Замысел сценария является схемой будущего мероприятия, который включает в себя основные блоки – эпизоды, сюжетную линию. Поиск интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, залог успеха. Добротно разработанный сюжет – важнейшее требование к сценаристу. На практике же многие клубные работники игнорируют эту часть работы, тем самым обедняют сценарий, превращая его в «план выступлений» участников тех или иных событий, перемежаемых концертными номерами.
Развить сюжет – это значит выбрать линию повествования, найти сюжетный (сценарный) ход.
Сюжетный ход – это сквозная красная линия, которая проходит через все события и связывает их в единое художественно-публицистическое повествование; это остов, на который нанизываются все описываемые и показываемые события, действия участников мероприятия и весь документально-художественный материал.
Сюжетный ход – прием, цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Сюжетный ход может выполнить свои функции лишь в том случае, если он не противоречит характеру темы, если он уместен и нетрафаретен.
К примеру, Вам предстоит провести театрализованное чествование юбиляра. Сюжетным ходом в этом случае может послужить «суд» над юбиляром. «Виновник» торжества в ходе «судебного процесса» «обвиняется», к примеру, в «чрезмерном пристрастии» к работе, в «нарушении трудовой дисциплины» (не использует выходные дни, отпуска), в легкомысленном отношении к своему здоровью (ходит на работу будучи больным) и т.д.
Чествование юбиляра строится посредством шутливого «обвинения», которое является основным действием, связывающим все эпизоды сценария. На «судебном разбирательстве», естественно, главными действующими лицами являются «обвинители», «прокурор», «защитник» и сам юбиляр.
При составлении сценария всегда следует учитывать художественное и музыкальное оформление, которое должно соответствовать теме.
Назовем наиболее часто встречающиеся типы сюжетных ходов:
- ожившие картины, фотографии – «выход» из рамок картин, фотографий;
- путешествия – на чем угодно и куда угодно;
- посиделки, «бани» и т.д. – разговоры на отдыхе;
- ярмарка, балаган;
- игра в профессию – в любую (врача, пожарника, космонавта и т.д.);
- сказка – лучше та, чьи образы близки и понятны воспринимающим;
- спортивные соревнования – поднятие тяжестей, преодоление препятствий, стрельба по целям и т.д.;
- карта, музей, вернисаж с элементами экскурсии;
- пародии на полюбившиеся художественные произведения – фильмы, спектакли, повести и романы и т.д.;
- детектив – поиск чего-либо; например, «секрета молодости»;
- игры и танцы по заявкам, кроссворд, спортлото, дискотеки, конкурсы;
- гадание – предсказание, мистификация;
- использование реальных и символических форм техники и оптических приборов – «машины времени», «колеса времени», телеэкрана, компьютера, подзорной трубы, телефона и т.д.;
- телевизионные передачи;
- «бюрократические игры» – совещания, собрания, отчеты, диспут;
- хроникальное построение материала, совпадающее с последовательностью событий в жизни (все развивается в исторической последовательности);
- газетно-журнальная публицистика – репортаж, очерк, интервью, фельетон, хроника событий и т.д.;
- мечта, сон.
Была названа лишь часть сюжетных ходов. Разнообразие их так же велико, как и сама сценарная практика в клубе.
(Продолжение следует).
Галина Семенова,
преподаватель Чувашского республиканского училища культуры.