17 мая 1932 года состоялся первый концерт Чувашского государственного симфонического оркестра, единственного в 30-е годы симфонического коллектива во всем Поволжье. Незаметно, без рекламы и широковещательных афиш вступил в жизнь коллектив, которому суждено было сыграть значительную роль в культурной жизни республики. Руководство оркестром возглавил С.Габер.
Приезд московского музыканта в Чебоксары был решен после знакомства с заведующим Чувашским музыкальным техникумом композитором С.Максимовым, подыскивавшим на работу хороших специалистов из разных городов страны. В одном из писем С.Габер писал: «Чувствую себя вполне компетентным в деле организации симфонического и духового оркестров… Заранее представляю себе работу в вашем техникуме, если это дело недавно начато. Будучи крайне заинтересованным в изучении чувашской народной музыки, я бы поехал к вам весьма охотно…»
Основной костяк первоначально очень скромного по составу коллектива сложился из студентов и педагогов Чувашского музыкального техникума. С первых лет своего существования оркестр отличался определенной культурой и профессионализмом, в нем работали высококвалифицированные музыканты, административно выселенные в 30-е годы из Ленинграда. В Чебоксары приехали виолончелисты Л.Остен-Сакен, М.Виноградов, А.Тимкин, скрипачи В.Замыко, Р.Молочников, Р.Тихомиров (впоследствии народный артист СССР, режиссер Ленинградского театра оперы и балета им.С.Кирова), альтист В.Крылов, гобоист Г.Конрад, замечательные дирижеры Г.Благодатов, И.Альтерман и многие другие.
Огромное впечатление произвело выступление оркестра в июле 1932 года в концерте Олимпиады чувашского искусства. Вместе с созданием коллектива получила развитие и чувашская симфоническая музыка. 6 июля 1932 года впервые прозвучала «Увертюра на чувашские темы» В.Кривоносова в оркестровке С.Габера. Позднее первым дирижером были сделаны оркестровки симфонической фантазии «Сарнай и палнай» Ф.Павлова, множество других партитур.
В 1932 году оркестр принял участие в декаде Чувашской музыки в Нижнем Новгороде, не раз выезжал с концертами по районам Чувашии, часто для выступлений на национальном празднике «Акатуй». С большим успехом прошли летние гастроли оркестра в 1937 году в Челябинске.
В начале Великой Отечественной войны, в связи с уходом на фронт ведущих исполнителей, концертная деятельность оркестра была временно приостановлена. Но уже с 1942 года оркестр продолжил свою деятельность при Чувашском государственном академическом театре.
Знаменательным событием стало участие нескольких бывших музыкантов Чувашского симфонического оркестра в Москве на историческом параде Победы 24 июня 1945 года. В сводном оркестре на Красной площади удостоились чести играть флейтисты Ф.Чемоданов и П.Денисов, кларнетист А.Александров, валторнист П.Григорьев, контрабасисты А.Токарев и М.Александров.
Сразу же после войны, в короткий срок, под руководством главного дирижера В.Ходяшева из небольшой группы музыкантов удалось восстановить полноценный состав симфонического оркестра, который весной 1946 года вновь начал свою концертную деятельность при Чувашской государственной филармонии. Сохранились многочисленные афиши, программы, фотографии, газетные статьи, рассказывающие о многогранной работе оркестра в послевоенные годы. Это и выступления в рабочих, сельских клубах, парках культуры и домах отдыха, учебных заведениях и воинских частях, это и участие в музыкальных лекториях и беседах для детей и молодежи. Произведения чувашских композиторов в исполнении оркестра были записаны на радио и транслировались из Москвы.
В первые послевоенные годы в составе оркестра работал один из основоположников чувашской профессиональной музыки, композитор С.Максимов (альт). В партии скрипок играли будущие композиторы М.Алексеев и А.Петров, первый чувашский профессиональный музыковед Ю.Илюхин. Возвратились с фронта скрипачи Е.Баранов, К.Иустинов, А.Дуняк.
Первоначально репертуар оркестра составляли такие популярные произведения, как увертюры к операм «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Неоконченная симфония» Ф.Шуберта. Вскоре в концертах зазвучали «Чувашская симфония» и симфоническая сюита «Сильби» на материале оперы «Нарспи» В.Иванишина, Симфония Г.Воробьева, симфоническая картина «Туй» И.Люблина, Увертюра С.Максимова. С каждым годом репертуар пополнялся произведениями русской и зарубежной классики, сочинениями современных композиторов. Успехом у слушателей пользовались солисты: В.Замыко и Ф.Егоров (скрипка), В.Сумароков (виолончель), К.Волков (кларнет), позднее - П.Филиппов (виолончель) и А.Иванов (труба).
В Чувашском симфоническом оркестре, будучи студентами музыкального училища, начинали свой творческий путь наши земляки - знаменитые музыканты. Среди них – заслуженный артист Чувашии, солист Симфонического оркестра Московской государственной филармонии А.Александров (кларнет), народный артист России и Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии, лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов, солист Государственного академического симфонического оркестра А.Любимов (гобой), заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса, солист Большого симфонического оркестра им.П.Чайковского В.Галкин (валторна), заслуженный деятель искусств Чувашии, доцент Казанской государственной консерватории А.Геронтьев (флейта).
С симфоническим оркестром Чувашии выступали гости из разных городов страны, известные исполнители В.Климов, Э.Грач, В.Малинин, В.Жук. Приезжавший на гастроли в Чебоксары скрипач И.Политковский сказал после концерта: «Честно говоря, я не ожидал встретить в Чебоксарах такого профессионально хорошего музыкального коллектива: они вообще редки. Он произвел на меня отрадное впечатление».
Новую страницу в биографии симфонического оркестра открыл 1959 год. С организацией в республике музыкального театра оркестр в полном составе влился в новый творческий коллектив. За прошедшие годы в его репертуаре появилось более ста тридцати опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий. В разное время за дирижерским пультом в театре стояли Л.Волынский, Л.Святославский, М.Алексеев, Л.Ковалев, П.Филиппов, В.Павлов, А.Митрофанов, В.Важоров, Г.Максимов, А.Тихонов, С.Вантеев, Ш.Мегрелишвили, В.Соболев, С.Кондрашев, С.Филиппович. На афишах симфонических концертов нередко встречались имена солистов, талантливых чувашских музыкантов – заслуженного артиста Чувашии Н.Иванова (труба), лауреата Всероссийского, дипломанта Всесоюзного конкурсов, заслуженного деятеля искусств Чувашии Г.Степанова (скрипка), лауреата Всероссийского и Всесоюзного конкурсов В.Сакмарова (туба).
Сегодня оркестр имеет возможность познакомиться с искусством представителей отечественной и зарубежных исполнительских школ, благодаря организованному в 1991 году ежегодному Международному оперному фестивалю, посвященному нашему земляку, солисту Большого театра, народному артисту СССР М.Михайлову. Немалую роль в укреплении творческих контактов играет и Международный балетный фестиваль, начало которому было положено в 1997 году. В дни фестивалей артистам оркестра посчастливилось работать под руководством таких известных российских дирижеров, как Г.Проваторов, В.Рылов, В.Катаев, А.Сиднев (Москва), Ю.Кочнев (Саратов), Л.Корчмар (Санкт-Петербург), Ю.Анисичкин (Воронеж), Т.Ахметов (Казань), В.Прасолов (Йошкар-Ола. За дирижерским пультом стояли также зарубежные музыканты, среди которых - Р.Манфредини, Л.Куадрини (Италия), Х.Гмюр (Германия), Д.Тротен (Франция).
Из концертных событий 90-х годов особенно интересен 1997 год, когда оркестр вместе с чувашскими оперными солистами совершил гастрольное турне по городам Италии.
За семь десятилетий в оркестре сменилось не одно поколение музыкантов. Несомненно, что к числу высоких профессионалов могут быть отнесены практически все артисты оркестра. Но ядром в его постоянно меняющемся составе являются ветераны - скрипачи З.Шапиро, П.Петров, Л.Свинцова, альтист Е.Фролов, контрабасист Л.Маслов, флейтист Н.Артемьев, тромбонист В.Семенов, ударник В.Гусев. Творческое лицо коллектива определяют сегодня солисты оркестра: Е.Краснов (скрипка), И.Шулаева (альт), В.Егорова (виолончель), Е.Стариков (контрабас), О.Ушакова (флейта), А.Иванов (кларнет), Т.Маслинская (гобой), А.Степанов (фагот), Н.Иванов (труба), Н.Смирнов (валторна).
С 2000 года пост главного дирижера занимает М.Адамович. С музыкантами работают также дирижеры В.Павлов и Н.Артюков. Коллектив оркестра не ищет легких путей в своем деле, о чем свидетельствуют концертные программы последних лет, отличающиеся сложностью и большим разнообразием. Оркестром исполнены симфонии В.А.Моцарта, Л.Бетховена, А.Дворжака, П.Чайковского, С.Прокофьева, Реквием В.А.Моцарта, Реквием Дж.Верди, кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева, «Иоанн Дамаскин» С.Танеева, «Весна» С.Рахманинова, а также симфонические произведения чувашских композиторов.
Подготовка чисто симфонических программ является не главной задачей театрального оркестра, а скорее делом его чести. Тем более приятно, что музыканты находят время и силы для их подготовки. В те часы, когда симфонический оркестр выходит к слушателям, он отдает ему свой творческий порыв, годами накопленное мастерство, превращая концерт в живое, сюиминутное творчество. И чем больше всматриваешься в напряженную, полную событий и творческих свершений жизнь замечательного коллектива, тем яснее становится огромное значение оркестра в развитии культуры Чувашии.