Крестьянская жизнь, ее будни и праздники испокон веков подчинены природе, определяются временем года и составляют определенный, раз и навсегда заведенный цикл трудового уклада.
Так, поздней осенью с полей увозят налитые земными соками кочаны капусты. На этом до наступления весны полевые работы завершаются, земля-кормилица отходит ко сну…
Всем селом отметить это важное для земледельца событие вам поможет сценарий, разработанный нашими коллегами из села Лавры Печерского района Псковской области Ларисой Звонаревой и Татьяной Таковой.
В зале ДК, где проходит капустная вечорка, оформлены выставка книг о капусте «Если хочешь обо мне побольше знать, надо эти книжки прочитать» и выставка сортов капусты «Вот какая я бываю!» На столах приготовлено все необходимое для рубки и засола капусты. По окончании «рабочей» части вечорки столы накрываются скатертями, сервируются для чаепития.
Каждый, кто пришел на посиделки, может поучаствовать в общей работе. Гости охотно и шинкуют капусту, и беседуют о ней. А Хозяин с Хозяйкой, используя выставочный материал, апеллируя к любознательности и практическому опыту односельчан, ведут беседу. Для этого можно использовать предлагаемый текст.
«Пожалуй, ни один овощ не привлекал к себе столь пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста.
Философы и историки, медики и повара оставили нам многочисленные наставления и даже монографии о ее магических, целебных и кулинарных свойствах.
Согласно одному из преданий, громовержец Юпитер, трудясь над разъяснением двух противоречивых изречений, от страшного перенапряжения обливался потом. Несколько крупных капель скатились со лба отца богов на землю. Вот из этих капель и выросла капуста. История, конечно, незамысловатая, но в ней чувствуется почтительное отношение римлян к древнему овощу. Видимо, и само слово «капуста» как-то связано с этой легендой, т.к. произошло оно от древнеримского «капутум», что в переводе на русский язык означает «голова».
Еще древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний.
Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты. Так, в старинных русских лечебниках читаем: «Капуста толченая, смешана с белком яичным и то прикладываемо ко всякому ожогу и тако язвы их заживают».
Одним из первых русских источников, в котором упоминается капуста, можно считать «Изборник» Святослава, датируемый 1073 годом.
«Капустником» в старые времена на Руси называли огород, где выращивали капусту. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром ее величали «первой барыней на деревне».
С Воздвиженья (27 сентября) в деревнях начинали рубить капусту. Поселяне говорили: «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».
Зимние запасы считались не фунтами и килограммами, а ведрами и бочками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой.
Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Молодежь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проводились, с разговорами, шутками, прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая.
На «капустных вечорках» могло завязаться знакомство с хозяйским сыном, а там – глядишь и свадебка. Спросит подрастающий ребенок у молодой матери: «Где меня взяли?» Вспомнит она веселые заготовки, улыбнется и ответит малышу: «В капусте нашли».
Приглашение на «капустные вечорки» с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам».
ХОЗЯЙКА (поет): К нам наехали капустны вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня.
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка ее мне усолить!
Слышен стук. Входят девушки.
ДЕВУШКИ: Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!
Вот пришли вам пособить,
Да капусту порубить.
ХОЗЯИН: Для дорогих гостей и ворота настежь!
ХОЗЯЙКА: Дорогие гости, будьте как дома.
Наш уют домашний каждому виден:
В тесноте, быть может, да не в обиде!
Ведь изба любая, знаете сами,
Не красна углами, красна пирогами!
Всем, чем богаты, тем и рады.
ХОЗЯИН: Сначала – дело, потом – пироги да веселье.
Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.
Девушки начинают рубить капусту.
ХОЗЯЙКА: Вместе с рубленой капустой заквашивали целые белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее.
ХОЗЯИН: Давайте-ка, вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.
ГОСТИ: Хлеб да капуста лихого не допустят.
Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
Не суйся к капусте, пока не припустят.
ХОЗЯИН: Молодцы! А загадки о капусте знаете?
ГОСТИ: Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана.
Стоит Антошка низок, на нем семьдесят семь ризок.
Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек не шиты, не кроены, а все в рубцах.
Стоит Филат, на нем сто лат.
Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.
Заплата на заплате, а иглы не бывало.
ХОЗЯИН: Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете загадки о капусте.
ДЕВУШКИ: А мы знаем не только пословицы и загадки о капусте. Сейчас мы споем частушки про нее.
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно,
Мы капустные частушки
Споем замечательно.
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
А как осень подошла,
Все наряды отдала.
Барыня сидит на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки,
Крупной соли полмешка.
Уродилась я на славу –
Голова бела, кудрява.
А кто очень любит щи –
Так меня всегда ищи.
Нарядилася Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо,
Узнаешь ее? Капуста!
Чтобы печка разгоралась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка легче пелась,
Надо пляской помогать.
Перепляс.
Девушки опять приступают к работе, а ХОЗЯЙКА продолжает беседу:
«Более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растет по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.
Наши же предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ ее заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам, практически не изменившимся и до нашего времени.
Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.
Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название «квашеная», то есть «заправленная квасом».
ХОЗЯИН: О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают.
Один из самых маленьких гостей:
Чищу, режу я капусту,
А потом морковку тру.
Посолю ее немножко
И в бочонок уложу.
Мама палочки положит,
Папа будет прессовать.
А когда она забродит,
Станем палкой протыкать.
Пару дней она бродила –
Надо в погреб выносить,
А не то ее придется
Козам всю потом скормить.
ХОЗЯЙКА: Пока беседа велась, и работа сделалась. Спасибо за помощь, гости дорогие.
ХОЗЯИН: Недаром говорится: дело мастера боится. Полна кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.
Все исполняют хоровод «Вейся, вейся, капуста моя».
После этого можно поиграть в игры.
Предлагаем две игры.
ИГРА «КОЛЫШКИ»
Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается – это «колышек». Другой стоит за ним. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре.
- Кума, кума, продай колышек.
- Купи.
- А что стоит?
- Кочан капусты да веник, да рубль денег.
- Ну, по рукам, да в баню.
Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
ИГРА «КАПУСТА»
В середину хороводного круга играющие складывают свои ленты, пояса, платки (условно это кочаны капусты). Выбранный заранее «хозяин капусты» стережет ее.
Хоровод поет:
Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой горожу.
Огород свой горожу, горожу и сторожу,
Чтоб сюда не забегали и капусту не украли
Волк и лисица, бобер и куница,
Заинька усатый, медведь толстопятый.
Затем хоровод рассыпается. И каждый старается ухватить свой «кочан капусты». «Хозяин» не дремлет, и тот, кого он успевает запятнать, при повторе игры вместе с ним сторожит «огород».
Играми да плясками сыт не будешь. И хозяева приглашают гостей к чаю с пирогами капустными. На прощанье все друг другу здоровья желают, кому помощь нужна – на «капустки» в свой дом односельчан приглашают.