Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Роль библиотеки в возрождении традиций семейного чтения

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru
Выступление В.В.Дилек - зав. отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки
 
Начиная с 1994 г., объявленного ЮНЕСКО Международным годом семьи, эта ячейка общества оказалась объектом особого внимания всего мира. Социальные программы по поддержке семьи именно в последние годы были созданы и в России.
Указом Президента РФ 2008 год объявлен Годом семьи. В Указе отмечено, что особое внимание следует уделить вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей.
Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Но очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаи­моотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочте­ний перед познавательными и т. д. Как тут не вспомнить слова Н. В. Федорова «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов».
Работа с семьей должна стать одним из главных забот библиотекаря, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.
В то же время в обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. В частности, повысилось значение книги как средства воспита­ния, связи между культурами разных поколений, в этом отношении особую роль сегодня приобретает вопрос культивирования чтения в условиях семейных отношений, и, в частности, общения посред­ством книги родителей и детей.
Наличие в семье навыков разностороннего общения является одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания. Чтение способствует такому общению и реализует целый спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение, обмен информацией, передача жизненного опыта от старших к младшим и ряд других функций. Мы с вами знаем, что в наше время дети и роди­тели часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга. В этой ситуации также следует признать: книга - идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого, т.к. книга, чтение, а на основе этого – общие интересы способствуют объединению семьи.
Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Современное российское общество безусловно признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреж­дения, самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Более того, на расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обра­щается внимание в Законе Российской Федерации «Об образова­нии», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».
В этой связи деятель­ность библиотек по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Библиотеки могут оказать квалифицированное содействия семейному чтению - нали­чие специалистов-профессионалов в области детского чтения, способных убедительно объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, обучить его организации, а также соз­дать условия для непринужденного общения и сближения родителя с ребенком в библиотеке.
Возрождение традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребенка - одна из важнейших задач библиотечных учреждений. Необходимо библиотечное содействие семейному чтению. Главной задачей библиотек в направлении поддержки материнского чтения является информационно-методическое обеспечение процесса чтения взрослыми ребенку и содействие просвещению родителей в исполнении обязанностей по воспитанию ребенка.
Процесс семейного чтения представляет собой:
· во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;
· во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;
· в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).
Для решения подобной задачи библиотеки имеют (или создают и развивают в связи с ней) соответствующую информационно-документную базу, в которую входят:
· фонд детской литературы;
· фонд справочной и научно-популярной литературы по семейной педагогике, дошкольной и школьной педагогике, по детской психологии, по уходу за детьми, образованию детей, организа­ции их досуга;
· фонд «материнской» периодики: журналы «Няня», «Мой ребенок», «Счастливые родители», «Игра и дети» и др.;
· фонд нетрадиционных носителей информации: видеокассеты («Домашний логопед», «Уроки рисования» и др.), аудиокассеты («Антология колыбельных песен», «Сказки»), CD-ROM («Здоровье и воспитание детей: беседы с доктором Споком», «77 детских песен», «Нежная и романтическая мелодия для малышей» и др.);
· документы и материалы по семейному законодательству, региональным льготам для родителей с детьми.
Сегодня в определенных масштабах существует внебиблиотечная информационная поддержка семейного чтения, которая складывается из адресно издаваемых для родителей изданий для чтения ребенку и занятий с ним, рекомендаций по организации чтения ребенку и личному чтению родителей. Особо следует отметить активный интерес к этой проблеме периодических изданий для семьи, репертуар которых в последние годы многократно увеличился. Однако, как следует из результатов социологических исследований, постоянно к ней обращаются не более 8 процентов родителей.
Среди наиболее актуальных для родителей как организаторов детского чтения вопросов - ориентирование в детской литерату­ре. Не считая эпизодических рецензий в «Книжном обозрении» или «У книжной полки» (достаточно элитных изданиях), публикации нерекламного характера о детской литературе практически отсутствуют.
Информационное содействие семейному чтению призваны оказывать разработанные для родителей методико-библиографические пособия рекомендательного характера, такие, как энциклопедия для родите­лей И. Н. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребенку». И опять, нельзя не признать недоступность этих изданий для большинства семей (к примеру, тираж названной книги - всего 3 тыс. экз.).
В целом же следует отметить, что внебиблиотечного универ­сального (научно обоснованного, систематически действующего, охватывающего всю проблематику читательских потребностей родителей) источника получения матерями информации о детской ли­тературе и методике ее использования нет.
Единственным источником, удовлетворяющим названным кри­териям, является библиотека. Зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают ма­лыша чуть лучше, чуть добрее, чуть взрослее, - ответы на эти воп­росы мамы и папы не получают ни в одном образовательном уч­реждении, только в биб­лиотеке.
Работа библиотек с родителями как воспитателя­ми и организаторами чтения своих детей должна начинаться с раннего возраста. В основе подобного подхода - идея важности раннего воспитания.
Российский библиотековед Э. Р. Сукиасян после своей командировки в Швецию рассказывал: «Меня поразило обилие младенцев в детских отделах библиотек - ребятишки двух-трех лет сидели на ковре, уютно пристроившись к подушкам, рассматривали книги, слушали записи и смотрели мультики, а четырехлетние уже читали... Это был не пансионат - все дети были буквально внесены в зал родителями, удалившимися в свои отделы.
Давайте обратимся к нашим детским библиотекам. В среднем в детских библиотеках республики читатели-дошкольники составляют 7 % (данные по библиотекам, которые представили такие сведения в своих отчетах) – форма была дана ЧРДЮБ.
Причем, количество читателей очень не равномерно по районам – в Ибресинском, Красноармейском, Янтиковском районах 14-15%, , а Вурнарском, например, 0,3%, из более чем 3000 читателей 10 – дошкольников, в Батыревском 1,7% (35 дошкольников из 2006 читателей).. В нашей библиотеке также на среднем уровне количества дошкольников (5-6%), потому что возрастные рамки посетителей шире (детско-юношеская) Т. е. резерв у всех нас для активизации деятельности по привлечению детей дошкольного возраста есть. А что такое привлечение самых маленьких читателей в библиотеку – это конечно, работа с семьей, прежде всего, хотя и с ДОУ в том числе.
Родителей, которые посещают библиотеку, еще меньше – около 3 %. Конечно, в существует определенная проблема с регистрацией родителей. Родитель, который пришел с ребенком в библиотеку – кто он, читатель? Не учитывается его посещение. Мы у себя решили этот вопрос лишь частично, в читальном зале, записываем всех родителей, хотя не всегда находим понимание родителей.
Сегодня многие детские библиотеки, в том числе и в нашей республике, расширяют сферу своей деятельности, берут на себя функции центров семейного чтения. В детских библиотеках Чувашии фонды целенаправленно комплекту­ются психолого-педагогичес­кой литературой, книгами по организации семейного досу­га, периодическими издани­ями для семейного чтения.
Свою деятельность многие библиотеки органи­зуют в соответствии с разра­ботанными долгосрочными про­граммами в помощь семье.
В 2007 году Алатырьская городская детская библиотека, совместно с Алатырским городской социально – реабилитационным центром для несовершеннолетних продолжает работать по проекту «Книга. Семья. Библиотека».
Моргаушская ДБ разработала программу развития детской библиотеки как центра семейного чтения «В кругу семейного чтения».
В Порецкой ДБ шестой год работает программа «Ступени», которая представляет собой организацию семейного чтения детей и взрослых.
Несомненно, активизировал работу с семьей в 2007 г. республиканский конкурс на лучшую мультимедийную презентацию «Любимые книги моей семьи», который был объявлен в рамках фестиваля «Вместе с книгой – в Новый год!». Библиотеки отмечают большое количество участников конкурса, об этом можно судить даже по количеству лучших работ, которые были представлены в ЧРДЮБ.
Активно поработали по организации конкурса Батыревская, Шыгырданская, Моргаушская, Цивильская, Алатырская, Порецкая, Красноармейская, Аликовская, Ядринская, Урмарская детские библиотеки, юношеская библиотека г. Канаш, Шумерлинская городская библиотека семейного чтения им. Г. Айги.
Одна из форм развития семейной грамотности, осуществляемая в библиотеках - родительские клубы. Как правило, в клубы приходят мамы, бабушки, заинтересованные в развитии своих детей. В ЦГДБ г. Канаша с 1992 года работает клуб «Семейный круг», в рамках которого проведены встречи со специалистами с целью оказания психолого-педагогической помощи родителям, организованы литературные вечера и вечера отдыха, литературный праздник «Ценности, которые выбирает семья», вечер отдыха «Семейное кино» для детей и родителей с просмотром и обсуждением фильма «Шукшинские рассказы», консультация участкового педиатра «Уроки здоровья для больших и маленьких».
Вот уже несколько лет под девизом «В библиотеку всей семьёй» ежемесячно в Моргаушской центральной библиотекой собираются члены клуба «Молодая семья». В 2007 году был разработан цикл мероприятий занятия клуба, где молодые родители знакомились с детской психологией, её особенностями. Все занятия проходили в форме тренинга, а на абонементе сотрудниками Моргаушской детской библиотеки была организована работа комнаты детства. Много интересных планов и на этот год. В этом году занятия пройдут под девизом «Вместе с ребёнком рождается мама».
В сентябре открылся еще один клуб «Мудрецы» для семей. Цель клуба: поддержка семейного чтения как важнейшего элемента культуры, роста творческой и социальной активности семьи.
Популярны среди родителей книжные выставки, например в детской библиотеке г. Алатырь, привлекла внимание выставка - совет «7я. Ру», демонстрирующая книги, которые точно соответствуют интересам семей. Она включала книги о семье, воспитании детей, проблемах их образования, досуга семьи и др., была организована также фото - выставка «Мир семейных увлечений». Оформлялись также тематические выставки:
· «Книги трех поколений», «Как научить ребенка любить книгу» (Козловская РДБ);
· «Вместе не страшны и тучи» (Цивильская ГДБ);
· «Папа, мама, Маша, Слава, наша дружная держава» (ГДЮБ г. Новочебоксарска);
· «XXI век – век просвещенных родителей», «Прекрасный маленький мирок, счастливых детских дней» (библиотека Сухомлинского г. Чебоксары).
Преобразование детской библиотеки им. М. Трубиной г. Чебоксары в библиотеку-центр семейного чтения существенно отразилось на ее деятельности: в холле библиотеки оформлен стенд «Папа, мама и я - самая читающая семья», на котором представлены рекомендательные списки литературы для родителей, советы по привлечению детей к чтению, высказывания известных людей о воспитании и чтении. Интересно оформлены книжные выставки «Семейная книжная полка» и «Читаем всей семьей», регулярно проводились беседы «Любимые книги ваших детей», «Как увлечь ребенка чтением», «Знаете ли вы своего ребенка», «Книга и дети», «Книга в вашем доме» и др. Был проведен конкурс фотографий «Читающая семья».
Среди форм массовой работы можно отметить Дни семейного чтения в Моргаушской ДБ, которые проходят по субботам. Эта форма мероприятия включает: беседу, яркое театрализованное представление, игры и конкурсы, обзор литературы, консультации специалистов для родителей, просмотр видеофильмов, чаепитие.
В Аликовской детской библиотеки интересен «День родителя в библиотеке. К мероприятию были оформлены: книжная вставка-просмотр «Читаем всей семьей», стенд творческих работ детей «Детство - это мир»; подготовлены рекомендательные списки литературы «Писатели нашего детства», «Прочитайте детям сказку»; проведены беседа «Протяните руку своему ребенку» и библиографический обзор «Азбука для родителей». В Международный день семьи были организованы семейные посиделки «Добрая семья прибавит ума», состоялся конкурс «Самая читающая семья». К августовскому совещанию учителей библиотека подготовила развернутую книжную выставку-просмотр «Воспитание детей в семье и школе», которую посетили 58 человек.
В рамках Недели детской книги в Алатырской городской детской библиотеке прошел День информации для детей и родителей. «Новинки для всей семьи»
Праздник для семей «Аз, буки, веди…или читаем всей семьёй» с представлением семей «Моя родословная», с веселыми конкурсами как для детей, так и родителей, прошел в ДБ г. Алатырь.
15 мая - Международный день Семьи. В честь этого дня во многих библиотеках Республики были проведены:
· диспут «В сотрудничестве – наша сила», час общения «Счастливая семья» с прослушиванием колыбельных песен (Красночетайская ДБ);
· спортивно-семейный праздник «Семья – убежище души» совместно с отделением психолого-педагогической помощи ( Цивильской ГДБ );
· семейные праздники «Растет дочка, растет сын», «Посидим рядком, поговорим ладком», «Папа, мама, я – книжкины друзья» (Моргаушевская ДБ);
· беседы «Мой ребенок становится взрослым», «Первые шаги в мир книги», « Если в семье появился школьник» (Батыревская ДБ).
Библиотека – это, прежде всего, мир общения с книгой, игра­ющей важную роль в работе с семьей. Многие детские библиотеки расширяют сферу своей деятельности, беря на себя функции досуговых учреждений, центров семейного чтения, дополни­тельного образования, социальной адаптации.
В Цивильской ДБ во время летних каникул совместно с центром отделением психолого-педагогической помощи семье и детям проводились различные мероприятия, игровые конкурсы, «Дни семейного отдыха», «СемьЯ» и др.
В Порецкой ДБ совместно с работниками ДОУ «Колокольчик» организован конкурс рисунков «Я и моя семья».
В Урмарской ДБ удовольствие от общения друг с другом, дети и родители получили на семейных посиделках «Мир книги в мире детства». Две команды: «Предки» и «Детки» соревновались в разнообразных конкурсах и литературных играх.
Во многих детских библиотеках страны сложилась традиция проведения различных «маминых» мероприятий. Учреждение в 1998 году в России Дня матери активизировало эту работу. Именно к нему приурочивают огромное количество библиотечных мероприятий: «Самая важная профессия мама…Все остальное потом »(встреча за чашкой чая) – Алатырь. Литературно-музыкальный вечер «Женщина с ребенком на руках»-Аликовская.
Используются возможности рекомендательной библиографии для получения родителями информации о детской литературе и методике ее использования в педагогическом процессе воспитания и развития собственного ребенка: разрабатываются списки для родителей и детей. Например, Цивильская ДБ выпустила буклеты: «В кругу семьи», рекомендательные списки литературы: «Читающая семья», «Читаем всей семьей».
В целом по отчетам детских библиотек складывается впечатление о недостаточно развитом сотрудничестве библиотек с родителями в совместной деятельности по формированию ребенка-читателя. Некоторые библиотеки даже не осветили в отчётах этот вид деятельности. Несмотря на важность и актуальность, работа с семьей в детских, библиотеках бессистемна, скудна и однообразна. Хотя именно сотрудничество с родителями позволяет заложить основу развития интереса ребенка к чтению, возродить традиций семейных чтений.
Отвечая на запросы общества, детским библиотекам в Год семьи необходимо активизировать сотрудничество с родителями:
· создавать программы в помощь семье;
· сотрудничать с заинтересованными организациями и учреждениями (союз многодетных матерей, центр социальной помощи, комитет по социальной защите семей и детства, центр по планированию семьи и репродукции человека, центр материнства и детства, женские организации, женские консультации, детские поликлиники, дошкольные и школьные учреждения.);
· использовать внебиблиотечные формы информирования (СМИ, различные учреждения и организации);
· проводить научно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую объективное знание ситуации;
· дифференцированный подход к родителям при осуществлении ими материнского чтения (выделение таких групп, как беременные, матери детей-инвалидов, многодетные матери и др.);
· целенаправленное комплектование фонда с соответствии с читательскими потребностями и интересами семей;
· творческий и заинтересованный подход библиотекарей к ра­боте с семьей; · осуществление координации действий между библиотеками для взрослых и детскими в направлении организации всестороннего обеспечения читательских потребностей и интересов семей.
В 2008 г. на Фестивале «Вместе с книгой – в Новый год!» хотелось бы сделать акцент на участие семей в Фестивале как залог приобщения детей к чтению, на проведение конкурсов, в которых могли бы участвовать семьи, тем самым способствовать их объединению на основе духовного общения.
В 2008 г. ЧРДЮБ запланировано исследование «В круге семейного чтения»
Особого внимания требует вопрос информационно-прос­ветительной деятельности библиотек по психолого-педагогическому и правовому просвеще­нию семей на основе банка данных о законодательных актах по охране материнства и детства, фонда справочных пособий, мини-картотек, тематических папок.
Необходимо культивировать всеми возможными ресурсами и способами семейного чтения. На это направлены конкурсы для семей, которые проводят библиотеки, желательно, подводя итоги, делать это торжественно, в больших аудиториях, отражать в СМИ. Библиотеке как наиболее заинтересованной организа­ции в участии родителей в чтении детей, следует создавать для них положительную мотивацию этой деятельности, стиму­лировать ее (отмечать, награждать и др.).
Разработка библиографических материалов типа «Что читать де­тям» в большей или меньшей мере представлена в практике детских библиотек. Однако в современной ситуации их качество нельзя признать достаточным потому, что в печатной форме в большинстве случаев они малодоступны из-за своего тиража (замечательно бы указывать в отчетах не только перечисление изданий (кстати, в большинстве случаев без выходных данных), но и тираж.
В настоящее время, с учетом потребностей семей, социо­культурной ситуации и состояния книготорговли, для каждой детс­кой библиотеки представляется актуальным создание рекоменда­тельных списков детской литературы для семей по возрастному предназначению, жанрам (колыбельные, потешки, пестушки, мате­ринская поэзия, сказки, детский фольклор, развивающие игры).
Надеюсь, о ваших успехах мы узнаем из отчетов 2008 г, где я бы просила выделить реализацию мероприятий к Году семьи. Хочется сказать, что не все библиотеки отразили деятельность к Годам русского языка и ребенка в 2007 г.
Мы не можем и не должны работать традиционно, мы должны везде находить наших читателей - активнее завоевывать Интернет-пространсто и выходить на улицы.
ДБ г. Канаш в детской поликлинике на очередном занятии Школы будущих родителей был проведен круглый стол на тему: «Ребенок – зеркало родителей».
Масштабность акции, республиканский характер, участие всех библиотек позволит привлечь большее внимание общества, СМИ, в чем мы заинтересованы для привлечения потенциальных пользователей.
15 мая (четверг), в Международный день семьи, предлагаю провести республиканскую акцию «Библиотека+Семья» всеми детскими библиотеками. Эта рекламная акция будет направлена на родителей потенциальных читателей и будет проводиться за пределами библиотеки, в местах массового пребывания родителей с детьми (школы, поликлиники, парки, остановки общественного транспорта). Акция не потребует нереальных финансовых затрат. Конечно, потребуется изготовление рекламных материалов о библиотеке, изданий для родителей и детей. Для привлечения внимания желательно провести акцию в театрализованной форме, с костюмами, играми, конкурсами. Да и призы нужны – как без них! Надеюсь, в год Добрых дел к участию в акции мы, вы сможем привлечь добрых людей.
Информацию о проведении акции просим оперативно передавать в нашу библиотеку.
Кроме того, хочу напомнить, что существует «Сводный план Министерства культуры по подготовке и проведению Года добрых дел», где в п. 36 обозначено проведение в государственных и муниципальных библиотеках Дней открытых дверей.
В ходе акции мы можем предложить семьям прийти на День открытых дверей также в один день, 27 мая (вторник), в день нашего профессионального праздника.
Для ребенка как будущего читателя библиотеки очень важно, чтобы дорогу в нее ему показали родители. И когда-нибудь он скажет:
Вот я уже дорос до лета,
Я прожил дней - не сосчитать.
Теперь я знаю: счастье - это
Приткнуться к маме и читать!
Михаил Яснов
Наша задача – поработать добрыми волшебниками: дать возможность детям испытать это счастье.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика