Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Введенский кафедральный собор (1651-1657) – является самым первым православным храмом в Чувашии. Место для его строительства выбрано на территории Чебоксарского кремля и освящено в 1555 году по указанию царя Ивана Грозным Преосвященным Гурием, впоследствии причисленным к лику святых. В грамоте Ивана IV от 26 мая 1555 г., данной первому казанскому архиепископу Гурию, говорилось, что надо определить место, «где быти святой соборной церкве Введению Пречистой» и «назнаменовати место, где граду быти». Гурием здесь была поставлена полотняная церковь, вскоре замененная деревянной. В 1559 г. деревянная церковь сгорела. В 1660-х годах выстроен ныне действующий каменный собор, четырехпрестольный: главный – холодный, Введения во храм Пресвятой Богородицы, второй – теплый, с правой стороны – Св. преподобного Алексия, человека Божия, четвертый – Священномученика Харлампия.
Здание за время своего существования неоднократно ремонтировалось, однако свой первоначальный облик в основном сохранило, за исключением мелких утрат и того, что первый ярус фасада оказался закрытым поздней пристройкой притвора.
Одним из лучших образцов второй половины XVII в. русского зодчества является колокольня, построенная отдельно от храма, которая также неоднократно подвергалась ремонту, но в целом сохранила свои очертания.
Во внутреннем убранстве храма обращают на себя внимание настенные росписи, выполненные маслом в первой половине XVIII в. в своеобразной провинциальной манере, создающей, однако, неповторимый и запоминающийся облик его интерьера. Столь же интересен многоярусный резной иконостас, несущий в себе приметы различных художественных стилей. Особую ценность представляют его наиболее древние элементы - иконы и резьба XVIII в., среди которых в первую очередь следует отметить уникальные “царские врата” с их крайне редко встречающимся сюжетом “Сошествие Святого Духа”. Овальный вырез выпуклых створок дверей, золоченые барельефные фигуры Божьей Матери и апостолов, а несколько ниже их - четырех евангелистов, трактованные в активной динамичной манере, являют яркий пример барокко.
К особо чтимым иконам в Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары относятся четыре. Икона Божией Матери Владимирской (образ в киоте), написанная в XVI в., украшена серебряной позолоченной ризой и находится по левую сторону царских врат. По преданию, это дар архиепископа Казанского Чудотворца Гурия. Следующая икона – Спасителя, также, по преданию, подарена собору митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном. Образ находится в серебряном окладе с маргаритом (хрупкая слюда), украшен и написан в честь двунадесятых праздников. Третья по счету особо чтимая икона вылитый образ Смоленской Богоматери, украшенный мощами разных божьих угодников, подарена митрополитом Тихоном, которому в 1687 г. она была преподнесена грузинским царем Арчилом. Четвертая икона – мощами Казанских Чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа. По преданию, чебоксарцы отправили выборщиков в Казань просить часть мощей святых угодников. Желание их было выполнено. Часть святых мощей находится в серебряных ковжецах, что вложены в икону, на которой изображены святые Казанские Чудотворцы Гурий, Варсанофий и Герман.
В 1939 г. собор был закрыт и переоборудован под картинную галерею. Вновь открыт в годы Великой Отечественной войны благодаря патриотическому почину верующих.