Онар - добрый исполин, неутомимый труженик и бесстрашный заступник народа мари. Он силен, красив, благороден. Он более всех марийских героев воспет, возвышен народом. Марийцы даже землю, на которой они живут, свою страну Марий Эл с любовью именуют землей Онара.
Земля Онара составляет всего семисотую часть необъятной России. В ней в дружбе и согласии проживают представители более пятидесяти национальностей.
Марий Эл сегодня - суверенная республика, входящая в состав Российской Федерации на основе Федерального договора. Расположенная в бассейне Средней Волги, она граничит с такими промышленно развитыми регионами, как Татарстан, Чувашия, Нижегородская и Кировская области.
Невелика земля Онара. Она составляет всего семисотую часть необъятной России. Ее население составляет 760 тысяч человек. В ней в дружбе и согласии проживают представители более пятидесяти национальностей, в том числе русские составляют 47 процентов, мари - 43 процента, татары - 6 процентов, чуваши -1,3 процента, украинцы - 0,7 процента.
Марийцы, аборигенное население республики, как этнос сформировались на этой территории к концу первого тысячелетия нашей эры, принадлежат к финно-угорской языковой группе народов. В течение длительного периода территория, занимаемая ими, была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, Европой и Азией, христианством и исламом, славянами и тюрками. Поэтому марийцы попадали в зависимость то от Хазарского каганата, то от Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. В середине XVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству. С этого времени судьба народа мари тесно переплелась с историей России, русского народа, других народов страны. В царской России Марийский край, как и все инородческие народы, развивался с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство, главными орудиями труда, вплоть до 30-х годов XX века, оставались соха, лукошко, серп, цепь. Промышленность была представлена лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывающими в основном продукцию леса и сельского хозяйства. Более медленными темпами развивались и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела натуральное хозяйство. Даже на рубеже XIX-XX веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.
До октябрьской революции 1917 года марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской, Екатеринбургской губерниях. И сегодня 52 процента мари проживает вне пределов своей республики.
Революция всколыхнула национальное самосознание народа. В регионах проживания мари горячо обсуждался вопрос о самоопределении. В марте 1920 года второй съезд национальных меньшинств Вятской губернии высказался за создание автономии марийского народа. Одновременно рекомендовал ему сохранить "белую, как снег, одежду; быстрый, как молния, ум; ясные, как звезды, глаза; пластичный, как воск, язык; прекрасные, как щебетанье птиц, песни; неугомонный, как лист на дереве, характер; нежную, как крылья бабочки, душу; силу Онара в теле".
4 ноября 1920 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Марийская автономная область. Сбылась многовековая мечта народа. И уже в 20-30-х годах в области произошли существенные сдвиги в развитии экономики и культуры, в социальной сфере и подготовке кадров национальной интеллигенции. Были построены крупные промышленные предприятия, железная дорога, открыты два вуза, научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, образована широкая сеть школ и учреждений культуры, созданы национальный театр, средства массовой информации на родном языке.
Именно тогда была заложена та основа, что помогла нашему народу, выдержавшему произвол сталинских репрессий, выстоявшему в жестокой битве с фашизмом, преодолевшему лишения послевоенных лет, обеспечить дальнейшее совершенствование материальной и духовной жизни общества. Тогда была создана база, позволившая небольшой по численности народности вырасти в нацию, которая сумела из всего финно-угорского сообщества в наибольшей мере сохранить свой язык, национальные традиции, культуру.
Народ мари, несмотря на гонения, сумел сберечь свою национальную религию, веру предков. Марийцы - единственный в Европе народ, существенная часть которого не приняла ни ислам, ни христианство. Не отреклась от своих древних богов и значительная часть марийцев, принявших христианство. Соблюдая в той или иной мере каноны православия, многие из них постоянно обращаются к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины. С национальной спецификой справляются и церковные праздники. Не чужды им и новые праздники, особенно любимым у народа стал Пеледыш пайрем - Праздник цветов, возникший в начале 20-х годов и отмечаемый ежегодно в начале лета. Конечно, язычество имеет в себе определенные элементы национальной отчужденности, замкнутости, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных тенденций. Напротив, в традиционных языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь и русским, и татарам, и другим народам.
И не случайно представители всех народов, проживающие в Республике Марий Эл, чувствуют себя в ней как дома. Здесь успешно функционируют центры русской, татарской, чувашской, удмуртской культуры. В свою очередь, при нашем содействии созданы центры марийской культуры в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Кировской, Нижегородской, Свердловской, Пермской областях. Такая форма организации людей, оказавшихся в разное время оторванными от своих народов, на наш взгляд, способствует сохранению национального сознания. Правительство республики всячески поддерживает деятельность Всемарийского Совета, общественного движения "Марий Ушем". Эта работа направлена на консолидацию народа, на сохранение, возрождение и обогащение его национальных ценностей, на повышение общественной активности марийского населения.
Марийцы отличаются особой приверженностью к природе, земле, что в существенной степени определяет и их образ жизни. Сегодня более двух третей марийского населения республики - сельские жители. Это и хорошо, и плохо. Хорошо в том плане, что сельский уклад жизни способствует сохранению национального облика народа. А плохо то, что условия жизни основной массы коренного населения республики не только в существенной мере уступают городским условиям, но и ограничивают возможности приобщения людей к современной цивилизации. В деревне тяжелее труд, хуже жилищные условия, ниже уровень бытового, коммунального, транспортного, торгового, медицинского, культурного обслуживания.
Особенно беспокоит то, что существенно отстает от городской сельская школа. Вот почему ее выпускники не могут составить реальной конкуренции при поступлении в вузы. Сегодня мы эту проблему решаем путем целевого направления сельской молодежи на учебу. Но это - меры временные. Основной задачей в данной сфере мы считаем улучшение материальной базы сельской школы, повышение уровня ее работы. А для этого требуется укрепление экономики сельского хозяйства, устройство сельского уклада жизни, соответствующего современным стандартам. Это и будет надежной базой решения национальных проблем. Нельзя мириться с тем, чтобы деревня, являющаяся колыбелью национальной жизни и культуры, отставала от запросов времени.
Требует серьезного внимания и организация национальной жизни в городе. Дело в том, что урбанизация, выманивая людей из села, отрывает их от национальных корней. Многие горожане волей или неволей теряют свой этнический облик. Исследования показывают, что значительная часть городских мари общаются между собой только на русском языке, две трети их отказались от родного языка при общении со своими детьми. Не приобщает своих детей к родному языку наиболее образованная часть народа, что сказывается отрицательно на формировании династийности национальной интеллигенции, которая уже во втором поколении утрачивает связи с национальной культурой своего народа. В ходе социологического опроса, проведенного в прошлом году, три четверти опрошенных отметили, что они гордятся, довольны тем, что являются марийцами. Это значит, что у народа мари есть прочный стержень, хороший потенциал для дальнейшего совершенствования нации. Есть и определенная база для этого. Начав восемь десятилетий назад с ликвидации сплошной неграмотности населения, Марий Эл сегодня имеет три государственных вуза, четырнадцать средних специальных учебных заведений, тридцать средних профессионально-технических училищ, более четырехсот общеобразовательных школ. Кроме того, подготовкой и переподготовкой кадров высшей квалификации в республике занимаются филиалы ведущих московских вузов, небюджетные учебные заведения. Успешно развивается наука, растут кадры ученых. В вузах, научно-исследовательских учреждениях и других организациях республики трудятся свыше двух тысяч научных и научно-педагогических работников, в том числе более тысячи докторов и кандидатов наук.
В республике работают творческие союзы писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, журналистов.
Произведения марийской литературы знают не только в своей республике, но их переводят, издают и читают в странах ближнего и дальнего зарубежья. Успешно развивается национальное музыкальное искусство. Сегодня народ мари имеет свою оперу, балет. Получила развитие живопись, полотна марийских художников хранятся не только в лучших музеях России, но и занимают достойное место во многих музеях зарубежных стран. Большой любовью народа пользуется театральное искусство, в республике выросла целая плеяда талантливых актеров, действует пять театров.
От затерявшихся в глухих лесах смолокурен до радиоэлектротехнической и машиностроительной промышленности, от деревянной сохи до высокоразвитой сельскохозяйственной техники и механизированных животноводческих комплексов, от топора до лесных комбайнов, от отпечатков пальцев вместо подписи до государственного университета, от одноголосной песни до национальной оперы и балета, от ритуальных представлений до музыкально-драматического театра - таков путь народа мари в двадцатом столетии. Впереди новые дороги, новые заботы