Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Геннадий Николаевич Айги родился 21 августа 1934 г. в с. Шаймурзино Чувашской Республики. До 1969 г. носил фамилию Лисин, которую его отец, сельский учитель, переводчик А.С. Пушкина на чувашский язык, получил в советское время в процессе «русификации». Один из предков поэта произносил чувашское слово «хайхи» («вон тот»), опуская начальный звук, – так возникло семейное прозвище «Айги», ставшее впоследствии для поэта «программным художественным именем» (по выражению швейцарского переводчика и литературоведа Ф.Ф. Ингольда).
Г. Айги начал писать стихи по-чувашски, испытывал влияние М. Сеспеля и П. Хузангая. С 1949 г. печатался в чувашской периодике. В 1949–1953 гг. учился в Батыревском педагогическом училище, в 1953 г. по совету П. Хузангая поступил в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в семинаре М. Светлова. В 1958 г. вышла его первая книга стихов на чувашском языке.
Долгое время русские стихи Г. Айги печатались только за рубежом. Первая большая книга «Стихи» 1954–1971 гг. вышла в 1975 г. в Мюнхене; в 1982 г. парижское издательство «Синтаксис» выпустило собрание стихотворений «Отмеченная зима». С 1962 г. его стихи стали публиковаться в переводах на иностранные языки – сначала в периодике, а с 1967 г. книжными изданиями в Чехословакии, ФРГ, Швейцарии, Франции, Англии и других странах.
С 1987 г. начал печататься на родине. В 1991 г. вышла первая в России книга его стихов «Здесь». За выдающиеся заслуги в области литературы в 1990 г. он удостоен Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванова. В 1994 г. ему присвоено почетное звание «Народный поэт Чувашской Республики». В 2000 г. стал первым лауреатом учрежденной в России Пастернаковской премии. Среди его международных наград – европейская премия имени Петрарки (1993), звание Командора Ордена искусств и литературы (Франция, 1998).
Своими творческими предшественниками Г. Айги считал В. Хлебникова, В. Маяковского, К. Малевича, пробудивших в нем стремление «предельно заострять поэтический язык».