Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
В соответствии с республиканской целевой программой "Сохранение и разви-тие культуры, искусства и кинематографии Чувашской Республики на 2001-2003 го-ды и на период до 2005 года" осуществлялась государственная поддержка профес-сионального искусства и творческих союзов.
В театральных и концертных учреждениях республики за прошедший год бы-ло проведено 2270 мероприятий (при плане 2058), которые посетило 619,6 тыс. че-ловек (при плане 519,5 тыс. человек). В сравнении с прошлым годом увеличились собственные доходы, они составили 8470,6 тыс. рублей (при плане 7379,2 тыс. рублей).
Театральный сезон ознаменовался новыми постановками: "Баядерка" Л.Минкуса в Чувашском государственном театре оперы и балета, "Перед заходом солнца" Г.Гауптмана в Чувашском государственном академическом драматическом театре им. К.В.Иванова, "Последняя жертва" А.Островского в Государственном русском драматическом театре, "С тобой и без тебя" Л.Сачковой и "Сегодня, завтра и всегда" К.Цукмайера в Чувашском государственном молодежном театре им. М.Сеспеля (ныне - Чувашском государственном театре юного зрителя), "Девушка на Луне" Р.Сарби в Чувашском государственном театре кукол. Большой интерес об-щественности вызвали 4 дипломных спектакля выпускников Высшего театрального училища им.М.С.Щепкина - "Касатка" А.Толстого, "Вор в раю" Э. Филиппо, "Дни нашей жизни" Л.Андреева, "Мы играем водевиль" П.Федорова, П.Григорьева. Теат-ры работают по привлечению молодых авторов: молодежный театр сотрудничает с драматургами А. Зайцевым и Ж.Ялдра, театр кукол - с Л.Марье.
Всего в прошедшем году театрально-концертными учреждениями было по-ставлено 25 новых спектаклей и 33 концертные программы, восстановлено 4 спек-такля. Это произведения русской и зарубежной классики, современных и чувашских авторов. Большое внимание уделяется работе с молодежью и детским зрителем. Так, в Чувашском государственном молодежном театре им. М.Сеспеля в прошлом году поставлен спектакль для детского зрителя "Снегурочка", восстановлен спектакль "Золушка" на русском языке. Второй год практикуется постановка спектаклей на русском языке и в Чувашском государственном академическом драматическом теат-ре им. К.В. Иванова, где была осуществлена постановка спектакля "Иван Царевич, Серый Волк и Василиса Прекрасная".
На высоком творческом уровне прошел ХII Международный оперный фести-валь им. М.Д.Михайлова. К фестивалю театром была подготовлена премьера оперы В.А.Моцарта "Свадьба Фигаро". В спектаклях фестиваля приняли участие солисты и дирижеры из Испании, Австрии, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, извест-ная оперная прима Л.Казарновская. В рамках фестиваля был показан спектакль Д. Верди "Травиата" в постановке Московского театра "Гелекон-опера".
Успешно прошел УI Международный балетный фестиваль, на который были приглашены известные солисты балета из Большого, Мариинского театров. В фести-вальной программе принял участие коллектив "Балет Евгения Панфилова" из г. Пермь.
Среди наиболее значимых творческих проектов, реализованных в истекшем году - III республиканский конкурс театрального искусства "Ч\нт\рл\ чаршав" ("Узорчатый занавес"), который способствовал повышению профессионального мастерства актеров. Для участия в конкурсе в 8 номинациях театрами было выдвину-то 12 спектаклей. Лучшим спектаклем года был признан спектакль русского драмте-атра "Бал воров" по пьесе Ж.Ануя. К сожалению, в конкурсе не принял участие мо-лодежный театр.
О высоком творческом признании наших театров и концертных коллективов свидетельствует их участие во всероссийских и международных культурных акциях. Чувашский академический драмтеатр стал победителем в двух номинациях VII Ме-ждународного фестиваля тюркских народов "Науруз", где показал спектакль по пье-се Арсения Тарасова "Свет далекого счастья". Этот же спектакль был показан на Международном театральном фестивале "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обя-заны…" в г. Ярославле. Во Всероссийском фестивале театров кукол в г. Иваново и Днях Российских кукольников в Литовской Республике принял участие и стал дипло-мантом Чувашский государственный театр кукол.
Театры и концертные коллективы республики в прошедший театральный се-зон вели активную гастрольную деятельность не только в республике, но и за ее пре-делами. Ансамбль "Сявал" с успехом представлял чувашскую культуру на фестивале национальных культур в Бельгии, а Чувашский государственный ансамбль песни и танца - во Всероссийском фестивале национальных культур народов России в г. Мо-сква.
Молодежный театр и Чувашский академический драмтеатр познакомил со своим творчеством чувашей, проживающих в Татарстане, Ульяновской и Самарской областях, ансамбль песни и танца - в Самарской области, экпериментальный театр - в республиках Марий Эл, Татарстан, Нижегородской области. Театр кукол выезжал со спектаклями в летние детские оздоровительные лагеря.
Зрителями и театральными критиками высоко отмечаются постановки спек-таклей, в которых бережно сохранена поэтическая красота обычаев и традиций чу-вашского народа. Вот как, например, писала "Литературная газета" о выступлении Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова на III Между-народном Волковском фестивале в г.Ярославле: "Одним из потрясений фестиваля стал спектакль "Свет далекого счастья" Арсения Тарасова. Редко видишь сегодня на сцене цельный, прекрасный, не оскверненный мир. В спектакле живет глубоко на-циональное и глубоко внутреннее переживание единства Человека и Космоса. Яков-лев-художник в своем спектакле одухотворяет и облагораживает человеческую Вселенную, культуру человека, содействуя его духовному росту. Так чувствовать мир, как он, сегодня редко кто может. Замершее дыхание зрительного зала, не ви-девшего ничего подобного на фоне нынешних тупых боевиков, говорит само за се-бя". Интерес к театру повысился с приходом в труппу театра выпускников актерской студии Щепкинского училища. При поддержке руководства республики решены жи-лищные вопросы молодых актеров.
В поисках своей ниши в театральной жизни находился молодежный театр. В спектаклях участвуют студенты театрального отделения института культуры и ис-кусств. Большой интерес у телезрителей вызывают телевизионные постановки спек-таклей. В содружестве с ГТРК "Чувашия" театром созданы семь художественно-телевизионных фильмов. В 2002 году совместно с частной фирмой "Аксар" снята первая серия фильма "Шупашкарти савни".
На смену однодневной моде приходят вечные ценности высокого искусства. Об этом свидетельствуют аншлаги на фестивалях, проводимые Чувашским государ-ственным театром оперы и балета. Особым интересом у любителей классической му-зыки пользуются спектакли с приглашением оперных певцов и артистов балета из других театров России. У детской аудитории большим интересом пользуются балет-ные спектакли "Пиноккио" и "Дюймовочка", поставленные театром совместно с детской хореографической школой. Вместе с тем у театра оперы и балета много не-использованных резервов. Коллектив мало гастролирует, оперные певцы практиче-ски не выступают на сельской сцене.
За последний год поднята планка профессионализма Чувашским государст-венным театром кукол. Возросший уровень постановок во многом связан с расшире-нием географии творческих поездок коллектива по республике, России и за рубеж. Результатом успешного выступления на Днях русских кукольников в Литовской Республике в апреле прошлого года с национальной постановкой пьесы Р.Сарби "Захотелось кукле замуж" явились последующие приглашения на гастроли в теку-щем году в Ульяновск, Хакассию и Литву. Успехи театра во многом связаны с при-влечением к работе над постановкой спектаклей известных художников, драматур-гов, композиторов, а также с введением в репертуар театра привлекательных для юного зрителя современных шоу - программ. Два года на городском телеканале идет еженедельная программа для детей "Вот это да!" под руководством главного режис-сера театра Ю.Филиппова. Основные направления творческой деятельности театра кукол в дальнейшем должны быть связаны с воспитанием подрастающего поколе-ния, оказанием помощи в этом вопросе семье и школе.
Единственным театрально-концертным учреждением, не выполнившим кон-трольные цифры за прошлый год по всем основным показателям, является Государ-ственный русский драматический театр. С мая по ноябрь театр не функционировал в связи с проведением реконструкции зрительного зала. Но администрацией театра не были приняты меры по организации выездных спектаклей в районы республики. На-до отметить, что среди актерского состава театра нередки факты нарушения трудо-вой дисциплины, срывов спектаклей. Администрации театра, его новому директору Ефимову В.П. необходимо принять меры по укреплению трудовой дисциплины в коллективе.
Руководству Чувашской государственной филармонии, основываясь на глубо-ком самокритичном анализе, необходимо переосмыслить работу концертных твор-ческих коллективов. Филармония должна стать центром музыкально-эстетического воспитания в республике, обеспечивать создание высокохудожественных концерт-ных программ и номеров, более широко осуществлять музыкально-просветительскую деятельность. Творческим коллективам необходимо вести работа по пропаганде лучших образцов национального, отечественного и мирового музы-кального искусства. К сожалению, недостаточно высок художественный уровень спектаклей театра миниатюр (рук. В.Петров). Программы остальных творческих коллективов филармонии, за исключением ансамбля "Сявал", носят эстрадно-развлекательный характер. Назрела необходимость провести реструктуризацию фи-лармонии, влить в ее состав Чувашский государственный камерный оркестр старин-ной и современной музыки. Это позволит шире развить филармоническую деятель-ность и позволит ввести в практику организацию филармонических концертов по абонементам.
Большим потенциалом в настоящее время обладает Чувашская государствен-ная академическая капелла. Капелла принимает участие во всех проводимых в рес-публике культурно-массовых мероприятиях. Хочется отметить большую работу ка-пеллы по созданию концертных программ. Так, большой интерес слушателей вы-звали концерты, посвященные открытию и закрытию сезона, 110-летию выдающих-ся деятелей музыкального искусства С.М.Максимова и Ф.П.Павлова, Дню Победы. Коллектив стал больше выступать в районах и городах республики. Увеличен на ` 15 единиц состав симфонического оркестра, при поддержке Правительства респуб-лики для этого выделен дополнительный фонд оплаты труда.
В 2004 году свой 80-й концертный сезон откроет старейший музыкальный коллектив республики - Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца. Творческая жизнь коллектива связана с процессом дальнейшего роста ис-полнительского мастерства, сценической культуры, активного поиска в песенно- танцевальном искусстве. В 2002 году ансамблем подготовлена новая программа "Пою для Вас, родные". Активнее стали контакты с фольклористами и композито-рами Чувашии. Среди масштабных сочинений в репертуар включены кантаты, хоро-вые циклы. В органичном синтезе народно-танцевальных движений и музыки созда-ны новые вокально-хореографические сюиты. Сценическая культура, артистизм, му-зыкальность, высокий профессионализм как у хорового состава, так и у балета с большим интересом воспринимаются зрителями.
Каждый театр, каждое концертное учреждение должно иметь в своем репер-туаре яркую "визитную карточку" - спектакль, концертную программу, отражающие широкий пласт традиционной народной культуры. В ансамбле песни и танца - это вокально-хореографическая сюита "Акатуй", в академической хоровой капелле- ве-нок песен и народных обработок Ф.Васильева и С.Максимова, в театре оперы и ба-лета - опера Г.Хирбю "Нарспи" и балет Ф.Васильева "Сарпиге". В арсенале каждого театрально-концертного учреждения масса художественных средств: музыка и хо-реография, свет и цвет, актерское мастерство и хоровое многоголосие. И задача ка-ждого театра - приблизить зрителя к постижению не просто этнографического мате-риала, а духа глубинных, корневых пластов чувашской национальной культуры, пе-реданной языком современной сценографии. К сожалению, театры не всегда исполь-зуют эти возможности. Так, постановка национальной классики - оперы Г. Хирбю "Нарспи" в театре оперы и балета в течение года идет 1-2 раза.
За отчетный период создано значительное количество новых концертных про-грамм Чувашской государственной филармонией. Внедряются новые формы работы со зрителями: детские симфонические и авторские абонементы, дневные симфониче-ские концерты для юношества, программы, лектории.
Принятое в 1999 году постановление Кабинета Министров Чувашской Рес-публики "О мерах государственной поддержки театрального искусства в Чувашской Республике" позволило оптимально изменить финансирование театров, значительно улучшить музыкальное и художественное оформление спектаклей. Театрам были выделены в полном объеме постановочные средства. В 2002 году государственная дотация театрально - зрелищным учреждениям составила 38,6 млн. рублей против 20,8 млн. рублей в 2001 году. Собственные доходы театров от уровня государствен-ной дотации составили: в чувашском драмтеатре - 26,9 %, в русском драмтеатре - 15,8 %, в театре кукол - 24,7 %, в молодежном театре - 45,8%, в экспериментальном театре - 20,8 %, в театре оперы и балета - 17,6%. Низок процент средств, поступаю-щих в учреждения искусства в качестве спонсорской помощи. Судьба театров и кон-цертных организаций во многом зависит от умения руководителей развивать связи с общественностью, налаживать взаимовыгодные контакты. Привлечением внебюд-жетных средств, успешно занимается театр оперы и балета, получивший за прошлый год 2,2 млн. рублей из внебюджетных источников.
Пристального внимания и постоянного экономического мониторинга требуют вопросы ценообразования в театре. Средняя цена билетов в театрально-концертных учреждениях в 2002 году составила 13,7 рублей. Самая высокая стоимость входного билета - в театре оперы и балета - 33,0 рубля, самая низкая - в камерном оркестре - 4,7 рубля.
При средней коммерческой вместимости театрально-концертных залов 761 человек, заполняемость залов в 2002 году составила в среднем 35,9 %, в том числе, в русском драмтеатре 35,7%, молодежном 34,3%, камерном оркестре 24,4%, академической капелле 30,7%. В этом вопросе большая роль принадлежит замести-телям директоров по организации зрителей.
Министерством ведется постоянная работа по выдвижению выдающихся деятелей культуры и искусства на соискание государственных стипендий, пособий. В 2002 году установлены 8 республиканских и 2 российских стипендии творческим работникам театров и концертных коллективов. В настоящее время государственное пособие Чувашской Республики получают 7 деятелей театрального искусства, 12 че-ловек получают государственные стипендии.
Активное участие в культурной жизни республики принимают творческие союзы. В республике осуществляют свою деятельность 10 творческих союзов, кото-рые объединяют более 1200 человек. Общая сумма финансовой поддержки творче-ским союзам в 2002 году составила 785,0 тыс. рублей. Средства были направлены на закупку произведений музыкального и изобразительного искусства, проведение творческих и памятных вечеров, персональных выставок, концертов, семинаров, пленумов и совещаний, выплату стипендий и премий деятелям искусства, изготов-ление мемориальных досок.
За последний год, благодаря большой организаторской работе, проведенной председателями творческих союзов (В.В.Тургай, М.Н.Юхма), сформировалась дело-вая, творческая обстановка в союзах писателей. Были проведены Дни марийской, башкирской литературы в Чувашской Республике, Дни чувашской литературы в Республике Марий Эл. Союз профессиональных писателей Чувашской Республики установил 4 ежегодные премии. На высоком уровне прошел цикл мероприятий, по-священных М.Сеспелю, среди них большой популярностью пользуется конкурс "Ко-стры Сеспеля", проводимый ежегодно в Канашском районе.
Активно работают союзы художников республики. Так, Союз художников Чу-вашии провел "симпозиум-пленэр" с участием художников Поволжья. Выставка по итогам пленэра успешно прошла в выставочном зале художественного музея. Поль-зуются популярностью ежегодно организуемые в выставочном зале весенние и осен-ние выставки. Объявлен конкурс геральдистов им. Э.М.Юрьева. Члены Союза ху-дожников принимали участие в престижных региональных и всероссийских выстав-ках. Членами Союза чувашских художников проводилась работа по оформлению санатория "Чувашия" деревянными скульптурными композициями на тему чуваш-ской мифологии, облагораживанию ландшафта городища Таяба XI века в Яльчик-ском районе.
Союзом композиторов Чувашской Республики совместно с министерством прове-дены мероприятия, посвященные юбилеям С.М. Максимова и Ф.П. Павлова, вечера па-мяти и бенефисы артистов и музыкальных деятелей. Министерством заключен дого-вор с композитором А.Васильевым на сочинение национальной оперы с условным названием "Иван Яковлев. Жизнь за народ". Хочется надеяться, что ему совместно с автором либретто М.Желтовым удастся создать монументальное музыкальное про-изведение, которое будет востребовано слушателями.
Ассоциация композиторов республики проводила большую работу по пропа-ганде творчества чувашских композиторов в районах республики, союз театральных деятелей - по чествованию ветеранов - деятелей театра, проведению фестивалей. Музыкальным обществом совместно с министерством проведен конкурс на лучшее исполнение произведений Г.Я.Хирбю, посвященный его юбилею, где приняли уча-стие солисты, хоровые и оркестровые коллективы республики.
С целью совершенстования деятельности работы творческих союзов Министерством культуры в течение года были организованы встречи с председателями творческих союзов, на которых состоялся серьезный конструктивный разговор об итогах и перспективах совместной деятельности.
Несмотря на поддержку, оказанную министерством, положение творческих союзов, объединяющих деятелей литературы и искусства, остается сложным. Без стабильной государственной финансовой поддержки многие из них не в состоянии решить вопросы, связанные с обеспечением собственной уставной деятельности, организацией творческой жизни и защитой интересов деятелей искусства. К сожалению, творческие союзы не смогли самостоятельно адаптироваться к современным экономическим условиям и по-прежнему рассчитывают на прямое бюджетное финансирование, что реализовать в действующем правовом поле невозможно. Следует отметить, что более мобильными оказались союзы художников и театральных деятелей. Они активнее других союзов реализуют совместные творческие проекты, на сегодняшний день это реальный способ получения государственной поддержки.