ПРОГРАММА «ИСТОКИ»: ОПЫТ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
В ГОРОДЕ АЛАТЫРЕ
Н.И. Теплова,
руководитель методического кабинета духовно-нравственного обучения
и воспитания Управления образования и молодежной политики
администрации города Алатыря
2006 год в Чувашской Республике был объявлен Годом духовного просвещения. Минобразования Чувашии и Чебоксарско-Чувашская епархия подписали Соглашение о сотрудничестве. В целях решения поставленных задач в деле укрепления духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения при управлении образования и молодежной политики администрации г. Алатырь был создан городской методический кабинет духовно-нравственного обучения и воспитания.
На курсах повышения квалификации по Основам православной культуры (ОПК) были подготовлены учителя, которые с согласия родителей и по желанию учащихся на факультативной основе начали преподавать курс ОПК во всех школах города.
Алатырское благочиние оказало благотворительную помощь в создании учебно-методического библиотечного фонда, включающего в себя программы, учебники, разработки, аудио- и видеоматериалы по Основам православной культуры. Закреплено кураторство священников за образовательными учреждениями города.
Год духовного просвещения закончился, но задачи по развитию духовно-нравственных основ образования остались актуальными, и работа городского методического кабинета востребована как в городе, так и в республике.
Основные задачи кабинета:
- повышение духовно-нравственного уровня руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений;
- организация методической работы, обобщение и распространение педагогического опыта в сфере духовно-нравственного обучения и воспитания детей и молодежи;
- создание учебно-методической базы и оказание методической помощи по предмету «Основы православной культуры» (ОПК).
Опыт работы показал, что один факультатив ОПК не может решить проблемы кризиса духовно-нравственного воспитания, потому что он не введен в базовый федеральный компонент, не имеет системного подхода, не имеет стабильного места в учебном плане, а значит, и не может создать духовно-нравственной среды для учащихся с 1 по 11 классы. Кроме этого присутствуют непонимание и боязнь руководителей школ и родителей по отношению к ОПК, как к предмету, носящему религиозный характер. В настоящих условиях перспектива развития духовно-нравственных основ образования только средствами факультатива ОПК не прослеживается.
Поиск выхода из этого положения привел нас к программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки». Первое знакомство с программой произошло в 2007 году на Августовском педсовете в г. Волгоград и на Образовательных Форумах Приволжского Федерального Округа в г. Пермь (август) и в г. Нижний Новгород (октябрь).
Мы узнали, что программа уже 12 лет развивается в Вологодской области и эффективно действует в 52 регионах России. Подготовлено более 10 тысяч педагогов. Важным для нас было то, что в 2002 году весь учебно-методический комплект «Истоки» получил гриф Министерства образования РФ, рекомендован для использования в учебно-воспитательном процессе и включен в федеральный перечень учебных изданий.
Мы связались с Вологодским Межрегиональным Учебным центром «Истоки», и в ноябре 2007 года директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Тихомирова Н.М. провела для педагогической общественности города первый семинар-презентацию «Социокультурные истоки».
Программа заинтересовала педагогов, и в МОУ «Гимназия № 6» Каримуллина В.Н. стала апробировать её на факультативе по основам православной культуры.
Во время проведения Эстафеты Недели духовно-нравственного просвещения (январь-март 2008 года) педагогические коллективы школ были ознакомлены с программой и учебно-методическим комплектом «Истоки».
В марте 2008 года делегация алатырцев, (в которую вошли заместитель главы администрации, начальник управления культуры, благочинный, руководитель ГМК и директор школы № 7), побывала в г. Вологда. Целью поездки было знакомство с опытом работы по программе ИСТОКИ. В Вологде эта программа включена в региональный компонент базисного учебного плана. В Вологодском педагогическом институте создана кафедра ИСТОКОВЕДЕНИЕ. По данной программе работают дошкольные, школьные, и профессионально-технические учебные заведения.
По возвращении в Алатырь итоги поездки были подведены при заинтересованном участии главы нашего города М.В. Марискина и начальника УО и МП В.Н. Самойлова. Единодушно отметили, что почва для внедрения программы ИСТОКИ в нашем городе подготовлена. Решено было начать апробирование программы с 2008-09 учебного года в детских садах и начальной школе. Базовыми площадками по внедрению программы определили МОУ «Гимназия № 6» и МОУ «СОШ № 7». Приняли решение к октябрю укомплектовать библиотеки школ и детских садов учебно-методическими пособиями по ИСТОКОВЕДЕНИЮ.
20 мая 2008 года в рамках Дней славянской письменности и культуры для педагогической общественности города был проведен семинар «Отечественное образование» с участием автора программы «ИСТОКИ», директором Издательского Дома «ИСТОКИ» профессором Кузьминым И.А.. Около 150 человек из техникумов, школ и детских садов познакомились с программой «Социокультурные истоки».
20-21 ноября на базе МОУ «Гимназия № 6» ГМК организовал семинар для дошкольного и школьного образования по той же теме. Семинар проводила директор Межрегионального учебного центра «ИСТОКИ» г. Вологда Смирнова Е.Я.. Справки об участии в городском семинаре по программе «ИСТОКИ» получили 62 человека из дошкольных учреждений и 83 человека из общеобразовательных школ.
Что привлекает в этой программе:
- опираясь на социокультурный системный подход, ИСТОКИ создают единое образовательное духовно-нравственное пространство, т.к. охватывают дошкольное образование, начальную школу, основную школу и начальное профессиональное образование, объединяя обучение и воспитание единой целью, едиными ценностями и жизненными ориентациями, едиными технологиями;
- программа направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. С 1 по 11 классы она дает понимание важнейших категорий отечественной культуры, таких как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, РОДНОЙ ОЧАГ, ТРУД ЗЕМНОЙ И ТРУД ДУШИ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ, ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА, ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА, ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ, СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ, ПУТИ К ИСТИНЕ.
Программа ИСТОКИ делится на образовательную и воспитательную. Образовательная программа реализуется на уроках, которые проходят 1 раз в неделю. Воспитательная программа называется «Воспитание на социокультурном опыте». Она разработана в виде классных часов 1 раз в месяц совместно с родителями и является продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой на уроках по Истокам. Результатом таких совместных встреч для учащихся является созданием своей Первой книги, которая рождается в ходе домашних заданий по одной странице на заданную тему.
Налаживается более тесная связь с семьей, родители становятся заинтересованными участниками воспитания собственных детей.
Эффективна программа активными формами обучения (АФО) - это ресурсный круг, работа в паре, и четверке, благодаря которым каждый учащийся имеет возможность на уроке высказаться несколько раз.
Развивается социокультурный и управленческий аспект - работая в группе, дети учатся слушать другого, вести диалог, иметь свое мнение, приходить к согласию, к умению управлять собой, к умению брать на себя ответственность и представлять коллективное мнение группы.
Задания построены с опорой на положительный жизненный опыт ребенка и его семьи, на жанр размышления, на рефлексию. Работая в группе, ребята чувствуют свою психологическую защищенность, что способствует формированию положительных эмоций и уравновешенности учащихся.
В условиях нашего города по этой программе могут работать детские сады и школы. В тех школах, где не будет возможности выделить 1 час в неделю под образовательную программу «ИСТОКИ», можно внедрять воспитательную «Воспитание на социокультурном опыте» на классных часах, активно привлекая родителей.
Еще один положительный момент данной программы - ее широкий интегративный потенциал. Программа может интегрировать с любым предметом школьного цикла. В этом тоже видится перспективность программы «ИСТОКИ».
Изученный опыт работы г. Вологда и г. Москва показывает, что «ИСТОКИ» активно используются в дополнительном образовании - во внеклассной и общешкольной работе.
С декабря 2008 года методическому кабинету духовно-нравственного обучения и воспитания присвоен статус экспериментальной площадки муниципального уровня «Создание системы духовно-нравственных категорий и ценностей через реализацию программы «Социокультурные истоки». Мы находимся на этапе апробации и внедрении.
Сделаны первые шаги по созданию единого воспитательного духовно-нравственного пространства в образовательных учреждениях города. Укомплектованы библиотеки школ и детских садов учебно-методической литературой по программе «ИСТОКИ». Методические кабинеты дошкольных учреждений оснащены дополнительными методическими разработками, созданными воспитателями - практиками г. Вологда.
В МОУ «Гимназия № 6» и в СОШ № 7 учебный курс «ИСТОКИ» введен со 2 по 8 классы, в МОУ СОШ № 9 - в 5 классе.
В дополнительном образовании с опорой на «ИСТОКИ» формируется годовой круг праздников в МОУ «Гимназия № 6».
Медленнее вводится программа «Воспитание на социокультурном опыте», которая имеет своей целью выход на семью.
Учебно-методическая база создана. Следующий шаг, очень важный - подготовка кадров. Кроме семинаров, проведенных специалистами из Вологды и Москвы, два года подряд большими педагогическими делегациями мы выезжаем на Международные Рождественские Образовательные чтения в г. Москва, на Всероссийскую конференцию и учебно-методический семинар, посвященные развитию духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки».
Основной ресурс, которым располагает сегодня система образования - не деньги, их мало, а люди. Надо организовать условия для непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Работа в контексте программы «Социокультурные истоки» требует от педагога овладения социокультурным системным подходом к истокам в образовании, который является методологической основой проекта «Истоки».
Программа ставит задачи по развитию педагогических технологий, раскрывающий ресурс личности всех участников педагогического процесса (ребенка, педагога, родителей) и формирующих положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление общества. Программа выводит нас на новое понимание качества образования, которое включает в себя не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений. Чтобы развивать это в детях, надо самому учителю обновляться в этом. Поэтому в Москве и в Вологде создана система подготовки, переподготовки и консультирования педагогических кадров. Так, 30 марта 2009 года Издательский дом «Истоки» совместно с Вологодским институтом развития образования проводили Межрегиональную Методическую школу Истоковедения (руководитель И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент РАЕН), на которой Каримуллиной В.Н., учителю Истоков в МОУ «Гимназия № 6» присвоена квалификация методиста Истоковедения.
При методическом кабинете духовно-нравственного обучения и воспитания создано городское методическое объединение (ГМО) по программе «Истоки».
Оно подразделяется на 2 секции, одна объединяет учителей школ города, другая - воспитателей и методистов детских садов.
Цели объединения:
1. Разработка системы совместных действий педагогов, направленных на освоение и развитие стержневой основы Истоковедения;
2. Организация непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства педагогов в области Истоковедения;
3. Создание условий для реализации социокультурного системного подхода к Истокам в образовании.
Формы работы:
- педагогическая мастерская «Постигаем «Истоки» вместе»;
- методическая школа.
Педагогическая мастерская основана на взаимопосещении и обсуждении уроков «Истоки».
Она решает следующие задачи:
1. Освоение и развитие стержневой основы Истоковедения;
2. Совершенствование педагогического мастерства учителей и воспитателей Истоков на основе социокультурных технологий;
3. Развитие творческого потенциала педагогов и воспитателей через передачу и изучение педагогического опыта.
Методическая школа ставит задачи:
- по изучению методической системы Истоков;
- по освоению методологических особенностей программы, АФО, инструментария Истоковедения.
Итоги работы по реализации программы «Социокультурные истоки» в муниципальной системе образования в 2008-2009 учебном году будут подведены на «круглом столе» в рамках Дней славянской письменности и культуры с целью обобщения опыта учителей и воспитателей города и выявления проблем в преподавании курса «Истоки».