Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Праздник кулбного пирога (Сценарий клубной игровой программы)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru
 

В большом танцевальном зале накрыты столы к чаю. Играет веселая музыка. На заднике – изображение каравая хлеба. Гости собираются. Звучит русская народная песня о хлебе.

Входят двое ведущих с караваем.

            1-й:   Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, да желанные! Рады видеть вас всех у нас на празднике! Ждет вас здесь угощение знатное и времяпрепровождение приятное.

            2-й:   И по старому русскому обычаю, дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно же, каравай. Ну а женщин, которые раньше преподносили хлеб, называли каравайщицами. И я прошу нашу честно-хваленую каравайщицу угостить гостей хлебом-солью!

            Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц». Каравайщица угощает присутствующих.

            1-й:   Слово «каравай» происходит от слова «кара» – круг, потому что каравай – круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, годовой цикл – круглый год, Вселенная нашим предкам представлялась тоже круглой, замкнутой. Да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу: человек рождается, живет и умирает, чтобы вновь родиться. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым.

            В давние времена люди, собираясь на праздники, устраивали пиры по случаю торжества. И к этому дню пекли особый хлеб – праздничный. И такой праздничный хлеб назвали «пирог», от слова «пир».

            Нынче у нас праздник круглого пирога.

            Участники хореографического коллектива исполняют «Танец с пирогом».

            2-й:   Наиболее древние пироги – это пироги из пресного теста. Дрожжевое тесто – простое и сдобное – готовили только по большим праздникам.

            Слоеное появилось значительно позднее. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием. Пекли пироги с мясом, дичью, грибами, крупами, овощами и лесными ягодами, с творогом, яблоками, маком, рыбой и даже дикорастущими травами, например, с кислицей.

            1-й:   Овощная начинка тоже была самая разнообразная. Были даже огуречники – пироги с солеными огурцами. Были и так называемые хлебальные пироги: с них срезали корку и начинку ели ложками.  Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови. По форме пироги делились на долгие, круглые и другие. В круглый пирог, как уже говорилось, вкладывался особый смысл.

            2-й:   Для того чтобы накрыть праздничный стол, мы собрали сегодня умелиц печь пироги, каждая принесла свои изделия. И вот сейчас я попрошу уважаемых пирожниц вынести пироги.

            Под мелодию русской народной песни о хлебе (пироге) девушки выносят пироги. Следом идут пирожницы-мастерицы.

            1-й:   Давайте поприветствуем уважаемых пирожниц! А теперь накрывайте праздничный стол!

            Звучит лирическая мелодия. Пирожницы накрывают стол.

            2-й:   На севере пекли пироги из пшеничной и ржаной муки, простовеики (без начинки) и загибенники (с начинкой). Из загибенников славились рыбники. На Пасху делали куличи, а также пекли пироги «под Богородицу», состоящие из двух или трех положенных друг на друга круглых пирожков.

            1-й:   На Вознесенье полагались рогульки. Считалось, что на них Иисус Христос возносился на небо. Пекли угодники, пироги с солеными или сушеными грибами, картофельники или яблошники, а также блинки всевозможные, в том числе гороховые и овсяные шаньги.

            2-й:   Кроме общеизвестных, выпекали уризники и соченики, т.е. сочники с картошкой и капустой; топтаники из гороховой муки; заспеники – пироги с овсяной кашей, крупой, заспой; ярушники – булки из ржаной или ячменной муки; ботаники – хлебные лепешки из битого мутовкой теста (нехоженого); наливушки – пироги с наливой (яйцо, творог), вроде высокой ватрушки; залитые крупой крупеники. Перед печкой на углях пекли пряженики – маленькие пирожки без начинки (постное печенье); солоники – пироги из ржаного теста с солью вместо начинки и другие.

            1-й:   В праздники на Руси любили устраивать состязания. Состязались в пляске, удали молодецкой, в силе. По старой русской традиции, мы сегодня устроили состязание на выпечку лучшего пирога и умение этот пирог представить. Ну, а оценивать их будут самые почетные гости. (Называет членов жюри.)

            Подводятся итоги конкурса на выпечку лучшего пирога и его представление.

            2-й:   На нашем празднике будут и другие состязания. Уважаемые гости, мы хотим, чтобы вы тоже участвовали в них. Итак, этот прекрасный пирог, который испекли для вас работники кулинарии, и право почетного гостя за праздничным столом получит тот, кто ответит на вопрос: «Как толкуется в русском языке слово «пирожница»? Сколько у него значений?»

            (Ответ: Женщина, которая печет пироги; женщина, торгующая пирогами; жена пирожника; доска, на которой стряпают пироги; лоток под пирогом; скалка для раскатывания пирогов.)

            Кто последним назовет правильный ответ или даст несколько правильных ответов, тот приглашается за праздничный стол.

            1-й:   А еще скажите, люди добрые, почему говорят: «Поколе пироги в печи, не садись на печь?»

            (Ответ: Пироги испортятся.)

            2-й:   А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлеба не испеклись.

            1-й:   И еще скажите, гости дорогие, почему нельзя за ужином новый хлеб починать?

            (Ответ: Спор будет в доме, и нищета одолеет.)

            2-й:   А как же надо каравай хлеба правильно починать?

            (Ответ: Резать надо с «головы», с краю, который повыдался.)

            Каравайщица приглашает всех правильно ответивших к праздничному столу.

            1-й:   Люди добрые, послушайте мудрые советы каравайщицы. Не метите пол, когда пироги печете – спорынью выметете. А когда месите тесто, говорите, подняв подол юбки: «Поднимайся выше». А еще, если зашли в дом, а хозяйка тесто месит, пожелайте ей «Спорыньи в квашню». Помните советы честно-хваленой каравайщицы!

            2-й:   У нас за праздничным столом еще много свободных мест для гостей. Предлагаю отправиться тотчас же в путешествие – себя показать да людей посмотреть. А в пути, думаю, встретим мы почетных гостей да к нашему столу и пригласим.

            1-й:   Я согласен. Только куда мы отправимся, кто нам путь покажет?

            2-й:   А укажет нам путь колобок, который испекли специально для этого праздника.

            (Хлопает в ладоши, девушка вносит колобок на блюдечке.)

            1-й:  Нужно только сказать:

                     Катись по блюдечку, колобок,

                     Покажи нам заветный уголок!

            2-й:   Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну – «Детство». Да и как было ему туда не прикатиться, ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог».

            1-й:   А круглый пирог служил еще и оберегом, потому так часто это слово встречается в колыбельных песнях, потешках и прибаутках.

            2-й:   А скажите-ка, люди добрые, почему меленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?

            (Ответ: Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню.

            Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили:

            Как мои хлебы кисли, так и ты, мое дитятко, кисни;

            Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.)

            1-й:   А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд «перепечения» – сажали на лопату и в холодную печку, как пирог, совали.

            2-й:   А скажите, люди добрые, в каких русских сказках говорится об обряде перепечения, и кто же там малых деток на лопату сажает да в печку засовывает, да не понарошку, а в самый, что ни на есть огонь жгучий?

            (Ответ: Баба Яга, Ведьма.)

            1-й:   Правильно, Баба-Яга – волшебница, а Ведьма – ведунья. И в этих сказках отразился древний обряд перепечения.

            (Приглашает всех победителей за праздничный стол.)

            А теперь мы продолжим наше путешествие.

            (Катает колобок, приговаривает.)

            Катись по блюдечку, колобок,

            Покажи нам заветный уголок.

            Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.

            2-й:   Не сиди на печи, налетай на калачи!

                      Пироги получит тот, кто отгадку назовет! (Загадывает загадки.)

Что на сковородку наливают, да вчетверо загибают? (Блины.)

Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб.)

            Бежали овцы по Калиновому мосту,

            Увидали зарю, покидались в воду. (Пельмени.)

            Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень – будет, как камень. (Пирог.)

 

           1-й:   Просим всех, кто первым и правильно ответил на загадки, выйти сюда.

            Участники хора поют «Станемте, ребятушки, шаньги печь» и вручают отгадавшим по калачу.

            2-й:   Ну а этот пирог получит тот, кто правильно назовет то, что я положила, и то, что забыла положить, чтобы получился пирог. Слушайте внимательно.

            - Я положила  то, что в воде родится и воды боится. (Соль.)

            - Не солено, не варено, а едят. (Молоко.)

            - В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)

            - Бел, как снег, а в чести у всех. (Сахар.)

(Забыла положить: муку, дрожжи, начинку, масло.)

 Давший полный ответ получает весь пирог. Если ответили несколько человек, пирог разрезается на куски и раздается отвечающим.

 

            1-й:   И вновь мы продолжаем наше путешествие. (Приговаривает.)

                      Катись по блюдечку, колобок,

                      Покажи заветный уголок!

            Исполняется свадебная песня. Или звучит фонограмма.

            2-й:   Русская свадьба! Каких только пирогов не пекли на свадьбу! Некоторые из них были настоящим произведением искусства! Помните описание пирога в сказке «Царевна-лягушка»?

            Сидящие в зале приводят примеры из сказок.

            1-й:   Свадебным пирогом считался курник, ведь петух и курица слыли символами семейного плодородия. Для повышения мужской силы считалось полезным переспать под насестом. Выпекали курники и для жениха, и для невесты. Каждый украшали по-своему: человеческими фигурками для жениха, орнаментами из цветов – для невесты.

            2-й:   Свадебным пирогом был и рыбник, который впоследствии заменил курник. На свадьбу обязательно пекли каравай из ржаной муки. Сваты привозили каравай, и каравайщица вручала его невесте. Ей же в свадьбу мужнина родня дарила витушки – крендели из сдобного теста.

            1-й:   И снова – конкурсы!

Ведущие проводят конкурсы: «Угадай, сколько баранок?», «Разруби калач», «На лучшего плясуна», «На лучшего частушечника», «На лучшее исполнение песни» и др. В праздник могут быть включены танцевальная и игровая программы. По усмотрению организаторов выступают различные художественные коллективы и исполнители. Последний пирог «Выгонец» вручается артистам. Ведущие прощаются с гостями, приглашают их приходить еще.

 

 Сценарий подготовлен работниками

Петушинского РДК Владимирской области.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика