Особенно богат событиями первый день фестиваля. Впервые в Чебоксарах для зрителей разворачивается уникальная экспозиция «Легенды русского балета», организованная Директором российского благотворительного фонда «Дом Дягилева» Игорем Махаевым, где представлены редкостные снимки, охватывающие временное пространство от Матильды Кшесинской и Анны Павловой до Рудольфа Нуриева и Майи Плисецкой.
Как продолжение выставки, олицетворяющей связь прошлого с настоящим, на фестивале будут показаны эксклюзивные балеты «Нижинский» и «Эдит Пиаф» в постановке народного артиста СССР Михаила Лавровского.
Вацлав Нижинский…Эдит Пиаф… Загадочные личности ушедшего века. Каждый из них – целый мир, полный любви и страданий. Судьба великая и трагичная уготовила и Пиаф, и Нижинскому особое место в истории. Им было дано творить – каждому в своем жанре, взрывая границы привычных представлений о творчестве, изменяя сознание общества, сжигая самих себя.
Прославленный мэтр хореографии Михаил Лавровский и молодые артисты балета Большого театра России объединились, чтобы воплотить свое собственное видение личностей русского танцовщика и французской шансонье. И, раздвигая пределы классического репертуара, найти для своих представлений новое пластическое выражение.
Премьера «Нижинский». С. Рахманинов.
Хореограф-постановщик - Михаил Лавровский
Либретто и сценарий – Александр Максов
Яркие контрастные образы мецената Сергея Дягилева, гения Вацлава Нижинского и его верной жены Ромолы представлены в этом балете. Тема взаимоотношений мужчины и женщины бездонна, но когда отношения перерастают в любовный треугольник, возникает особо острая любовная интрига. Нижинский с болью воспринимает непримиримые противоречия в отношениях близких ему людей. Ему нестерпимо сознавать, что он стал причиной конфликта между своим духовным наставником Дягилевыми и своей собственной женой Ромолой. В балете Михаила Лавровского в тактичной художественной форме отразилась личная привязанность Сергея Дягилева к Вацлаву Нижинскому.
Очень точно балетмейстер отобрал музыкальный материал. Образы симфонической поэмы Сергея Рахманинова «Остров мертвых» оказались созвучными сюжетному и хореографическому строю спектакля.
В спектакле участвуют современные молодые и талантливые исполнители – солисты Большого театра России.
Лола Кочеткова
Ромола
Лауреат Международного конкурса в Италии (2004)
Родилась в Москве. В 1998 году окончила Московскую государственную академию хореографии с «красным дипломом». Была приглашена в труппу Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и
Вл. И.Немировича-Данченко., а затем в балетную труппу Большого театра.
Здесь талант артистки раскрывается с особой полнотой, артистизм и полное обаяние девочки-подростка делают ее замечательной создательницей образов вездесущей девчушки в «Сильфиде», Забияки-Беспризорника, эдакого «советского Гавроша» в «Золотом веке» и трогательного «дитя улицы» в хореографической миниатюре «Хулиган». Совсем иное лирическое наполнение обретает в исполнении Лолы Кочетковой
Партия скромной влюбленной гимназистки в «Анюте». И вдруг – чудеса актерского перевоплощения – знойная роковая красавица Розалинда в балете «Ромео и Джульетта»
(хореография Р. Поклитару)
Если Танец Коломбины в «Щелкунчике» Ю.Григоровича требует от исполнительницы умелого сочетания свободы пальцевой техники с кукольной скованностью пластики, то роль Китайской куклы близка Кочетковой изысканным национальным изяществом. А партия одной из сестер Золушки – не ведающая границ
комедийная стихия. Артистка прекрасно ощущает и эту фактуру, и отсутствие Лолы Кочетковой в спектакле заметно стушевало бы сцену, нанеся самому балету непоправимый художественный урон.
Однако даже сцена Большого театра отнюдь не способна утолить и трети творческой жажды Кочетковой, для которой искусство балета - призвание, служение
и форма существования. Отсюда берут начало ее творческие контакты с Михаилом Лавровским, который ставит специально для артистки балеты «Нижинский» и «Эдит Пиаф», а также балетмейстером Раду Поклитару, пораженным разнообразием ее актерских возможностей в постановках хореографических миниатюр «Марлен Дитрих», «Люли», «Exercice», «Свадьба» и др.
Лола Кочеткова – активная участница балетных фестивалей, всегда готовая отправиться за тридевять земель, чтобы выступить в Донецке и Петербурге, Чебоксарах и итальянском Риети, Петрозаводске и Риге, Уфе и Лондоне, Ижевске, Софии, Ереване. В Ташкенте она танцует партию Китри в спектакле «Дон Кихот», чтобы чуть ли не на следующий день вернувшись в Москву, исполнить безудержно веселую «Тарантеллу»
Дж. Баланчина, а затем организовать собственный творческий вечер и танцевать, танцевать, танцевать одно Па-де-де за другим, превращаясь то в грациозную Эсмеральду, то в жизнеутверждающую Жанну, то в просветленную Лизу, эмоционально напряженную,
бесчинствующую Ромолу, то в мятущуюся Пиаф…
Сверкнула и грань балетмейстерского таланта Кочетковой: на X Московском международном конкурсе она предстала в интересной постановке собственного сочинения, раскрывшей актерское начало в молодом коллеге по Большому театру.
Впрочем, было бы неверно утверждать, что разнообразие дарований и энергию Лолы Кочетковой исчерпывает балетная сцена. Она завершает учебу на балетмейстерском факультете, а затем в аспирантуре Российской академии театрального искусства (ГИТИС)
Лишь для того, чтобы сразу продолжить познавать науки на факультете Государственного управления МГИМО.
Чем удивит Кочеткова завтра: новой яркой работой в хореографии, темпераментной игрой в драматическом спектакле или кино? Выступит ли она автором собственного телепроекта или учредителем Фонда поддержки искусства? А, может, станет известным и успешным организатором театрального процесса?
Как знать? Можно лишь с уверенностью утверждать, что Лола Кочеткова еще не раз заставит о себе услышать!
Денис Медведев
Нижинский
Лауреат Международных конкурсов
Родился в Москве. Окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Корогодского). Впоследствии получил специальность педагога-репетитора, окончил также исполнительский факультет хореографического института (ныне - Московская государственная академия хореографии)
В труппу Большого театра принят по окончании училища в 1994. Репетирует под руководством Валерия Лагунова. Принимал участие в «Молодежных премьерах» Большого театра России (1997)
В 2004 исполнил главную партию в балете «Нижинский» на музыку С. Рахманинова. (Хореография М. Лавровского)
Регулярно участвует в различных Гала-концертах. Имеет обширный концертный репертуар.
В 1996 получил III премию Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» в Перми.
В 1997 завоевал Гран-при Международного конкурса «Приз Люксембурга»
За участие в традиционном фестивале «Зимние вечера» (Йошкар-Ола) был награжден «Почетной грамотой» Президента Республики Марий Эл (1997)
В репертуаре: Золотой Божок - «Баядерка», Джеймс – «Сильфида», Марсель Сердан – «Эдит Пиаф», Шут – «Лебединое озеро»
Гастроли: США, Великобритания, Япония, Греция, Болгария, Китай.
Илья Рыжаков
Дягилев
Родился в Москве. В 1991 окончил Московское хореографическое училище, где занимался в выпускном классе у Александра Бондаренко. Был принят в балетную труппу Большого театра.
В настоящее время репетирует под руководством Бориса Акимова.
В репертуаре: Бернар, Абдерахман - «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Бенедикт - «Любовью за любовь», Тибальд - «Ромео и Джульетта» (хореография Ю. Григоровича), Ферхад - «Легенда о любви» (в постановке
Ю. Григоровича), Трубадур - «Ромео и Джульетта» (хореография Л. Лавровского), Артынов - «Анюта» (хореография В. Васильева), Люченцио - «Укрощение строптивой» (на музыку Д. Скарлатти в обработке К.-Х. Штольце, хореография Дж. Крэнко) - первый исполнитель в Большом театре, Принц Шери, Принц Шарман - «Спящая красавица» (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Двойник - «Паганини» (на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского), Ганс - «Жизель» (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Тореадор - «Дон Кихот»
(в редакции А. Фадеечева), Злой гений - «Лебединое озеро» (во второй редакции
Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова,
А. Горского), Рыбак, Царь Нубийский - «Дочь фараона» (в постановке П. Лакотта по
М. Петипа), Чекалинский - «Пиковая дама» (хореография Р. Пети), Основа (Пирам) - «Сон в летнюю ночь» (на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре.
Участвовал в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра (1997-98), выступив в балетах Й.Маннеса «Четыре поцелуя» на музыку И.-С. Баха и «Перипетии любви» на музыку В.А.Моцарта. Был первым исполнителем главной партии в балете «Матадор» на музыку М. де Фальи в постановке М.Лавровского.
«Эдит Пиаф»
«Балет был поставлен в 2002 году, как хореографическая киноверсия жизни и творчества великой французской певицы и выдающейся женщины ХХ века. Рождению спектакля, поставленного Михаилом Лавровским, предшествовала любопытная история. По сути дела одноактный балет возник из небольшого современного номера, который предназначался для исполнения молодыми танцовщиками в концерте на сцене Дома Правительства России. Музыкальной основой номера послужила уникальная запись песни Je suis a toi (Я для тебя), которую Эдит Пиаф исполнила только один раз. Эту запись
с помощью французских друзей удалось получить в Фан-клубе Эдит Пиаф в Париже. Хореографическая миниатюра родилась легко, на одном дыхании, и получила горячий зрительский отклик. Талантливое исполнение вдохновило балетмейстера на продолжение творческого поиска в этом направлении, тем более, что тема трагической судьбы певицы много лет волновала воображение Лавровского-художника, и он вновь обратился к либретто, написанному им около десяти лет назад. Круг образов дополнился в ходе постановочной работы. Возникла драматургическая структура спектакля, в которой каждая песня соответствовала определенному жизненному этапу певицы и её спутников-мужчин.
В балерине Лоле Кочетковой балетмейстер нашел замечательного интерпретатора образа Эдит Пиаф. Взгляды балетмейстера и исполнительницы на образ французского «воробышка» оказались очень близкими. Предложенный автором хореографический текст был одухотворен и предельно наполнен. В фильме-балете Пиаф предстала страдающей, жертвенно любящей женщиной и страстным и тонко чувствующим художником.
Сегодня солисты балета Большого театра впервые представят зрителю балет
«Эдит Пиаф» в его сценическом воплощении, осуществленном педагогом-хореографом Большого театра, заслуженной артисткой России Ириной Лазаревой».
Александр Максов
Лола Кочеткова - Эдит Пиаф
Лауреат Международного конкурса в Италии (2004)
Денис Медведев- Марсель Сердан
Лауреат Международных конкурсов
Сергей Доренский – Шакаль
Лауреат Международных конкурсов
Обладатель I премии на Международном конкурсе артистов балета в г. Сарагоса (Испания)
Родился в 1976 году в Москве. В 1986 поступил в Московское академическое хореографическое училище. Учился у известных педагогов: Е. Н. Баршева, Л.Т. Жданов, П.Е. Корогодский.
Окончив училище с отличием в 1994, получает приглашение от театра
им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича – Данченко. В 1995 переходит в труппу театра Классического балета, где исполняет сольный репертуар. С 1998 является артистом Большого театра России.
В репертуаре: Арлекин - «Фантазия на тему Казановы», Модест Алексеич - «Анюта»), Золотой Божок - «Баядерка», Базиль - «Дон Кихот»), Джеймс - «Сильфида», Филипп - «Пламя Парижа».
Гастролирует в составе труппы Большого театра и с другими творческими коллективами.
Тимофей Лавренюк – Раймон Ассо
Родился в Москве. В 1988 окончил Московское хореографическое училище, где учился
в выпускном классе у Александра Прокофьева. Был принят в труппу Большого театра.
В 1999 оставил ее, а в 2004 вновь стал солистом Большого театра. Репетирует под руководством Юлианы Малхасянц.
В 2000-01 вместе со своей женой Марией Филипповой танцевал в составе единственной постоянной русской труппы Великобритании - Русского балета (Ballet Russe), базирующейся в г. Суонси (Уэльс). Артистическими консультантами этой труппы являлись Суламифь и Михаил Мессереры. В качестве приглашенного солиста выступал
с различными балетными труппами в Великобритании, Франции, Италии, США.
В репертуаре: Майор Ковалев - «Эскизы» (А. Шнитке, хореография А. Петрова), Куман - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» (хореография К.Голейзовского), Студент - «Анюта», Эспада - «Дон Кихот»), Меркуцио - «Ромео и Джульетта» (хореография Р. Поклитару, режиссер Д. Доннеллан) - дебютировал в г. Сиэттл во время гастрольного тура Большого театра по городам США, Главный инженер - «Болт» (Д.Шостаковича в постановке А.Ратманского), Дэнди - «Треуголка» (М. де Фальи, хореография Л.Мясина) - первый исполнитель в России, Тореро - «Кармен-сюита» (Ж.Бизе - Р.Щедрина
в постановке А.Алонсо).
Участвовал в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра (1997), выступив
в балете Й.Маннеса «Четыре поцелуя» на музыку И.-С. Баха и балете Евы Замазаловой «L'Estro Armonica» на музыку А. Вивальди.
Илья Рыжаков - Рок
Василий Жидков – солист бара
Сергей Зеленько – солист бара
Евгений Сазонов – солист бара
Владимир Суворов – солист бара
Алексей Торгунаков – солист бара