мая 2002 г. исполняется 100 лет со дня рождения видного советского археолога, историка, этнографа, фольклориста и писателя Александра Михайловича Линевского (1902–1985). Имя его, к сожалению, знакомо лишь узкому кругу чувашских исследователей, краеведов. Эта статья станет первой в Чувашии публикацией об этом интересном человеке.
Родился он 20 апреля (3 мая) 1902 г. в Петербурге в семье техника-путейца Михаила Адамовича Линевского, участвовавшего в строительстве Забайкальской, Восточно-Китайской, Мурманской железных дорог. С восьми лет воспитывался в частном пансионе. В 1912 г. поступил в училище правоведения, где учился шесть лет. С 1918 по 1923 год жил в Великом Устюге. Здесь началась трудовая деятельность Александра Линевского: работал регистратором губернского земельного отдела, а после краткосрочных курсов – помощником таксатора Северо-Двинского лесоустройства. В 1923 г. вернулся в Петроград и поступил на этнографический факультет Географического института, позднее ставшего географическим факультетом Ленинградского университета. Среди его учителей были известные всей стране археологи и этнографы А.А. Спицын, Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз-Тан.
Летом 1926 г., будучи студентом университета, А. Линевский возглавил этнографо-фольклорную экспедицию Ленинградского университета, которая проводила исследования в Средней Карелии, Беломорье, Заонежье, Шелтозере и Пудоже. Около деревни Выгостров (в низовье реки Выг), в 7-8 км от Белого моря, им с помощью местного жителя Г.П. Матросова были обнаружены наскальные изображения Бесовы (Чертовы) Следки, выбитые на прибрежной скале о. Шойрукшин. Так в Карелии стал известен новый район наскального искусства. Это археологическое открытие получило европейскую известность.
После окончания университета в 1928 г. и защиты дипломной работы «К вопросу о петроглифах Карелии» А.М. Линевский в 1929 г. переезжает из Ленинграда в Петрозаводск, навсегда связав свою научную и литературную деятельность с Карелией. Он остался верен этому краю до конца своих дней. Работал сначала в Петрозаводском краеведческом музее, участвовал в создании музейных экспозиций, в собирании материалов по древней истории и этнографии края. В Карелии он стал первопроходцем в сфере гуманитарных наук: археологии, этнографии, фольклористике, истории. Здесь все надо было начинать почти на пустом месте. Первая большая статья «К вопросу о петроглифах Карелии»1 получила высокую оценку в рецензии А.А. Спицына.
С 1934 г. А.М. Линевский работал научным сотрудником комплексного Карельского научно-исследовательского института (затем Института языка, литературы и истории). Здесь он продолжал заниматься изучением наскальных изображений, ездил по Карелии, опубликовал ряд статей и книгу «Петроглифы Карелии»2, где стремится на основе комплексного использования наскальных изображений, данных этнографии и эпических рун «Калевалы» воссоздать эпоху первобытнообщинного строя на территории края. Книга была успешно защищена им в 1944 г. в качестве диссертации на присвоение ученой степени кандидата исторических наук. В 1940 г. издал «Очерки по истории древней Карелии»3.
В первые послевоенные годы Александр Михайлович занялся новой археологической темой – изучением курганов Юго-Восточного Приладожья. В 1947–1950 гг., в течение четырех полевых сезонов, им было раскопано 174 кургана Х – начала ХШ вв. на р.Оять, давших исключительно ценный материал. Своими раскопками он продолжил изучение приладожских курганов, которым до него занимались Н.Е. Бранденбург, Д. Европеус, В.И.Равдоникас и др. Предполагал обобщить итоги работ и дать широкую картину развития общества Приладожья Х–ХП вв., но не успел. Удалось подготовить (совместно с С.И.Кочкуркиной) лишь каталог изученных памятников «Курганы летописной веси», вышедший из печати уже после смерти А.М. Линевского.
В послевоенные годы А.М. Линевский читал курсы «Основы археологии» и «Основы этнографии» в Петрозаводском университете.
Научную работу он с молодых лет стал сочетать с литературной деятельностью, причем именно научные исследования подтолкнули его к художественной литературе. Увлекшись наскальными изображениями, он захотел в литературной форме воссоздать жизнь и быт неолитической эпохи в Карелии, отраженный в петроглифах. Из небольшой повести, напечатанной в журнале «Всемирный следопыт» в 1930 г., выросло после многократной переработки одно из лучших в советской литературе художественных произведений о жизни первобытного общества – «Листы каменной книги». В ней А.М. Линевский рассказал о создателях «петроглифов» – наскальных рисунков древнего человека на побережье Белого моря и Онежского озера. Книга издавалась около 20 раз большими тиражами на русском, финском, литовском, латышском, английском языках и принесла большую известность автору.
А.М. Линевский сразу по приезде в Петрозаводск вошел в литературную жизнь Карелии, возглавил русскую секцию Карельской ассоциации пролетарских писателей, многократно избирался членом правления Союза писателей Карелии. Член Союза писателей СССР с 1938 г. Александр Михайлович опубликовал серию исторических романов и повестей: «Доктор Подобин» (1937), «Как это было» (1939), «Тогда на Ладоге» и наиболее значительное свое произведение – историческую дилогию «Беломорье» (1958), а также сборник рассказов «Мужество» (1960). Он – автор книг, научных и научно-популярных статей по истории, этнографии и фольклору Карелии, сыгравших значительную роль в изучении истории Севера. Общий тираж его книг составляет более 2 млн экземпляров.
В 1954 г. А.М. Линевский ушел из Карельского института языка, литературы и истории, стал профессиональным литератором, но продолжал участвовать в работе института, был членом Ученого совета.
Умер 20 февраля 1985г. в Петрозаводске.
Научная и литературная деятельность Линевского была высоко оценена государством. Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями, почетными грамотами Президиумов Верховного Совета РСФСР и Карельской АССР. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Карельской АССР», он – почетный гражданин города Петрозаводска. В 1969 г. за роман о Беломорье и повесть «Листы каменной книги» А.М. Линевскому присуждена первая Государственная премия Карельской АССР в области литературы и искусства.
С Чувашией у Александра Михайловича Линевского связано пробуждение интереса к этнографии. В 1924 г. после окончания первого курса Ленинградского географического института он был командирован в молодую Чувашскую автономную область Комиссией по устройству студенческих этнографических экскурсий, организовал этнографическую экспедицию, проводил и археологические работы, собирал фольклор. За пять месяцев пребывания в Чувашии (июль–ноябрь 1924 г.) было сделано немало. «Я сделал что мог, что только было в моих силах. Объехать 43 волости из 58-ми всей области – это дело почтенное… Я свою задачу выполнил: всюду, где мог, стремился возбудить интерес к народу <…>, посетил всех выдающихся людей и собрал, кажется, все, что можно было. Я посеял семена, растить же их предназначено Вам»4, – писал он в письме к чувашскому краеведу К.В. Элле. Молодой исследователь создавал на местах первичные краеведческие организации, «завербовал местных исследователей». В своих воспоминаниях «Времена забытые…», написанных в 1981 г., А.М. Линевский писал: «Я проездил <…> 48 волостей Чувашской области, повсюду организуя свою сеть краеведов-корреспондентов. Не знаю, как было в других национальных краях Поволжья, но чуваши в волостях – от коммунистов до сельского духовенства – действительно любили свой родной край. Очень гостеприимно и радушно относились они к приезжему студенту»5. В ходе экспедиции прочитал на местах 24 лекции по краеведению и другим темам. Вспоминая выступление на краткосрочных курсах комсомольских активистов из волостей Ядринского уезда, с гордостью отмечал, что, «начал лекцию в пять, едва смог уйти в двенадцатом часу»6. А.М. Линевский отлично понимал, что многое в жизни народа изменится и стремился получить как можно больше информации, сделать интересные наблюдения. «Нельзя не торопиться, не торопиться бешено и отчаянно. Я очень уставал в эти пять месяцев работы <…>, но не уставая твердил: усталость это дело личное, а работа, которую через несколько лет никто не сделает, есть дело общественное, есть дело историческое. И работа опять шла вперед»7. По завершению поездки в область 26 ноября 1924 г. он сделал информационный доклад на собрании членов Общества изучения чувашского края. В газете «Канаш» была опубликована статья Линевского о задачах по изучению истории чувашского народа8. 26 ноября А.М. Линевский посетил Чувашский центральный музей и сделал запись в книге отзывов: «Я был в музее дважды: в дни, когда Михаил Петрович Петров принимал музей в своё заведование, и теперь, когда он его сдаёт. Музей не узнать, он получил строго научный вид. Очень жаль, что М.П. (М.П. Петров. – Е.М.) сдаёт музей, утрата для музея непоправимая. После изучения чувашского народа и его старины я пришёл к заключению, что музею многого ещё не хватает, но учитывая средства и обстановку работы надо сказать – сделано очень много. Теперь музею не хватает прежде всего человека, который с головой мог бы погрузиться в дело строения музея чувашской культуры. Его надо найти как можно скорее, иначе многое пропадёт бесследно! Этнограф Александр Линевский. 26.XI. 24 г.»9. Линевский очень тепло отзывался о М.П. Петрове-Тинехпи, вёл с ним после экспедиции частую переписку.
По возвращении в Ленинград из экспедиции в Чувашию А.М. Линевский занимался обработкой и обобщением полученной в ходе поездки информации, переписывался с организованной им сетью краеведов-корреспондентов. Он собрал довольно значительный материал по изучению чувашского народа, подробно знакомился в ленинградских библиотеках с литературой об изучаемом народе. «Сам я в публичной библиотеке перерыл что можно и прочитал, кажется, все, что написано о чувашах <…> Около месяца сижу над обширной <…> статьей о чувашских верованиях»10. Молодой исследователь получил из Чувашии «ряд весьма ценных материалов, «не погнушавшись» познакомиться с работниками старого времени Епископом Даниилом (Филимоновым), Ал. Рекеевым, Скворцовым* и рядом других»11.
Его интерес, любовь к чувашам принесли первые и довольно успешные результаты. Он подготовил к изданию брошюры «Первые годы Симбирской чувашской школы», «Первые годы борьбы за обучение на чувашском языке» и др. Ставил перед собой задачу издания книги о чувашах. Планировал в 1925 г. провести этнографическую экспедицию к чувашам за пределами области-республики – бывшей Казанской, Самарской, Уфимской губерний и Сибири. К сожалению, запланированная экспедиция так и не состоялась, отдельная книга, подготовленные брошюры о чувашах не вышли из печати. Пока трудно понять причины произошедшего. Нужно дополнительное изучение архивных документов. Приводим объяснение на этот счёт самого Александра Михайловича Линевского: «До меня нередко доходят слухи, что соответствующие круги, занимающиеся изучением чувашского народа, весьма недовольны фактом длительной задержки материалов, собранных мною в Чувашской Республике»11. В воспоминаниях «Времена позабытые» (1981 г.) он переводит это в другую плоскость: «К сожалению, в самих Чебоксарах кое-кому не понравилось моё русское происхождение. Они считали, что краеведческую работу в Чувашии следует вести самим чувашам. Поэтому высылаемые из волостей материалы, адресованные мне в Ленинград, оседали где-то в Чебоксарах. В конце концов, все контакты с волостями оборвались…»12
И всё же увидели свет два очерка о чувашах, опубликованные в трудах Комиссии по устройству студенческих этнографических экскурсий13, а также довольно крупная статья «Чуваши» при содействии В.Г. Богораз-Тан в Энциклопедическом словаре14. Вероятно, в личном архиве А.М. Линевского в Центральном госархиве Карелии (объемом около 800 единиц хранения) имеются рукописные материалы и работы учёного и писателя о чувашах. Необходимо выявление в архивах новых материалов, проливающих свет на «чувашскую» страницу в биографии А.М. Линевского, внесшего свой вклад в этнографию, краеведение. Поиск продолжается…
И с т о ч н и к и и л и т е р а т у р а
1Линевский А.М. К вопросу о петроглифах Карелии (Бесовы следки, Бесов Нос и Пери Нос) // Сборник Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народностей. Л., 1929. Т. 1. С. 53-95.
2Линевский А.М. Петроглифы Карелии. Петрозаводск, 1939. Ч. 1.
3Линевский А.М. Очерки по истории древней Карелии. Петрозаводск, 1940. Ч.1.
4НА ЧГИГН. Отд. 1. Ед. хр. 649.
5Архивная справка Центрального государственного архива Карельской АССР №1/16 от 6 февраля 1986 г. // Архив Е.П. Михайлова.
6НА ЧГИГН. Отд. 1. Ед. хр. 649.
7Письмо А.М. Линевского к К.В. Элле от 6 апреля 1925 г. // НА ЧГИГН. Отд. 1. Ед. хр. 649.
8ЦГА ЧР. Ф. 333. Оп. 1. Д. 3. Л. 120. Отчеты о деятельности Общества изучения местного края Чувашской Автономной Советской Республики за 1924–26 годы.
9ЦГА ЧР. Ф. 235. Оп. 1. Д. 28. Л. 8.
10Письмо А.М. Линевского к К.В. Элле от 27 мая 1925 г. // НА ЧГИГН. Отд. 1. Ед. хр. 649.
11Письмо А.М. Линевского М.П. Петрову от 6 июня 1928 г. // ЦГА ЧР. Ф. 235. Оп. 1. Д. 56. Л. 68.
12Архивная справка ЦГА Карельской АССР №1/16 от 6 февраля 1986 г. // Архив Е.П. Михайлова.
13Линевский А.М. Революция и чуваши // Обновленная деревня. Л., 1925. С. 120-137; Комсомол Чувашии// Комсомол в деревне (Революция и комсомол). М.-Л., 1926.
14Линевский А.М. Чуваши // Этнографический словарь. Изд. Русского библиографического института Гранат. Изд. 7-е, перераб. М., 1929. Т. 48. С. 679-683.
П р и м е ч а н и е
*Филимонов Д.Ф., Рекеев А.В., Скворцов П.Д.