилась своих постоянных лучших солистов – исполнителей национального репертуара А.И. Токсиной, уволенной как жена «врага народа», и И.В. Васильева, покинувшего Чебоксары в 1938 году»1.
На выставке, организованной совместно с Чувашским государственным институтом гуманитарных наук и Музыкальным лицеем №1 им. С.М. Максимова, были представлены уникальные фотографии, документы, афиши концертов, нотные записи, личные вещи музыкантов, композиторов, внесших огромный вклад в развитие и становление чувашского профессионального музыкального искусства. Рядом с материалами хорошо известных в республике деятелей музыкальной культуры С.М. Максимова, В.П. Воробьева,
Г.В. Воробьева, А.И. Токсиной можно было увидеть фотографии выше упомянутых
С.И. Габера, организатора и первого дирижера Чувашского государственного симфонического оркестра; И.В. Люблина, первого директора Чувашской государственной филармонии; Л.Э. Остен-Сакена – ленинградского музыканта, расстрелянного в 1938 году.
На октябрь текущего 2002 года запланировано создание выставки, посвященной 110-летию со дня рождения С.М. Максимова, где предполагается дальнейшее, более глубокое раскрытие темы.
Подобные выставки позволяют не только донести до посетителя те или иные факты истории, возвращая порой забытые имена, но и способствуют комплектованию соответствующих музейных фондовых коллекций, заставляя буквально по крупицам собирать бесценный исторический материал.
Л и т е р а т у р а и и с т о ч н и к
1Кондратьев М.Г. Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова. История и современность. Чебоксары, 1999. С. 20.
Кондратьев М.Г. Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР. Чебоксары, 1989.