Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
дной из основных социальных функций музея всегда была образовательная. В настоящее время интересы и запросы посетителей значительно изменились и возросли. Жизнь предъявляет новые требования как к музейной экспозиции (зрелищность, театральность), так и к формам музейной коммуникации (экскурсии, лекции, встречи, литературно-музыкальные вечера). Серьезно стали рассматриваться вопросы воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных форм коммуникации. Надо стремиться к тому, чтобы не только передавать информацию, но и формировать у посетителей ценностное отношение к культурному наследию. Литературный музей – это среда общения наших современников с людьми других эпох, возможность знакомства с культурой, ценностями и идеалами, традициями и обычаями прошедших времен.
Сегодня музейная аудитория становится не объектом, который нужно обучать и воспитывать, а равноправным участником коммуникативного процесса, диалога. Ну, а основной аудиторией в нашем музее являются дети, и мы в последние годы разработали цикл занятий для младшего и среднего школьного возраста. Для многих школьников это были первые встречи с музеем, поэтому мы стремились создать атмосферу праздника. Важно не только сообщить детям информацию по той или иной теме, но и вызвать у них эмоциональный отклик, личностное отношение к увиденному и услышанному. Главный акцент в музейных занятиях делали на то, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в предметном мире, то есть видеть вещь в её историческом развитии. Интересным, на наш взгляд, мог бы стать цикл занятий «Жизнь и творческий путь К.В. Иванова». Строится он по следующей схеме.
1. «Детские годы будущего поэта».
Первое занятие – вводное. Его цель: познакомить детей с детством Константина Иванова, его домашним окружением. Занятие можно провести в форме театрализованной экскурсии от лица матери или сестры.
2. «Путешествие в страну поэзии».
Второе занятие – знакомство детей с литературным творчеством К.В. Иванова (поэма «Нарспи», трагедия «Раб дьявола», баллады «Железная мялка», «Вдова» и др.). В ходе него могут быть использованы литературные игры, загадки, викторины.
3. «Тяга к мольберту и кисти».
Третье занятие – рассказ об увлечениях поэта (живопись, фотография, резьба по дереву и др.). Мемориальный уголок К.В. Иванова в Литературном музее интересен своими экспонатами. Здесь представлены вещи поэта, которые он сделал своими руками: шкаф-тумба, изготовленная им для своей сестры, и печатная машинка (деревянная) собственной конструкции. В экспозиции нашли место и портреты родителей К.В. Иванова, выполненных им углём, фото с изображением сцены с декорациями К.В. Иванова к опере М. Глинки «Иван Сусанин».
В последнее время заметно повысился интерес педагогов к сотрудничеству с музеями. Метод внешкольного обучения, включающий посещение музеев и проведение в них своеобразных уроков, импонирует многим учителям. Это приятно сознавать, потому что сотрудничество наше взаимовыгодное. Педагоги тоже знакомятся с секретами музейной работы. Ведь, чтобы продуктивно работать с экспонатами, учитель должен обладать особой музейной культурой, он должен научить школьника понимать специфический язык музея. Не обладая такими качествами, педагог остается лишь «проводником»: приводит детей в музей, не заинтересовав их предварительно, и уводит, не закрепив полученные знания.
Приобщение ребёнка к истории и культуре с помощью музейных средств у нас пока лишь формируется. После посещения музея школьники пишут отзывы или сочинения.
Еще одна форма сотрудничества. Вот уже несколько лет музей и Республиканский центр детского и юношеского туризма, краеведения, экологии проводят конкурс «Юный экскурсовод» (номинация «Лучшая экскурсия по Литературному музею им. К.В. Иванова»). Подобные занятия и конкурсы необходимы в целях закрепления и углубления знаний. Проведение серии занятий в музее призвано воспитывать музейную культуру учащихся, которые со временем осознают необходимость приходить в музей по своей инициативе.