республике Татарстан чуваши составляют 3,69% всего населения – 134,2 тыс. человек. Богата эта земля знаменитыми людьми. Она дала путевку в жизнь многим поэтам и писателям Чувашии: Николай Полорусов-Шелеби, Петр Хузангай, Александр Алга, Александр Калган, Николай Дедушкин, Порфирий Афанасьев – все они уроженцы Татарстана и одинаково почитаемы и любимы как татарским, так и чувашским населением.
В июле 2000 года в министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики обратился с письмом глава Алькеевской райадминистрации Республики Татарстан Ф.М. Давлетшин с просьбой оказать помощь в оформлении музея, посвященного памяти народного поэта Чувашии Петра Хузангая, на его родине в селе Сихтерма (переименовано в Хузангаево в 1981 году).
7 августа 2000 года в районном центре Алькеевского района Республики Татарстан – Базарных Матаках состоялась деловая и творческая встреча, на которой присутствовали: Э.К. Бахмисов – директора Чувашского национального музея, Л.Л. Козырева – зав. отделом новой истории края, В.К. Кузьмина – вдова поэта, народная артистка СССР,
Ю.П. Матросов – заслуженный художник Башкортостана и Чувашской Республики с одной стороны и Г.С. Муханов – генеральный директор Государственного объединенного музея Республики Татарстан, Р.Г. Гарифжанова – первый заместитель генерального директора, Г.М. Аникина – зав. отделом культуры местной райадминистрации с другой стороны. На этой встрече была обсуждена научная концепция будущей экспозиции музея. После встречи с главой администрации района Ф.М. Давлетшиным и одобрения им концепции музея началась работа по сбору материалов, документов, экспонатов, связанных с именем славного сына чувашского народа.
Под музей было отведено помещение площадью 148,5 м2 в новом культурном центре села Хузангаево. По плану в культурный центр также должны входить библиотека, клубный зал со сценой, выставочный зал художественных работ.
В Алькеевском районе проживают люди разных национальностей: татары – 13825 чел. (61%), чуваши – 4950 чел. (22%), русские – 3862 чел. (17%). Чувашских селений всего 17. В ходе командировки мы посетили 7 деревень: Шапкино (Шапка), Хурада (Х=рата), Бурнаево (П=рнай), Верхнее и Нижнее Колчурино (Питтапайи), Сихтерма (Сикт\рме), Еряпкино (Хулату). Эти семь деревень упоминаются в стихотворениях «Род» и «Семь ялов» Хузангая. Посетив деревни, наметили план последующей работы по сбору этнографических материалов согласно концепции нового музея. При встрече со старожилами села Сихтерма выявили дату его основания – 1687 год, но это требует архивного подтверждения. Также выяснили, что многие сихтерминцы живут в Чувашии, среди них есть и люди, знавшие П.П. Хузангая. Они с удовольствием откликнулись на призыв по сбору материалов, фотографий, книг, воспоминаний о поэте. На диктофон были записаны воспоминания о Петре Хузангае его ровесников. В фонде Чувашского телевидения хранится десятиминутный фильм «Сиктерминские родники» 1987 года. Он был также переписан на видеокассету для музея.
Научную концепцию музея без тематико-экспозиционного плана, без художественного проекта в жизнь не воплотить. Художественное оформление музея было поручено художнику-дизайнеру Н.Ф. Толстову.
В ходе работы над тематико-экспозиционным планом было тщательно изучено творчество П. Хузангая, были подобраны в фондах Чувашского национального музея фотографии, документы, воспоминания. Неоценимую помощь в подготовке работ по оформлению музея оказали супруга поэта В.К. Кузьмина и сын А.П. Хузангай. Для построения экспозиции музея ими представлено более 200 предметов из личного архива семьи. Это рукописи, фотографии, книги, личные вещи, подарки поэту.
Общая тема научной экспозиции – «Я к землякам пришел в село родное…» (названием послужила строка из стихотворения самого поэта). П. Хузангай, став известным человеком, ежегодно приезжал в родное село, проводил творческие отчеты о своей поэтической и общественной работе перед сельчанами. Здесь, на родине, у него рождались новые стихи, наполненные глубокими раздумьями над прошлым, настоящим и будущим родного народа. Он любил свой край и посвятил ему не один цикл стихов («Род», «Сикт\рме», «Семь ялов», «Песни Тилли», «Инча» и т.д.). Основной задачей этой экспозиции было воссоздать культурную среду, окружавшую будущего поэта: рассказать о его учителях, литературных исканиях, «пробе пера» в школьные годы; охватить казанский период жизни поэта, встречу с В. Маяковским, знакомство с М. Джалилем; отразить московскую работу корреспондентом газеты «Коммунар». Творчество Петра Хузангая в суровые годы войны и послевоенное время также нашло отражение в экспозиции.
«Чуваш, рожденный в Татарстане», поддерживал тесные связи с деятелями культуры этой республики. Поэтому тема творческого содружества двух народов проходит красной нитью через всю экспозицию. Это отражено и в художественно-композиционном оформлении залов музея: навесные потолки с чувашскими и татарскими орнаментами, на стенах – домотканые полотенца с национальными узорами.
В музее воссозданы два интерьера. Первый – интерьер деревенской избы, который напоминает о детских и отроческих годах чувашского поэта, когда он знакомился с творчеством великих русских писателей, слагал свои первые стихи. Здесь же живописный портрет В.Б. Казанковой, матери поэта, выполненный художником С. Теребиловым, уроженцем села Сихтерма, ныне живущим в Чебоксарах.
Второй интерьер воссоздает рабочий кабинет Петра Хузангая в его чебоксарской квартире, где он жил в 50–60-е годы. Здесь он писал стихи и поэмы, переводил, встречался со своими друзьями. Живой голос поэта, звучащий в зале, и его портрет, висящий на стене (автор С. Теребилов), дают возможность посетителям музея зримей представить образ великого деятеля чувашской культуры. Соседское расположение этих двух интерьеров также не случайно: известно, что Петр Петрович вдали от своей родины – Сихтермы-колыбели – всегда помнил о ней, тосковал и часто сюда возвращался.
По тематико-экспозиционному плану предусмотрено было 9 тем:
1. Начало творческой биографии поэта. Ранняя лирика. 1923–1925 гг.
2. Начало литературной деятельности, формирование его как поэта. 1926–1930 гг.
3. 30-е годы – новые произведения поэта. Годы репрессий.
4. Годы испытаний. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
5. Послевоенное творчество поэта. Его творческая и общественная деятельность.
6. Незабываемые встречи. Раздел «Хузангай и Татарстан».
7. Искусство художественного перевода.
8. Последние годы жизни.
9. Творчество и память.
Темы экспозиции расположены в 11 витринах-планшетах. В разделы, кроме документов, фотографий и книг, включены стихи П. Хузангая на чувашском и русском языках.
В одном зале представлено еще 8 планшетов – это история образования села Сихтерма, археологические памятники периода Волжской Болгарии, карты, документы.
В 2002 году народному поэту Чувашии Петру Хузангаю исполнилось бы 95 лет. К этой дате творческой группой из Чувашии в составе Л.Л. Козыревой, Н.Ф. Толстова,
Г.П. Степанова, В.А. Афанасьева, В.Н. Федорова, Г.И. Фролова оформление экспозиции музея в селе Хузангаево было завершено. Работа велась с 4 по 18 января 2002 года.
5 февраля в селе Хузангаево Республики Татарстан прошли торжества, посвященные открытию музея народного поэта Чувашии. На открытие музея, кстати, первого в Алькеевском районе, прибыла делегация из Чувашии во главе с председателем Государственного Совета республики М.А. Михайловским. В числе гостей был и племянник поэта, депутат Госдумы РФ И.И. Казанков.
Выступая на открытии музея, председатель Госсовета Республики Татарстан
Ф.Х. Мухаметшин отметил весомый вклад чувашских деятелей литературы и искусства в развитие культуры Татарстана.
На церемонии открытия музея выступили также министр культуры Татарстана
И. Тарханов, поэт Ренат Харис, народная артистка СССР В.К. Кузьмина и многие другие.
Особо хочется отметить главу администрации Алькеевского района Фердинанда Мидхатовича Давлетшина. Именно благодаря его стараниям, творческим поискам и начинаниям стало возможным открытие музея. Великий поэт «пришел в село родное».