Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

"В Шушарах во мне проснулся художник" //Республика

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

 В Мемориальном музее-квартире М. С. Спиридонова в Чебоксарах хранится фотография 1906 года, где сняты учащиеся и учителя подготовительной школы в Шушарах. Без прикрас запечатлел их неизвестный фотограф, специально приглашенный из Казани К. Н. Баратынской, внучкой поэта Е. А. Баратынского – современника А. С. Пушкина. Эта фотография знаменательна для нас тем, что на ней изображены юные М. С. Спиридонов (во втором ряду пятый слева) и Н. К. Сверчков (во втором ряду седьмой слева) – выдающиеся деятели чувашской культуры, ставшие позднее основоположниками изобразительного искусства республики.
Как получилось, что два чувашских паренька оказались в селе Шушары, что находится в двадцати километрах от Казани? Известно, что Спиридонов и Сверчков после окончания двухклассной школы в родной деревне Яшихово-Норваши (ныне Янтиковский район) попытались поступить учиться сначала в городское училище Цивильска, позднее – в учительскую семинарию Казани, но получили неудовлетворительную оценку по русскому языку.
В это время в Казани произошли важные события, которые во многом повлияли на судьбу Спиридонова и Сверчкова.
Ксения Николаевна Баратынская, изображенная на фотографии (во втором ряду седьмая справа) на фоне белой березы, при деятельном участии своего брата Александра (во втором ряду шестой слева), занимавшего видное место в губернском земстве, на свои средства открыла подготовительную школу для детей неимущих из числа «инородцев». В Шушарскую школу сначала был принят Никита Сверчков. Узнав об этом, вдохновленный успехом двоюродного брата, Михаил Спиридонов снова едет в Казань. В белой домотканой рубахе и штанах, в легком кафтанчике из темного сукна, на ногах лапти, за плечами холщовая котомка с пожитками – в таком виде предстал юный Спиридонов перед домом Баратынских. Узнав о намерениях юноши, горничная доложила хозяевам. Вышедшая на встречу Екатерина Николаевна (сестра Ксении Николаевны) внимательно его выслушала, зашла домой позвонить в Шушары, где в то время находилась основательница школы. Кончились томительные минуты ожидания, вернувшаяся Екатерина Николаевна сообщила, что М. Спиридонов вместе с Н. Сверчковым принят в школу и может приехать к началу учебных занятий.
В школе преподавали три учителя, труд которых оплачивала К. Баратынская. Сама она вела уроки русского языка и литературы, много рассказывала о своем дедушке-поэте Е. А. Баратынском. Приобщала своих питомцев к миру прекрасного: водила их на экскурсию в Казань, знакомила с достопримечательностями города, рассказывала о театрах, учебных заведениях. Учащиеся посетили университет, обсерваторию, художественную школу, которую Е. А. Баратынская закончила. Именно в Шушарской школе пришло понимание Спиридонову, что он станет художником.
А было так. Рисовали учащиеся натюрморт, состоящий из глиняного горшка, решета и связки лука. Лучше всех нарисовал Моисей. Удача окрылила его. Позже он вспоминал: «Предметы ожили, у них появилась душа, они со мною заговорили – это было что-то новое, о чем я и не подозревал. Во мне, выходит, проснулся художник, я поверил в свои силы. Как это хорошо».
Увидев способности к рисованию у трех учеников: М. Спиридонова, Н. Сверчкова и М. Андрианова (на фото сидит в первом ряду четвертый слева), К. Баратынская стала ими заниматься по углубленной программе. Из Казани привезла для них краски, кисти, карандаши, бумагу, геометрические фигуры из гипса, предметы быта для постановки натюрморта, приобретенные на свои средства. И ребята занимались с упоением, рисовали гипсовые фигуры, натюрморты из разных предметов. Старания их не прошли даром – в 1906 году оба поступили в Казанскую художественную школу. Вместе со Спиридоновым в Шушарской школе учились 15 мальчиков и девочек. Из них шестеро – чуваши, остальные – марийцы, удмурты, русские.
Основной задачей школы была подготовка учащихся для поступления в средние специальные учебные заведения. И школа с этой задачей справлялась блестяще.
Судьбе было угодно встретить Спиридонову и Сверчкову в начале жизненного пути Баратынских. Трудно сказать, как сложилась бы участь двух выдающихся деятелей искусства Чувашии, не будь их учебы в Шушарской школе с ее прекрасными педагогами.
Первые месяцы обучения Спиридонова и Сверчкова в Казанской художественной школе их опекали Баратынские. Испытывая большую нужду, они вынуждены были обратиться к своим благодетелям. По совету К. Баратынской они написали прошение в Казанскую земскую управу о назначении стипендии. Благодаря вмешательству Е. Баратынского им на двоих выделили одну стипендию. В дальнейшем и Спиридонов, и Сверчков оправдали доверие своих наставников – успевали по всем предметам. Окончили Казанскую художественную школу в 1912 году по первой категории, что дало им право без экзаменов продолжить учебу в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге.
Фотографию К. Баратынская подарила всем выпускникам школы, подписав на обороте следующее: «На память о Шушарской школе – колыбели вашей полноценной и плодотворной жизни». Другая фотография, подаренная К. Баратынской-Алексеевой М. Спиридонову, относится к 1957 году. На обороте она подписала: «Дорогому Моисею Спиридоновичу от его старой 80-летней учительницы на память, от его друга и моей матери, любящей его и благодарной за память». А в письме художнику от 13 сентября 1957 года она писала: «...Как Вы меня радуете и утешаете своим бодрым духом, своим оптимизмом, с которыми Вы работаете. Поймите, как дорого для меня то, что те маленькие зерна, которые я бросила на ниву, выросли во что-то большое, сильное и полезное для Родины. Значит, я недаром жила и чем-то была полезна своей Родине, которую так горячо люблю. Спасибо Вам, что Вы оправдали мой труд и сделали так много для Родины. Вы являетесь создателем Чувашии, которая до Вас была забытой страной. Вы подняли ее на большую высоту, и Ваше дело будут знать новые поколения». И Моисей Спиридонович до конца своих дней, а прожил он более 90 лет, сохранил память о своей любимой учительнице, о чем свидетельствуют многочисленные документы, хранящиеся в музее его имени.

Николай САДЮКОВ,
зав. Мемориальным музеем-квартирой М. С. Спиридонова,
заслуженный работник культуры РФ и ЧР.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика