РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ
И.А. Кузьмин А.В. Камкин
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
I. Концепция
1.1. Цели и задачи
Программа исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.
Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Его стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума.
Задачи программы:
* развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриотических и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации;
* установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования с социальными и экономическими концепциями развития регионов, особенностями их исторического, религиозного, культурного и этнического развития;
* развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурс личности всех участников педагогического процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующие положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление отдельногорегиона и всей России;
* выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоениесодержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;
* создать систему подготовки, переподготовки и консультирования педагогическихкадров различного уровня (от управленцев до рядовых педагогов), социальных работников, педагогов дополнительного образования, способных к решению поставленных задач.
1.2. Основные направления
Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук. Основными направлениями данной программы являются:
1. Реализация концепции социокультурного подхода к истокам в образовании, направленного на развитие личности ребенка, и становление в нем, прежде всего, нравственно-духовного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. Социокультурный системный подход к истокам в образовании, являясь методологической основой программы «Социокультурные истоки», был рассмотрен и получил поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной думы. Учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации, созданные на основе социокультурного системного подхода, в 2002 году получичи гриф Министерства образования Российской Федерации.
2. Введение во всех звеньях образования учебного курса «Истоки», призванного ввести в содержание современного образования систему новых категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера, а также направленного на формированиечувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему.
Учебный курс «Истоки », разработанный и апробированный в течение двенадцати лет в учреждениях дошкольного образования, начальной и основной школы до 8 класса основной школы включительно (в настоящее время разрабатывается комплект материалов для 9-11 классов) в тридцати пяти регионах Российской Федерации.
3. Реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте», позволяющей шаг за шагом прийти к возрождению первоначального контекста ценностей Истоков, а также способствующей становлению целостной системы обучения и воспитания, объединяя усилия Семьи и Школы и сохраняя при этом индивидуальный опыт и программы развития каждого образовательного учреждения.
Программа «Воспитание на социокультурном опыте» разработана и апробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной и внеклассной работы.
4. Утверждение в педагогическом процессе активных форм обучения и воспитания, педагогических технологий, доказавших в течение многих лет свою эффективность и направленных на развитие ресурсов личности ученика, учителя и родителей, на формирование мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению Малой Родины, региона и всего Отечества.
5. Внедрение комплекса программ дополнительного образования и досуговой деятельности для детей, подростков и юношества, реализуемых через детско-юношеские духовно-просветительские центры и центры духовно-нравственной культуры.
6. Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления малых социумов (поселения, района, городского микрорайона).
7. Реализация издательской программы, итогом которой является создание целостного педагогического инструментария во всех звеньях образования по Истоковедению.
1.3. Реальные и прогнозируемые результаты
Программа «Социокультурные истоки» развивается двенадцать лет. В настоящее время она системно, под руководством региональных органов образования, реализуется в Вологодской, Костромской, Калининградской и Екатеринбургской областях, а также еще в 31 регионе России в рамках муниципальных образовательных систем и отдельных образовательных учреждений.
Издано 8 учебников (в т.ч. 7 в комплекте с рабочими тетрадями) тиражом более 500 тысяч экземпляров, а также более 60 наименований учебно-методических пособий.
В 2005 году программа получила Государственную премию Вологодской области по образованию, а в 2007 - удостоена награды Третьего Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведены четыре Всероссийских научно-практических конференции (Москва), а также 11 межрегиональных конференций (Вологда).
Истоковедение развивает духовно-нравственную стержневую основу образования посредством учебного курса «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте». Данное направление соединяет дошкольное образование, начальную, основную и профессиональную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей, объединяет Школу и Семью в активном воспитании. Истоковедение решает задачи по созданию необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо Семьи, Общества и Государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается, прежде всего, как служение Отечеству в широком смысле этого слова).
II. Учебный курс «Истоки»
2.1. Цели курса, его место в образовательном процессе
Цель курса - ввести в образовательное пространство российской школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации. Построить на них основу всей воспитательной работы.
В дошкольном образовании и начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. В среднем звене акцент делается на устойчивых идеалах, формах и нормах социокультурной практики, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемственность, уникальность и самобытность.
«Истоки» призваны консолидировать региональное сообщество вокруг образования, которое становится в таком случае важнейшим фактором оздоровления всей социокультурной среды.
Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентации, единых технологий эффективного обучения и воспитания.
2.2. Программа учебного курса
В 1-м классе дети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной и духовно-нравственной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива и поле, река, море-океан, путь-дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), ТРУД ДУШИ (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм).
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека: ВЕРА (вера, верность, правда, честь), НАДЕЖДА (надежда, согласие, терпение, послушание), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта, милосердие, раскаяние). СОФИЯ (ум и разум, знания и мудрость, премудрость).
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (первые образы, священные образы, светлые образы), ТРАДИЦИИ СЛОВА (священные слова, сердечные слова, честные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, служение, творчество, традиции праведного дела), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники народные, семейные, государственные, церковные).
В 5-м классе дети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: СОХА и ТОПОР (идеал артельного, общинного труда), КРЕСТ ЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада), СОЛОВКИ (идеал духовного преображения), ПОКРОВА на HEP ЛИ (идеал меры и гармонии), «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (идеал единения на основе любви и согласия), МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (идеал державности, государственности), ЛЕТОПИСИ (идеал исторической мудрости).
В 6-м классе в центре внимания находятся просторы Малой Родины и всего Отечества, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации. В теме СЛОВО и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА подростки учатся раскрывать глубинные смыслы таких понятий как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы.
В теме СЛОВО и ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ представлена организация и «коды» пространства русского города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе СЛОВО и ОБРАЗ ВРЕМЕНИ осмысляется понятие век и год, жизненный и годичный круги в жизни человека, седмица и день, час и миг.
В 7-м классе речь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов человеческой деятельности: ТРУД (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство), СЛУЖЕНИЕ (воинское, духовное, просветительское, государственное) и ТВОРЧЕСТВО (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к пониманию того, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в человеке дар CO-ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивилизации.
В 8-м классе речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИ ОБРАЗНОГО (образы мира божественного, природного и человеческого), ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).
В 9-м классе планируется представить различные ПУТИ к ИСТИНЕ, по которым шли, ошибались и все-таки находили их наши далекие и недавние предки.
В 10-м классе («Служение Отечеству») учащиеся осмысливают значение служения Отечеству в многовековой историй России, определяют собственное воззрение на служение Отечеству.
В 11-м классе {«Отечественные традиции») учащиеся приобщаются к Священным, Трудовым, Семейным традициям и традициям Праздника.
III. Программа «Воспитание на социокультурном опыте»
Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» - помочь учащимся соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать то, что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах Первой книги.
Главными целями программы являются:
* приобщение детей, их семьи, педагогов к вечным непреходящим духовно-
нравственным ценностям через совместную деятельность;
* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и образовательном учреждении, формирование активной педагогической позиции родителей;
* создание условий для развития познавательной сферы ребенка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;
* формирование способности получать значимые социокультурные результаты.
Программа представляет собой целостную систему внеклассных занятий. Каждое занятие является прямым продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой на уроке «Истоки». Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и организационном плане.
Содержательным стержнем программы является системы категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки». Вокруг них разворачивается и вся деятельность, особенностью которой является активное участие родителей.
Программа обеспечена методическими пособиями, технологическим инструментарием по проведению занятий, системой активных форм.
IV. Программы дополнительного образования и социальные проекты
В данном направлении разработаны и разрабатываются программы, реализуемые как в рамках дополнительного образования, так и в качестве пилотных социальных проектов.
4.1.1. Программа духовно-нравственного воспитания для промышленных предприятий. Разработана и реализуется Программа развития стержневой основы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Дзержинского района города Нижнего Тагила (ПО «УРАЛВАГОНЗАВОД»).
4.1.2. Программа «Истоки ремесла» разработана и действует в учреждениях начального профессионального образования. Она призвана развивать профессиональное достоинство представителей будущих рабочих профессий, уверенность в престижности и высокой миссии любой рабочей профессии.
В теоретическом плане программа присоединяет учащихся к таким категориям и ценностям нашей культуры как имя мастера, родословная ремесла, очаг мастера, учение и терпение, правда мастера, секреты мастера и др.; В воспитательном плане программа создает условия для новых моделей общения - поддержки, взаимовыручки, коллективизма, ответственности за общий результат и т. д. В методическом и производственном плане программа предполагает наполнение истоковским содержанием и технологиями программу работы с родителями, создание активных форм для производственного обучения, расширение круга социальных партнеров образовательного учреждения.
«Истоки ремесла» имеют свою технологию создания команды (учащихся и педагогов), основанную на общих ценностях.
4.2. Программа «Школа - социальный институт» апробирована в условиях сельских поселений. Ее задачами являются:
* развитие управленческой культуры работников образования и производственной сферы колхоза (совхоза и т. п.);
* формирование и развитие единой системы ценностей в образовании и производственной сфере;
* развитие ребенка как субъекта обучения и как будущего работника производственной сферы.
Развитие управленческой культуры идет через трехгодичное курсовое обучение специалистов на базе школы. Формирование единой системы ценностей реализуется через совместные собрания родителей-работников колхоза и приобщение к святыням родной земли. Третья задача решается через организацию совместных праздников детей и взрослых, связанных с трудом на земле («Праздник первой борозды», «Дожинки» и др.).
Программа апробирована на базе колхоза «Новленский» в Вологодской области и показала положительные результаты.
4.3. Программа «Северная Фиваида» ставит своей целью приобщение к патриотическому и нравственному опыту русского народа через посещение историко-архитектурных
памятников Русского Севера и приобщение к его святыням. Программа предназначена:
* для учащихся и студентов;
* для специалистов образования;
* для детей и родителей.
Программа включает поездки по святым местам, «Время творчества» и «Время труда». Интерактивные формы работы с участниками программы способствуют осмыслению и сбережению традиционных и нравственных норм.
4.4. Программа «Моя семья» призвана повысить интерес общества к традиционным
семейным ценностям, пробудить поиск истории своего рода, помочь подросткам и юношам через историю своего рода почувствовать свою сопричастность к истории всего Отечества.
Направления программы:
* «Отчий дом» (исследование домашних традиций);
* «Предки, о которых я хочу рассказать» (описание, сочинения-размышления, видео
материалы);
* «История семьи - история Отечества» (описание жизни и деятельности предков в
различные периоды отечественной истории);
* «Моя родословная» (генеалогические изыскания);
* «Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и настоящее».
Программа завершается ежегодным областным семейным праздником «Семьи тепло -
души отрада».
4.5. Программа «Ярмарка «Истоки» проводится с целью интеграции основного и дополнительного образования на основе категорий и ценностей «Истоков». Задачи программы:
* способствовать духовно-нравственному совершенствованию личности путем при общения к отечественным традиция труда и творчества;
* создать благоприятные условия для развития творческих способностей и самореализации участников ярмарки;
* формировать мотивацию родителей на совместную с школой и учреждениями дополнительного образования деятельность но нравственному и трудовому воспитанию детей.
Ярмарка проводится по следующим номинациям:
* «Моя Первая Книга»:
* «Поделки»;
* «Живое слово»;
* «Стиль «Истоки»;
* «Рисунок»:
* «Традиции в жизни моей семьи»;
* «Истоки ремесла»; .
* «Юный корреспондент».
V. Подготовка и переподготовка кадров
На сегодняшний день разработаны разноуровневые образовательные программы по подготовке педагогов к работе по программе «Истоки». Они реализуются через:
* курсы повышения квалификации работников образования;
* проблемно-модульную подготовку педагогов;
* консалтинговые программы для различных категорий слушателей;
* посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педуниверситетов.
Всего подготовлено более 10 тысяч педагогов в Вологодской, Калининградской, Костромской, Архангельской, Екатеринбургской, Московской, Ленинградской, Волгоградской, Мурманской, Тюменской, Смоленской, Нижегородской, Тульской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Омской областях, республиках Якутии, Марий Эл и Ставропольском крае.
Работает кафедра и кабинет Истоковедения в Вологодском областном институте развития образования. Аналогичные структуры действуют в Костромской и Калининградской областях.
Действует Межрегиональный консультационный центр «Истоки». Зарегистрирована и действует Межрегиональная общественная просветительская организация «Истоки».