Есть деятели искусства, творческое наследие которых не только остается вечно живым, но и служит неисчерпаемым материалом для разлития других талантов. Таким был в музыкальной культуре Чувашии Степан Максимович Максимов — композитор, фольклорист и педагог. Его имя всегда называют в числе первых деятелей чувашской профессиональной музыки. Талантливый музыкант, рожденный в простой крестьянской семье, он неразрывно связал свой творческий труд и всю свою жизнь с развитием культуры родного народа. Благородное дело, начатое им на заре Советской власти, сейчас достойно продолжают его ученики.
Степан Максимович Максимов родился 12 ноября 1892 г. в селе Яншихово-Норваши (ныне Янтиковского района Чувашской АССР). Успешно окончив Яншиховское двухклассное училище, он в 1907 г. поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Вскоре его родители — крестьяне-бедняки — переселились в Сибирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершать образование. В каникулярное время он ежегодно батрачил за хлеб у .кулаков своей деревни.
В Симбирской чувашской школе С. Максимов учился в одно.м классе с Ф. Павловым и И. Максимовым-Кошкинским. По сложившейся традиции воспитанники этой школы издавна обучались не только хоровому пению, но н скрипичной игре. «Игра на скрипке способствует успешному пению»,— говорили преподаватели. В 1910— 1911 учебном году скрипичной игре С. Максимов учился у опытного педагога Н. П. Лыбина, виолончелиста, окончившего Петербургскую консерваторию. Он выделил среди учащихся наиболее одаренных в музыкальном отношении Ф. Павлова и С. Максимова и особо занимался с ними. «Близкое участие в деле нашего музыкального развития принимал и наш любимый учитель пения И.М. Дмитриев, человек с выдающимися способностями, успешно окончивший регентские классы при Придворной певческой капелле. Он отлично играл на скрипке, образцово поставил хоровое пение»,— писал впоследствии С. Максимов.
Симбирскую чувашскую школу С. Максимов окончил в 1911 г. К этому времени скончался учитель пения И. М. Дмитриев. Озабоченный подготовкой национальных музыкальных кадров, инспектор школы И. Я- Яковлев предложил Ф. Павлову и С. Максимову провести летние месяцы в Симбирске, чтобы заняться совершенствованием знаний в скрипичной игре, теории музыки и гармонии. «С любовью относясь к музыкальному делу, которое занимало нас, мы на это охотно согласились»,— отмечает С. Максимов в том же документе.
К началу нового учебного года Ф. Павлов был назначен учителем пения, а С. Максимов — учителем скрипичной игры. К этому времени в Чувашской школе формируются оркестры духовых и струнно-смычковых инструментов. Организаторами их были О. Ф. Крамер — капельмейстер 164-го пехотного полка, расквартированного в Симбирске, и виолончелист Н. П. Лыбин. В создании струнного оркестра активное участие принимает С. Максимов: во внеклассное время он разучивает с учениками партии отдельных инструментов, сам играет в оркестре. С января 1912 г. ему полностью было доверено руководство оркестром. В такой творческой атмосфере будущий композитор хорошо познакомился с произведениями М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, Ф. Шуберта, К. Вебера, Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Дж. Верди. Ему были известны квартеты И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, .которые он играл, участвуя в струнном квартете.
В связи со столетием Отечественной войны 1812 г. в Симбирской чувашской школе были поставлены отдельные сцены из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: интродукция «В бурю, во грозу», трио (Сусанин, Антонида, Собинин), женский хор «Разгулялися, разливалися» и романс Антониды, ария Сусанина «Ты взойди, моя заря», финал «Славься, славься!». Эти и другие номера были подготовлены учащимися и преподавателями под руководством Ф. Павлова и С. Максимова.
Летом 1914 г. С. Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий композитор начинает интересоваться народными песнями. «Поводом к этому явилась поездка в район «Девяти селений» Буинского уезда, известный среди чуваш как «песенное гнездо». Глубоко убедившись в исключительно высоком значении музыкального фольклора, я с 1917 г. начал собирать песни родного народа. При этом стремился к наибольшей точности записей, ибо думал, что это будет способствовать развитию чувашской музыки» (из предисловия к сборнику «Чувашские пес-пи», изданному в Москве в 1924 г.).
Очарованный красотой собранных среди крестьян мелодий, С. Максимов пишет первые гармонизации, практически проверяет их звучание в хоровом исполнении. С этими гармонизациями он успешно выступает на различных чувашских съездах, состоявшихся в 1917 г. в Симбирске и Казани.
Первый сборник его песен, отпечатанный шапирогрфом в количестве 150 экземпляров, вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»). Таким образом, общественная и композиторская деятельность С. Максимова широко развернулась с первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции. Приветствуя рождение нового мира, душой и сердцем восприняв идеи революции, С. Максимов в 1919 г. вступает в ряды Коммунистической партии.
Преподавателем Симбирской чувашской школы С. Максимов был вплоть до 1925 г. (включая небольшой период учительской работы в селе Средние Тимерсяны). В эти же годы, входя в аппарат Симбирского губернского отдела народного образования, он был председателем Губсовнацмена и заведующим Чувашским бюро (1922—1924 гг.).
Осенью 1925 г. С. Максимов переезжает в Чебоксары. В первое время он возглавляет отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г.— музыкальную школу, а с 1929 г.— Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф- П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
В 20-е годы, являясь одним из активных членов Чувашского общества изучения местного края, он руководит музыкально-этнографической секцией. В различных районах республики он выявил много талантливых певцов и музыкантов-самоучек, от которых записал десятки народных мелодий. Его стараниями были организованы этнографические концерты — в 1926 г. в Чебоксарах, в 1927 г.— в Москве.
Много сделал С. Максимов в области музыкального образования в республике, пропаганды чувашской музыки, песен других народов СССР. Он был ревностным поборником подготовки национальных музыкальных ' кадров. Многие известные композиторы, дирижеры, музыканты и певцы нашей республики, ныне составляющие гордость музыкальной Чувашии,—ученики Степана Максимовича Максимова. Для учащихся чувашских школ он подготовил и издал в Москве несколько песенных сборников, в том числе: «Чувашские песни» в двух выпусках (изд. 1924 и 1926 гг.), «Сборник революционных песен» (1926), «Школьные песни» (1928). Позднее, в 1935 г.; в Чебоксарах вышел на чувашском языке «Учебник .нотной грамоты».
С. Максимов — композитор-фольклорист, выдающийся собиратель чув-ашской народной музыки. Он объехал почти все районы Чувашии, десятки селений с чувашским населением в Ульяновской и Куйбышевской областях, Татарии и Башкирии, на Урале, в Сибири с целью отбора и записи лучших образцов народных напевов. Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.
Его записи опубликованы в широко известных сборниках, изданных в Москве и Чебоксарах: «Чувашские песни» (1924 и 1926 гг.). «Песни верховых чуваш» (1932), «146 чувашских народных песен», «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные песни» (1964).
С. Максимову принадлежит заслуга «открытия» такого выдающегося знатока народных песен, каким был Гаврил Федоров (1878—1962). Только от одного Г. Федорова им записано свыше 600 песен, большинство которых вошло в сборник «Чувашские народные песни», изданный в 1969 г. в Чебоксарах.
Записи С. Максимова во всех случаях получали высокую оценку. Друг композитора Ф. П. Павлов писал о них: «Что мелодия — то красота, что мотив — шедевр. Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока народной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гротеск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...».
Не потому ли фольклорные сборники С. Максимова стали для композиторов республики своего рода энциклопедией чувашской народной музыки. Кто не обращался к мелодиям, опубликованным в них? Их использовали В. Кривоносов и И. Люблин, Г. Воробьев и В. Ходяшев, Г. Хирбю и Г. Лебедев, Ф. Лукин и Т. Фандеев,
A. Орлов-Шузьм и Ф. Васильев, А. Токарев и А. Асламас, А. Петров и М. Алексеев. Они звучат и в творчестве русских советских композиторов — А. Касьянова, В. Белого, С. Фейнберга, М. Коваля, И. Пустыльника и других.
"Собирая народные песни и обрабатывая их, С. Максимов вел также публицистическую и исследовательскую работу. Начиная с 1918 года, он регулярно выступал в периодической печати со статьями на музыкальные темы. Большой интерес представляют его работа о Г. Ф. Федорове (предисловие к сборнику 1934 года), исследование «Чувашская народная песня» (в сборнике 1964 года), монография «Песенное творчество чувашского народа» (1936), написанная в соавторстве с B. Кривоносовым и И. Люблиным. Свои взгляды на явления музыкальной и общественной жизни композитор
выразил в таких статьях, как «Чувашская песня» (1927),«Чувашская музыка», «Симбирская чувашская школа в первые годы революции», «Обучение пению» (1928), «Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде» (1929), «Музыкальная работа за 10 лет» (1930), «Подготовка музыкальных кадров» (1937) и др.
Богатейшие сокровища чувашского музыкального фольклора С. Максимов любовно и умело использовал в своем творчестве. В его обработке получили качественно новое, еще более выразительное звучание десятки народных песен, пользующихся исключительной популярностью. Среди них выделяются хоры: «Кёреке юрри» (Застольная), «Атьар, хёрсем, выляма» (Пойдемте, девушки, хоровод водить), «Ан аван, шёшке» (Не гнись, орешник), «Шанкар капа» (Журчит ручеек), «Beс, вес, куккук» (Лети, лети, кукушка), «Мулкач юрри» (Песня о зайце); песни для голоса с фортепиано: «Пирён атте— сазан пул» (Наш отец, как сазан-рыба), «Анатран хапарать пгура парахут» (Снизу идет белый пароход), «Юри кайрам вармана» (Я нарочно в лес пошел), «Уй варринче» (В чистом поле), «Ямпах урам» (Улицы Ям-баха), «Салтар витер» (Рекрутская) и другие.
Композитор написал также много оригинальных песен, лучшие из них — «Сапата» (Лапти), «Колхозннксен ес. юрри» (Колхозная трудовая), «Суллахи пек» (Летний ветерок), симфоническую «Увертюру», «Марш» для духового оркестра, сонатину для фортепиано, произведения камерно-инструментального жанра, фуга на чувашские темы. Его песни на современную тематику печатались в сборниках «Сёнё юрасем» (Новые песни, 1927), «Сен сарнай» («Чувашские песни для хора», 1931), «25 массалла юра» (25 массовых песен, 1933), «Хорпа тата печчен юрламалли юрасем» (Песни для хорового и сольного исполнения, 1960).
С. Максимов был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование (в члены Союза композиторов СССР принят в 1933 г.). Его педагогами в Московской консерватории были Р. М. Глиэр и А. Н. Александров. После окончания консерватории С. Максимов был директором и преподавателем Чувашского музыкального техникума (1935—1937), а в последние годы жизни (1947—1951) работал артистом симфонического оркестра в Чебоксарах.
Умер С. М. Максимов 25 августа 1951 г. в г. Чебоксары. Похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого.
Творческое наследие С. Максимова далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества народов СССР, а сборники музыкального фольклора получили всемирную известность. С. М. Максимову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР;. Ныне его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.
Пройдут годы, но не сотрется в памяти образ неутомимого труженика, так много сделавшего для расцвета чувашской советской музыки.