Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Жизнь и творчество Федора Павлова

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

 «Если бы был жив Ф. П., я спокойно ушел бы в теоретическую и музыкально-этнографическую специальность и мне было бы много легче», — писал в 1931 году С. М. Максимов В. П. Воробьеву. Оба они, уже состоявшиеся деятели чувашского музыкального искусства, без лишних слов признавали друг перед другом лидерство Федора Павлова в 20-е годы. При внешнем взгляде на факты творческой биографии Павлова кажется, что она была движением от успеха к успеху. Но судьба вовсе не была однозначно благосклонна к этому талантливому человеку. Прежде всего — его жизненный путь оказался намного короче, чем у коллег-сверстников /ср. годы жизни Максимова, Воробьева, Лискова: 1892-1951, 1887-1954, 1890-1963/. Собственно на творчество ему было отпущено ровно двадцать лет, считая от начала преподавательской и дирижерской работы и от первых самостоятельных композиторских прикосновений к народным напевам в 1911 году до трагической его кончины, последовавшей в 1931 году.

 Творческая деятельность Федора Павлова не умещалась в рамках одного вида искусства. Он — незаурядный драматург /чьи пьесы «На суде» и «В деревне» не исчезают из репертуара театров/, поэт, актер, критик, публицист, ученый, организатор. Кроме того, как юрист он также в начале 20-х годов был деятелем областного масштаба. Но лишь музыка проходит непрерывной красной нитью сквозь всю жизнь Федора Павлова, становясь господствующим его занятием в конце. Как музыкант он также необычно разносторонен: преподает, руководит хором и оркестром, играет на скрипке в оркестре, ансамблях, сольно, собирает и обрабатывает народные песни, исследует историю и теорию чувашской музыки, выступает как критик и даже как певец. Но, чувствуя тягу к музыке с юности, осознавая ее как свое призвание, он буквально до последних лет своей жизни не имел возможности целиком отдаться служению ей. Несбыточной мечтой, превосходящей рамки возможного для него - учителя пения и скрипичной игры, сына крестьянина-«инородца», в молодые годы было получение высшего специального образования. Окончание духовной семинарии /в 1916 году/ давало ему право на поступление в высшее учебное заведение, но для этого у него не было средств. Зарабатывал себе на жизнь он службой: псаломщиком, учителем, затем мировым судьей в Акулевской волости.

Павлов не обрел гармонии в личной жизни — женщины приносили ему не столько вдохновение, сколько огорчения. Женат он был дважды, оба раза неудачно. А любил — глубоко и безнадежно — только Капитолину Эсливанову, выбравшую в спутники жизни его собственного друга Степана Максимова. /В чем много позже раскаивалась.../ Отсутствием заинтересованных наследников, видимо, объясняется и печальная участь его рукописей, после смерти Павлова разошедшихся по рукам разных людей и растерянных. Так, не сохранился сборник его музыкально-фольклорных записей, содержавший 173 напева и 1760 строф стихов, утеряны несколько сочинений, в том числе вокально-симфонические партитуры 1913 года, авторская партитура фантазии «Сарнай и палнай». Даже изданный небольшим тиражом сборник детского фольклора «Ача-пача сасси» /«Голйс детворы»/, несколько пластинок со звукозаписями хора под управлением Федора Павлова не дошли до нас. Не сохранилась и могила композитора, умершего и похороненного в Сочи. На месте кладбища после войны пролегло шоссе...

В новом общественном строе Федор Павлов видел верную гарантию культурного возрождения родного чувашского народа — и преданно служил советской власти. Это выражалось и в службе в государственных учреждениях, и в журналистских его выступлениях. Почему он, автор первого музыкального произведения о советской власти /«Чухансен юрри», 1919 год/, не вступил в партию большевиков подобно своим друзьям и коллегам С. М. Максимову, В. П. Воробьеву, И. В. Васильеву, пытался ли — документальных данных нет. Думается, причиной было и общее отношение большевиков к творческой интеллигенции /так, Воробьев и Васильев быстро выбыли из партии при чистках 1920-1921 годов, Максимов тогда «отделался» временным переводом из членов в кандидаты в члены РКП/б//, и социальное происхождение — из середняков, и духовное образование. На его глазах разыгралась, несомненно, открывшая на многое глаза, сцена унижения чебоксарских музыкантов, честно служивших новой власти, но имевших отношение к церковным хорам. В начале 1921 года за работу псаломщиками были уволены из единственной тогда в Чувашии музыкальной школы и подвергнуты аресту В. П. Воробьев и С. Ф. Иванов. Павлов в эти дни заведует секцией музыки в областном отделе народного образования, преподает в советских учебных заведениях. Он смолчит. Несколько лет назад также бывший регентом церковного хора, он не мог не понимать, что рискует и сам оказаться без работы. И продолжает служить. Как раз в эти дни Павлов проводит заседание, где решаются вопросы реквизиции пианино и роялей у частных лиц. Музыкальные инструменты были изъяты и отданы в школы и клубы.

Постепенно Федор Павлов расстается с иллюзиями, что государство продолжает поддерживать практическими мерами начинания музыкантов. В 1921 году он еще надеется, что можно решить вопрос о достойном существовании организованного им областного национального хора. «К сожалению, — пишет он в газете, — чувашский хор весною почти не выступал. Причина заключается будто бы в материальной необеспе­ченности певчих. Второй год поют бесплатно. Надоело». Через год Павлов просто оставляет музыкальные выступления и преподавательскую работу, возвращаясь в суд. Он объясняет, что «низкая оплата труда и слишком огромный расход энергии в педагогической деятельности лишили меня возможности продолжать свой начатый [музыковедческий] труд. Поэтому я решил занимать только одну какую-нибудь должность, которая могла бы обеспечить меня столько же, сколько четыре педагогических должности». Был в этом, конечно, и скрытый протест, и наивная надежда, что его позовут, попросят, помогут... Не позвали. Хор с Павловым в 1923 году блеснул еще раз, когда понадобилось показать Чувашию в Москве — есть отзывы центральных газет и журналов, и угас. (Через год его возродил в Музыкальной школе охотнее шедший на компромиссы В. П. Воробьев).

Копившиеся в душе музыканта неудовлетворенность и досада не чувствовались в его новых песнях и хорах — они пронизаны оптимистическим мироощущением, идущим от народной песни. Таковы его наиболее знаменитые «С5ва», «Туй юрри», «Сёрен» («Хороводная», «Свадебная», «Обрядовая»). Не отказывался он использовать и «агитпоэзию» в песнях-агитках «Малалла утар», «Капкйн» чечетки» («Дру.-.ю, п ногу», «Сатирическая чечетка»). Но в литературных фельетонах 1 лилова 1927—1928 годов словно электрические разряды «проскакивают» образы новой бюрократии, чем-то (скорее всего странным сдвигом понятий, когда вместо дела в жизни необоримо торжествует видимость оного) напоминающие персонажей Зощенко. От недавнего горения идеями революционного пролетарского искусства нет и следа. Похоже, что приходит понимание тщетности надежд и усилий.

Но Павлов не заставил себя долго просить в 1928 году, когда открылась реальная возможность вернуться к дирижерским выступлениям. Предложение последовало от старого друга Степана Максимова, взявшего в свои руки административное управление Музыкальной школой и Государственным хором при ней.

Летом 1931 года,  уезжая на лечение, безнадежно больной Павлов провел несколько вечеров в доме Васильевых — Ивана Васильевича, певца, и его жены. В предчувствии скорой развязки, он как бы подводил итоги своей жизни. «Федор Павлович рассказал нам о событиях всей своей сознательной жизни, — вспоминал Васильев, — Ми... знали, что личная жизнь его не совсем удалась. Вспоминая и рассказывая, Федор Павлович явно волновался. Чувствовалось, что он хочет излить перед нами горечь, накопившуюся у него на душе; ту горечь, которая ему в течение долгих лет мешала всецело отдаваться творческой работе. При этом из глаз его неизменно лились слезы».

Невольно приходит мысль: что, если бы Павлов победил болезнь — как повернулась бы его судьба в 30-е годы, когда большинство самых видных музыкантов Чувашии подверглись в той или иной форме репрессиям, некоторые погибли. Обвинения в национализме и контрреволюционности, которые были им брошены, полностью могли быть адресованы и ему, много и активно выступавшему публично. Но в этом отношении судьба помиловала чувашского музыканта, ранней смертью отвратив такие возможности. Его имя и творчество не исчезало из духовного обихода народа, во все трудные периоды продолжало радовать людей, и сейчас не утрачивает своей высокой ценности.

 

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель

искусств Российской Федерации  и

Чувашской Республики   Михаил Кондратьев

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика