Судьба преподнесла мне возможность общения и совместной работы в музее со многими известными и талантливыми людьми, в частности, с нашим земляком, первым учёным-геологом из чувашей Иосифом Кузьмичом Илларионовым (1898–1978).
Родился он в деревне Булдеево Цивильского района в бедной крестьянской семье. Более 50 лет своей жизни Иосиф Кузьмич отдал исследованиям земной коры и полезных ископаемых Чувашии. Им опубликовано около 100 научных статей, книг и монографий, которые широко известны учёным и практикам России. Работал он в разных уголках нашей страны: в Нижегородском геологоразведочном управлении, Чувашском научно-исследовательском институте промышленности, геологических партиях Куйбышевского гидроузла и Саратовской области, Чувашском и Тамбовском пединститутах, Воронежском университете. Работая вдали от родины, он никогда не порывал связей с Чувашией и всегда интересовался исследованиями её недр. В последние годы он жил в Чебоксарах и, несмотря на преклонный возраст и тяжелую болезнь, научно-исследовательскую работу не бросал.
Познакомилась я с Иосифом Кузьмичом в июне 1974 года во время проведения экскурсии по музею. Из разговора с ним я поняла, что он учёный-геолог. Рассказала ему о проблемах отдела природы, о том, что нам предстоит собрать материал по геологическому прошлому, полезным ископаемым края, в общем, полностью обновить раздел «Геология». Он обещал помочь нам в этом деле. Уже через месяц Иосиф Кузьмич пришёл к нам в музей и предложил проект реэкспозиции раздела «Геология».
Немного об этом проекте. Весь геологический материал по замыслу автора размещался в компактном диорамном макете размером 4,5 3,0 м в виде овеществлённой геохронологической таблицы. Макет предполагалось строить в виде разреза земной коры, используя натуральные геологические образцы из экспедиционного фонда Иосифа Кузьмича. Вся история развития жизни на Земле представляла как бы каменную летопись в натуре.
В состав большого макета входили маленькие макеты размером 40 80 см с ландшафтами геологических периодов (пермь, юра, мел, четвертичный период, неоген и палеоген), характерных для Чувашии. Это позволяло посетителям музея заглянуть в глубь веков и наглядно представить растительный и животный мир, а также познакомиться с климатическими особенностями давно прошедших времён. В верхней части макета пристраивалось диорамное панно современного рельефа (спуск к реке Волга в районе ул. Афанасьева г. Чебоксары). По двум сторонам макета устанавливались планшеты в виде щитов с указанием продолжительности того или иного геологического периода, рисунками руководящих ископаемых и палеогеографическими картами.
Это огромное, цельное сооружение должно было наглядно знакомить посетителей с геологическим прошлым Чувашии. Весь макет предполагалось электрифицировать для лучшего обозрения.
Для осуществления проекта, по подсчётам Иосифа Кузьмича, нужно было по тогдашним деньгам 250 рублей (на закупку досок, гипса, художественных красок, электрооборудования и других материалов). И.К. Илларионов был одновременно научным руководителем проекта, архитектором и художественным исполнителем. Весь необходимый научно-экспозиционный материал он обещал привезти из своего экспедиционного фонда, который собирался на протяжении 50 лет исследовательской работы.
Осенью этого же года, раздобыв где-то грузовую машину, он привез в музей весь свой научно-геологический фонд, который хранился у него в гараже. Это были полевые дневники, рабочие тетради, записные книжки, карты, схемы, чертежи, зарисовки, планшеты, фотонегативы, таблицы, письма, газеты, журналы, редкие книги дореволюционного издания, образцы полезных ископаемых, горных пород. Но наше тогдашнее музейное руководство отказалось принять этот груз, сославшись на то, что материал научно не обработан и не систематизирован. Разобраться в этой «куче» было очень трудно и мне. В результате у музея не нашлось денег на экспозицию раздела «Геология», а у нас не хватило смелости разобраться в научном фонде Иосифа Кузьмича. Несмотря на наши с ним старания, проект не был воплощен в жизнь.
После смерти И.К. Илларионова его супруга, Елена Михайловна, весь научный фотодокументальный материал передала в ЦГА Чувашской Республики (1978 год).
Выдвинутый Иосифом Кузьмичом принцип построения геологических экспозиций, мне кажется, и ныне заслуживает внимания со стороны музейных работников. Этот метод прост, доступен для исполнения в музеях с маленькой экспозиционной площадью.
Иосиф Кузьмич был человеком высочайшего профессионализма и порядочности, и в то же время эти качества подчас делали его не очень удобным в общении с вышестоящими людьми. Друзьями же у него были (по его рассказам) известные в стране учёные: геоботаник А.Я. Гордягин, геолог В.И. Яблоков, отец известного в стране ученого-эколога А.В.Яблокова и др. Он был прекрасным семьянином. Я помню его тёплое, сердечное отношение к жене – Елене Михайловне, милой и трудолюбивой женщине. Она была ему другом и помощником в работе: принимала участие во многих геологических экспедициях, печатала его научные статьи, помогала ему в повседневной жизни. Отношения друг к другу у них были показательными для окружающих их людей, а также для нас – молодых музейных специалистов.
Без исследования его творчества и научного наследия трудно представить весь спектр интересов этого талантливого учёного, выходца из маленькой чувашской деревни. Не удивительно, если по его наследию молодые исследователи будут писать научные статьи, диссертации. Замечу лишь, что наука и творчество были смыслом жизни Иосифа Кузьмича Илларионова. Думаю, что пришло время нового осмысления его жизненного пути и показа в нашем музее наряду с такими учёными-природоведами, как профессора А.К.Ефейкин, С.И. Андреев, Н.П. Воронов и др.
След его жизни не исчезнет в веках, чувашский народ будет помнить его славные дела.