Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Земля Онара

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

 

Онар - добрый исполин, неутомимый труженик и бес­страшный заступник народа мари. Он силен, красив, бла­городен. Он более всех марийских героев воспет, возвышен народом. Марийцы даже зем­лю, на которой они живут, свою страну Марий Эл с лю­бовью именуют землей Онара.

Земля Онара составляет всего семисотую часть необъятной России. В ней в дружбе и согласии проживают представители более пятидесяти национальностей.

 

Марий Эл сегодня - суверенная рес­публика, входящая в состав Россий­ской Федерации на основе Феде­рального договора. Расположенная в бассей­не Средней Волги, она граничит с такими промышленно развитыми регионами, как Та­тарстан, Чувашия, Нижегородская и Киров­ская области.

Невелика земля Онара. Она составляет всего семисотую часть необъятной России. Ее население составляет 760 тысяч человек. В ней в дружбе и согласии проживают пред­ставители более пятидесяти национально­стей, в том числе русские составляют 47 про­центов, мари - 43 процента, татары - 6 про­центов, чуваши -1,3 процента, украинцы - 0,7 процента.

Марийцы, аборигенное население респуб­лики, как этнос сформировались на этой тер­ритории к концу первого тысячелетия нашей эры, принадлежат к финно-угорской языко­вой группе народов. В течение длительного периода территория, занимаемая ими, была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, Европой и Азией, христианством и исламом, славянами и тюрками. Поэтому ма­рийцы попадали в зависимость то от Хазар­ского каганата, то от Волжской Булгарии, Зо­лотой Орды, Казанского ханства. В середине XVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству. С этого времени судь­ба народа мари тесно переплелась с истори­ей России, русского народа, других народов страны. В царской России Марийский край, как и все инородческие народы, развивался с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное про­изводство, главными орудиями труда, вплоть до 30-х годов XX века, оставались соха, лу­кошко, серп, цепь. Промышленность была представлена лишь кустарными и полукус­тарными предприятиями, обрабатывающими в основном продукцию леса и сельского хо­зяйства. Более медленными темпами разви­вались и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела нату­ральное хозяйство. Даже на рубеже XIX-XX веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.

До октябрьской революции 1917 года ма­рийцы не имели своей государственности и были разбросаны в Казанской, Вятской, Ни­жегородской, Уфимской, Екатеринбургской губерниях. И сегодня 52 процента мари про­живает вне пределов своей республики.

Революция всколыхнула национальное са­мосознание народа. В регионах проживания мари горячо обсуждался вопрос о самоопре­делении. В марте 1920 года второй съезд на­циональных меньшинств Вятской губернии высказался за создание автономии марий­ского народа. Одновременно рекомендовал ему сохранить "белую, как снег, одежду; бы­стрый, как молния, ум; ясные, как звезды, глаза; пластичный, как воск, язык; прекрас­ные, как щебетанье птиц, песни; неугомон­ный, как лист на дереве, характер; нежную, как крылья бабочки, душу; силу Онара в теле".

 

4 ноября 1920 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Марийская автономная область. Сбылась многовековая меч­та народа. И уже в 20-30-х годах в области произошли существенные сдвиги в развитии экономики и культуры, в социальной сфере и подготовке кадров национальной интелли­генции. Были построены крупные промыш­ленные предприятия, железная дорога, от­крыты два вуза, научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, обра­зована широкая сеть школ и учреждений культуры, созданы национальный театр, средства массовой информации на родном языке.

 

Именно тогда была заложена та основа, что помогла нашему народу, выдер­жавшему произвол сталинских ре­прессий, выстоявшему в жестокой битве с фашизмом, преодолевшему лишения пос­левоенных лет, обеспечить дальнейшее совершенствование материальной и духов­ной жизни общества. Тогда была создана ба­за, позволившая небольшой по численности народности вырасти в нацию, которая сумела из всего финно-угорского сообщества в наи­большей мере сохранить свой язык, нацио­нальные традиции, культуру.

 

Народ мари, несмотря на гонения, сумел сберечь свою национальную религию, веру предков. Марийцы - единственный в Европе народ, существенная часть которого не при­няла ни ислам, ни христианство. Не отрек­лась от своих древних богов и значительная часть марийцев, принявших христианство. Соблюдая в той или иной мере каноны право­славия, многие из них постоянно обращают­ся к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, проводят язы­ческие праздники, совершают обряды, до­шедшие до наших дней со времен глубокой старины. С национальной спецификой справ­ляются и церковные праздники. Не чужды им и новые праздники, особенно любимым у на­рода стал Пеледыш пайрем - Праздник цве­тов, возникший в начале 20-х годов и отмеча­емый ежегодно в начале лета. Конечно, язы­чество имеет в себе определенные элементы национальной отчужденности, замкнутости, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных тенденций. Напротив, в тради­ционных языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополу­чии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь и русским, и татарам, и другим народам.

 

И не случайно представители всех наро­дов, проживающие в Республике Марий Эл, чувствуют себя в ней как дома. Здесь успеш­но функционируют центры русской, татар­ской, чувашской, удмуртской культуры. В свою очередь, при нашем содействии созда­ны центры марийской культуры в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Киров­ской, Нижегородской, Свердловской, Перм­ской областях. Такая форма организации лю­дей, оказавшихся в разное время оторванны­ми от своих народов, на наш взгляд, способ­ствует сохранению национального сознания. Правительство республики всячески поддер­живает деятельность Всемарийского Сове­та, общественного движения "Марий Ушем". Эта работа направлена на консолидацию народа, на сохранение, возрождение и обо­гащение его национальных ценностей, на по­вышение общественной активности марий­ского населения.

 

Марийцы отличаются особой привержен­ностью к природе, земле, что в существенной степени определяет и их образ жизни. Сегод­ня более двух третей марийского населения республики - сельские жители. Это и хорошо, и плохо. Хорошо в том плане, что сельский ук­лад жизни способствует сохранению нацио­нального облика народа. А плохо то, что усло­вия жизни основной массы коренного насе­ления республики не только в существенной мере уступают городским условиям, но и ог­раничивают возможности приобщения людей к современной цивилизации. В деревне тя­желее труд, хуже жилищные условия, ниже уровень бытового, коммунального, транс­портного, торгового, медицинского, культур­ного обслуживания.

 

Особенно беспокоит то, что существенно отстает от городской сельская школа. Вот по­чему ее выпускники не могут составить ре­альной конкуренции при поступлении в вузы. Сегодня мы эту проблему решаем путем це­левого направления сельской молодежи на учебу. Но это - меры временные. Основной задачей в данной сфере мы считаем улучше­ние материальной базы сельской школы, по­вышение уровня ее работы. А для этого тре­буется укрепление экономики сельского хо­зяйства, устройство сельского уклада жиз­ни, соответствующего современным стан­дартам. Это и будет надежной базой решения национальных проблем. Нельзя мириться с тем, чтобы деревня, являющаяся колыбелью национальной жизни и культуры, отставала от запросов времени.

 

Требует серьезного внимания и органи­зация национальной жизни в городе. Дело в том, что урбанизация, вымани­вая людей из села, отрывает их от националь­ных корней. Многие горожане волей или не­волей теряют свой этнический облик. Иссле­дования показывают, что значительная часть городских мари общаются между собой толь­ко на русском языке, две трети их отказались от родного языка при общении со своими детьми. Не приобщает своих детей к родному языку наиболее образованная часть народа, что сказывается отрицательно на формиро­вании династийности национальной интелли­генции, которая уже во втором поколении ут­рачивает связи с национальной культурой своего народа. В ходе социологического оп­роса, проведенного в прошлом году, три чет­верти опрошенных отметили, что они гордят­ся, довольны тем, что являются марийцами. Это значит, что у народа мари есть прочный стержень, хороший потенциал для дальней­шего совершенствования нации. Есть и опре­деленная база для этого. Начав восемь десятилетий назад с ликвида­ции сплошной неграмотности населения, Ма­рий Эл сегодня имеет три государственных вуза, четырнадцать средних специальных учебных заведений, тридцать средних про­фессионально-технических училищ, более четырехсот общеобразовательных школ. Кроме того, подготовкой и переподготовкой кадров высшей квалификации в республике занимаются филиалы ведущих московских вузов, небюджетные учебные заведения. Ус­пешно развивается наука, растут кадры уче­ных. В вузах, научно-исследовательских уч­реждениях и других организациях республи­ки трудятся свыше двух тысяч научных и науч­но-педагогических работников, в том числе более тысячи докторов и кандидатов наук.

 

В республике работают творческие союзы писателей, композиторов, художников, теат­ральных деятелей, журналистов.

Произведе­ния марийской литературы знают не только в своей республике, но их переводят, издают и читают в странах ближнего и дальнего зару­бежья. Успешно развивается национальное музыкальное искусство. Сегодня народ мари имеет свою оперу, балет. Получила развитие живопись, полотна марийских художников хранятся не только в лучших музеях России, но и занимают достойное место во многих музеях зарубежных стран. Большой любовью народа пользуется театральное искусство, в республике выросла целая плеяда талантли­вых актеров, действует пять театров.

 

От затерявшихся в глухих лесах смоло­курен до радиоэлектротехнической и маши­ностроительной промышленности, от дере­вянной сохи до высокоразвитой сельскохо­зяйственной техники и механизированных животноводческих комплексов, от топора до лесных комбайнов, от отпечатков пальцев вместо подписи до государственного уни­верситета, от одноголосной песни до нацио­нальной оперы и балета, от ритуальных пред­ставлений до музыкально-драматического театра - таков путь народа мари в двадцатом столетии. Впереди новые дороги, новые за­боты

 

 

 

 

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика