Первым музеем в мире стал храм муз, построенный Платоном. Первым публичным музеем России стала Российская Кунсткамера, открытая Петром I в 1714 году. Первый провинциальный музей в России появился в 1782 году в Иркутске. В 1828 году император Николай I подписал указ о создании "Румянцевского музеума" на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Плата в советских музеях впервые вводится в 1922 году.
Понятие "музей" утверждается в русском языке вместе с утверждением музея как культурной формы в XIX веке. Появляются первые проекты, предлагавшие модели музейных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени. Их авторами были Ф.П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П.П. Свиньин. В связи с дифференциацией науки в том же столетии начинают выделяться музеи разных профилей — художественные, археологические, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий и т.д. Значительно расширил представление о значении и возможностях музея русский философ-утопист конца XIX века Н. Ф. Федоров. В работах известного музееведа 1920-х годов Ф.И. Шмита впервые были сформулированы понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др.
По мнению известного теоретика и критика современного искусства Бориса Гройса, сегодня одной из главных функций музея или выставочного зала является различение актуального искусства и искусства исторического. Новое время создало новое отношение к истории, к самому понятию произведения искусства. Авангардисты критиковали музеи современного искусства: подлинно актуальное, современное искусство должно осуществляться непосредственно в жизни - оно должно придавать форму жизненному миру, чувствам, восприятию, социальной реальности своего времени. Как писал Дуглас Кримп в своей знаменитой книге "На руинах музея", "новые репродукционные приемы художественного производства отменяют принцип музейной организации, основанной на фикции субъективного, индивидуального творчества…иллюзорен сам принцип музейной организации: он лишь создает видимость историчности".
В 1983 году на Генеральной конференции ICOM в Лондоне оформляется в качестве самостоятельного движения "Новая музеология", основные лозунги которой — интеграция музея в окружающую среду, социализация музея. За рубежом все настойчивее в последние годы звучат требования к музею не просто регистрировать прошлое, но использовать его, чтобы влиять на сегодняшний и завтрашний день конкретного сообщества (концепции "музея-форума" Д. Камерона, "музея без границ", музейной коммуникации).
Философ Ж. Бодрийяр характеризовал современные общества как общества потребления, в которых основной становится практика бесконечного потребления новых товаров. Однако в последнее время растет интерес к старинным вещам и их специфическая ценность. В последнее время появилось новое для российского музейного дела явление – институт частной коллекции.