Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
26 февраля в Чебоксарах открылась выставка «Давай!» Стоит напомнить, что идея проекта принадлежит директору венского музея МАК Петеру Нойверу и берлинскому координатору Кристиане Бауермайстер. Изначальная цель выставки сводилась к знакомству западной аудитории с новыми радикальными идеями российских художников. Опираясь на поддержку региональных кураторов, устроители за год фактически объехали всю Россию - от Калининграда до Владивостока, так что в Европе увидели не только работы художников Москвы и Санкт-Петербурга, но и проекты из Новосибирска и Нижнего Новгорода^ Ижевска и Калининграда.
Теперь надо рассказать о том, почему выставка, побывавшая в европейских столицах, приехала не в Москву или Санкт-Петербург, а именно в Чебоксары. На это были весьма веские причины. С одной стороны, по инициативе полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, Чебоксары в 2003 году стали очередной культурной столицей Поволжья. С другой, в процессе работы над выставкой у Петера Нойвера и Кристианы Бауермайстер сложились теплые дружеские отношения с кураторами Нижегородского ГЦСИ, находящегося в том же федеральном округе. Собственно, сотрудник Нижегородского ГЦСИ Люб бовь Сапрыкина и стала сокуратором чебоксарской выставки. «Экспортный вариант» выставки «Давай!» процентов на семьдесят отличается от того, что доехал до Чебоксар. Произошло это по многим причинам. Во-первых, часть выставки (к примеру, работы Валерия Кошлякова и инсталляция Глюкли и Цапли о деле Веры Засулич), по просьбе художников, осталась в Европе. Во-вторых, за год, который прошел после открытия выставки в Берлине, многие участники проекта сделали новые работы, которыми и заменили старые. В-третьих, «Давай!» планировалась как выставка радикально-агрессивного искусства, чего, собственно говоря, устроители и добились: и в Берлине, и в Вене бегали голые новосибирцы из группы «Синие носы», устраивали абсурдные демонстрации художники группы «Радек», пели революционные песни Гутов и Осмоловский. А идея Любови Сапрыкиной заключалась в том, чтобы сделать доходчивое для россиянина «обновление» выставки. И ей это удалось. В Чебоксарах «Синие носы» уже не бегают в трусах по снегу, а играют главные роли в суперсовременном боевике (проект «Вдвоем против мафии»), Дмитрий Гутов не призывает к революции, а показывает проект 2002 года «Мама, папа & Лига Чемпионов». Все перформансы, устроенные русскими на улицах Берлина и Вены, сняты на видео и демонстрируются на экранах телевизоров. Центральное место занял проект Николая Полисского, вообще не выставлявшийся за рубежом, - фотографии, на которых запечатлено построение стога, где главными героями выступали жители деревни, создававшие это произведение искусства.Таким образом, Любови Сапрыкиной удалось повернуть изначальный замысел выставки если не на 180, то, как минимум, на 90 градусов. «Давай!» в Чебоксарах-это не радикальное искусство из медвежьего уголка, а реальная жизнь зрителей этой выставки, чуть откорректированная художниками. Наверное, поэтому на открытии был аншлаг. На следующее утро после вернисажа на встрече мэра Чебоксар Николая Емельянова с кураторами, глава города констатировал, что выставка нарушила спокойствие в столице Чувашии: «Фестиваль начался с маленького шока», - сказал он. На что Петер Нойвер ответил: «Искусство - это всегда провокация. Если после выставки не возникает конфликтов, то это не искусство». Похоже, Чебоксарам в этом году предстоят немалые потрясения: на лето запланирована еще одна вы ставка contemporary art. Ее куратор Александр Панов выбрал тему весьма щекотливую - «Канализация».