Важную роль в формировании культурного потенциала играют учебные заведения искусства и культуры. В республике действуют 58 школ дополнительного образования, 3 средних специальных и одно высшее учебное заведение, в которых обучается более 13 тыс. студентов и учащихся. Из них 12415 - в школах дополнительного образования, 730 - в средних специальных учебных заведениях, 187 - в институте культуры и искусств.
В 2002 году в институте был расширен прием студентов на обучение по специальности "Библиотековедение и библиография". Всего выделено 25 мест на дневную форму обучения, 25 - на заочную. Осуществлен набор абитуриентов для подготовки актеров в Чувашский государственный театр кукол. В 2003 году планируется лицензирование и открытие новой специальности "Академический хор".
С сентября 2002 года средние специальные учебные заведения начали обучение по новым государственным образовательным стандартам. В связи с этим существенно обновился учебный процесс. Студенты училищ начали изучение дисциплин, которые необходимы для работы в современных условиях: "Экономика и менеджмент в сфере культуры", "Этика и психология профессиональной деятельности", "Информационные технологии", "Финансирование и выпуск театральных представлений". В 2003 году на новые госстандарты перейдет Чувашский государственный институт культуры и искусств. С их введением начнется обучение по специальностям: менеджер, референт-аналитик информационных ресурсов, технолог автоматизированных информационных ресурсов и др.
Высокий уровень подготовки специалистов из года в год подтверждает Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова. Из 52 выпускников музыкального училища студентами ВУЗов стали 31 человек (60%). Им заметно уступают выпускники других образовательных учреждений: из 39 выпускников художественного училища продолжили обучение 8 человек (26%), из 78 выпускников чувашского республиканского училища культуры - 13 человек (17%). Всего средние специальные учебные заведения закончили 169 специалистов, из них 38 - с отличием (22,5%).
В Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова продолжается подготовка артистов балета на хореографическом отделении для балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета и танцевальной группы Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца. В этом году в училище открылась новая специальность - инструментальное исполнительство по классу гитары, что позволит удовлетворить потребность в высококвалифицированных кадрах по данной специальности. В Чебоксарском художественном училище состоялся первый выпуск специальности - театрально-декорационное искусство.
Показатель охвата детей художественным образованием в целом по республике составляет 8,0% при нормативе 12%. Высокие показатели в гг. Алатырь - 17,4%, Новочебоксарск - 13,5%, самый низкий - в Янтиковском районе - 3,4%.
Мало детей (1,7%) обучается в музыкальных школах игре на духовых и ударных инструментах. В музыкальном училище по специальности оркестровые духовые и ударные инструменты учится 22 студента и ожидается выпуск из 3 человек. Если ситуация не изменится, Чувашскому государственному институту культуры и искусств придется набирать абитуриентов за пределами республики. Директора школ дополнительного образования должны сделать приоритетным обучение игре на духовых инструментах, иначе в республике исчезнет преемственность в подготовке кадров по данной специальности.
Высокий уровень подготовки в Чебоксарских детских художественных школах №6, №2, детской художественной школе им.Э.М.Юрьева.. Ежегодно несколько выпускников данных школ становятся студентами Чебоксарского художественного училища. В то же время за последние 5 лет в Чебоксарское художественное училище не поступил ни один выпускник из художественных школ и школ искусств Ядринского, Козловского, Алатырского районов.
Пора задуматься над качеством хореографического образования детских школ искусств. В 2002 году 22 человека закончили хореографическое отделение Ядринской детской школы искусств , 16 - Яльчикской детской школы искусств, 12 - Цивильской детской школы искусств и ни один из них не стал студентом хореографического отделения Чувашского республиканского училища культуры.
В 2002 году в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова не было ни одного абитуриента с Алатырского, Аликовского, Порецкого, Урмарского, Шумерлинского, Яльчикского, Янтиковского районов. Низкий уровень музыкального образования демонстрирует Саланчикская детская музыкальная школа Шумерлинского района. За последние 5 лет студентом Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова стал только 1 выпускник этой школы.
Завершается лицензирование школ дополнительного образования. Не прошли процедуру лицензирования две школы: Янтиковская детская школа искусств, Кугеськая детская школа искусств Чебоксарского района. Продолжается аттестация школ дополнительного образования, всего признано аттестованными 27 школ (47%). Не прошли аттестацию школы Алатырского, Батыревского, Козловского, Красноармейского, Красночетайского, Марпосадского, Моргаушского, Порецкого, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Янтиковского районов, г.Алатырь, г.Канаш и детская художественная школа г.Шумерля. Отделы культуры данных районов и городов должны до конца текущего учебного года провести аттестацию школ и начать их аккредитацию.
В школах дополнительного образования наметилась тенденция снижения доходов из внебюджетных источников. Если в прошлом учебном году доходы от основных видов уставной деятельности составляли 22,3% от общей суммы поступлений финансовых средств, то в 2001-2002 году они составляли 17,0%. Образовательные учреждения должны активнее включаться в систему рыночных отношений, развивать новых виды образовательных услуг, как это делается в ряде школ. Например, в Чебоксарской детской музыкальной школе №2 открылся хозрасчетный класс обучения для взрослых, желающих получить основы игры на фортепиано, баяне и гитаре, в Кугесьской детской школе искусств Чебоксарского района - класс профессиональной ориентации для подростков. Этот опыт необходимо внедрять повсеместно в образовательных учреждениях культуры и искусства.
В 2002 году на Республиканских курсах повышения квалификации работников культуры и искусства повысили квалификацию 497 человек, в том числе 126 руководителей учреждений культуры и искусства, 117 работников клубных учреждений, 115 библиотечных работников, 68 преподавателей, 28 музейных работников, 43 прочих работников отрасли. Для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств в течение учебного года проведено 13 мастер-классов с участием преподавателей Московской, Казанской, Нижегородской, Новосибирской, Екатеринбургской консерваторий.
В декабре 2002 г. на базе Чувашского государственного института культуры и искусств состоялась VII Всероссийская научно-практической конференции "Национальные вокальные школы России" и III Всероссийский конкурс-фестиваль вокального исполнительства. В конференции и конкурсе-фестивале приняли участие 145 человек из 5 регионов Российской Федерации: г.г. Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Йошкар-Олы, Чебоксары. Профессорско-преподавательский состав института, преподаватели средних специальных учебных заведений, школ дополнительного образования, не выезжая за территорию республики, получают уникальную возможность общения и обмена опытом с ведущими специалистами страны. С научно-методическими докладами, сообщениями, открытыми уроками, мастер-классами выступил 21 человек. Среди них: народная артистка Российской Федерации, заведующая кафедрой сольного пения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, заместитель председателя научно-методического Совета по вокальному образованию при Министерстве культуры Российской Федерации В.Н.Левко, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, заместитель председателя научно-методического Совета по вокальному образованию при Министерстве культуры Российской Федерации М.С.Агин, кандидат филологических наук, профессор Московской консерватории Л.И.Астрова и другие ведущие специалисты в области вокального искусства и образования.
В республике ведется активная работа по выявлению и поддержке одаренной молодежи. Около 500 представителей нашей республики приняли участие в более чем 20 всероссийских, межрегиональных, республиканских конкурсах. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики назначены 5 стипендий учащимся учреждений дополнительного образования, средних специальных учебных заведений. 5 учащимся присуждены стипендии Минкультуры России "Юные дарования". Положительным фактором является поддержка одаренных детей со стороны муниципальных органов управления. В частности, в Марпосадском районе детям школ дополнительного образования в 2001-2002 учебном году выплачивалось 14 стипендий из местного бюджета, в Урмарском - 6. Стипендии также установлены в Красноармейском, Шумерлинском, Яльчикском районах.
Во многих детских образовательных учреждениях действует система льготной оплаты за обучение детей из многодетных, неполных семей (до 50%). Данная практика существует в школах г.г.Новочебоксарск, Алатырь, Батыревского, Красночетайского, Козловского районов. В школах дополнительного образования 3196 человек (26%) обучаются бесплатно.
Распоряжением Президента Чувашской Республики от 30.12.2002 г. №156-РП "О назначении специальной стипендии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность" в 2003 году 118 студентам и молодым специалистам отрасли "Культура" назначены ежемесячные стипендии в размере 500 рублей. Ни одной кандидатуры на данную стипендию не было представлено от Канашского, Комсомольского, Красночетайского, Урмарского, Шемуршинского районов, г.Канаша, по одной кандидатуре представлено с Вурнарского, Ибресинского, Комсомольского, Марпосадского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского районов. В этом просматривается реальное отношение к молодым специалистам на селе. Неслучайно в прошлом учебном году количество молодых специалистов от общего числа преподавателей составляло 10%, а в этом году - 7%. Сокращение количества молодых специалистов неизбежно, пока руководители учреждений не начнут проявлять заботу о молодежи: устанавливать стимулирующие надбавки к заработной плате, выдвигать на получение стипендий, создавать условия для их творческого роста.
С 2003 г. в образовательных учреждениях культуры вводится целевое распределение выпускников по учреждениям культуры с учетом существующей в республике потребности в специалистах. Подготовка кадров будет идти не по валовому принципу, а станет точечной (штучной). С I курса каждый студент, обучающийся на бюджетной основе, будет закреплен за определенным учреждением. Руководителям управлений (отделов) культуры администраций районов и городов, учреждений культуры и искусства необходимо активнее сотрудничать с образовательными учреждениями, внедрять систему государственного заказа, курировать студентов во время обучения, создавать позитивные условия при трудоустройстве.