Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Вся история человечества – это история войн больших и малых. С появлением кинематографа военная тема для него стала одной из главных.
Первый полнометражный фильм, снятый в нашей стране «с высочайшего соизволения Его Императорского Величества Николая II», был посвящен Крымской войне. В 1911 году центральная пресса наперебой сообщала главную новость: «Фабрикант русских кинематографических картин, состоящий в запасе по Войску Донскому есаул Ханжонков, приступает к постановке грандиозной батальной картины «Осада Севастополя». Фильм, появившийся на экранах за три года до начала первой мировой войны, стал крупнейшим событием культурной жизни Российской Империи. С тех пор почти половина фильмов, созданных в России, была посвящена человеку на войне.
В ХХ веке на нашу долю выпало семь «горячих» войн, продолжавшихся, без малого, тридцать лет и сорок лет войны «холодной».
В дореволюционной России военная служба была священной обязанностью мужчин императорской фамилии и титулованной знати, а в советской истории – сознательным выбором сыновей первых лиц государства.
Кавалерист Великий князь Олег Константинович, павший в сражении, артиллерист Яков Сталин, сгинувший в нацистском концлагере, боевые летчики Тимур Фрунзе, Владимир Микоян, Леонид Хрущев, не вернувшиеся с боевых заданий, и долетевшие до аэродрома Победы Степан Микоян, Александр Щербаков и Василий Сталин… Все они могли бы стать и многие по праву стали героями документальных и художественных фильмов. Как стал героем фильма «Баллада о солдате» безвестный русский паренек, вошедший в нашу жизнь в образе Алеши Скворцова. Такие, как он, «почти что дети», стояли за отечество и в горах Дагестана, и в Чечне.
Среди тех, кто отдал свою жизнь - и генеральские дети, молодые офицеры: Александр Саломатин, Владимир Пуликовский, Олег Шпак, Александр Аношин, Алексей Родионов, и сын простой русской женщины – солдат Женя Родионов, убитый бандитами за веру.
Только в стране, где война вошла в каждую семью, могли появиться такие мастера, как Михаил Калатозов и Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай и Реваз Чхеидзе, Александр Алов и Владимир Наумов, Станислав Ростоцкий и Марлен Хуциев, ставшие элитой мирового военного кино.
Новатором и идеологом жанра исторической хроники стал народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Польши, Чехии и Словакии кинорежиссер Юрий Николаевич Озеров.
Когда в 115-ти странах мира, включая Японию и США, с потрясающим успехом шли фильмы киноэпопеи «Освобождение», и зрители, и пресса – американская особенно - задавали себе вопрос: «Кто такой этот Озеров?»
Уже блистал с «Весной на Заречной улице» и «Двумя Федорами» Марлен Хуциев, победоносно шагали по кинофестивалям Европы с антифашистским «Мир входящему» Алов и Наумов - выпускники все той же мастерской баталиста Игоря Савченко. Даже «Тени забытых предков» с экспрессией Параджанова получили свое признание.
А бывший артиллерист, прошедший всю войну от рядового до майора, от Москвы до Восточной Пруссии, все «не выстреливал». Сияющий фильм «В Никитском ботаническом саду», «Арена смелых», «Сын» с молодым Харитоновым в главной роли, получили международные призы, но не раскрыли всего дарования Озерова. Он, как говорят, поспешал медленно, готовясь к главному своему делу, которому у Кенигсберга под шквальным огнем поклялся посвятить жизнь. До времени об этой клятве он не рассказывал никому.
И только, когда появился «Кочубей», талант Озерова неожиданно для многих стал разворачиваться сверкающими гранями.
Киноэпопея «Освобождение» из шести полнометражных фильмов, «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград», двадцать четыре серии «Трагедии века» для телевидения, «Ангелы смерти», «Великий полководец Георгий Жуков» - кинолетопись, которую Юрий Николаевич создал к своему 75-летию, когда отечественное кино оказалось между жизнью и смертью. На смену «старой гвардии» не пришел никто. Пустота стала заполняться пеной и американскими боевиками. О войне заговорили с точки зрения Голливуда - той самой, на борьбу с которой положил всю жизнь Юрий Николаевич.
Фестиваль военного кино имени Ю.Н.Озерова возник закономерно и практически еще при жизни Мастера.
26 января ежегодно все любители Озерова праздновали день его рождения, в Озеровском, батальном духе. М.Ульянов, Н.Олялин, Л.Голубкина, Л.Хитяева, С.Никоненко, М.Ножкин, М.Жукова, С.Микоян и многие, многие были гостями этого объединяющего праздника военного кино. Его надо было сохранить и после ухода из жизни Юрия Николаевича. Уже в 2001 году оформился проект Открытого Всероссийского фестиваля военного кино, главным призом которого стал «Золотой меч», обвитый евангельской виноградной лозой, утопающий в кинопленке. И первый же кинофорум 2003 года представил в своем конкурсном показе лучшую шестерку: «Звезда»; «Война»; «Кукушка»; «Дом дураков», «Праздник» - фильмы российского производства, и «В августе 44-го» - белорусских кинематографистов. Восемь номинаций было учреждено на фестивале, и все они вручены настоящим профессионалам, мастерам военного кино.
Фестиваль растет. В 2004 году в конкурсном показе будет представлена «десятка» художественных кинолент. Символично, ибо на военном языке «десятка» - стрельба в яблочко.
«Через войну в кино - против войны в мире!»
- девиз нашего фестиваля, главная задача которого - путем популяризации новых лент молодых кинематографистов и фильмов, вошедших в «золотой фильмофонд» - вернуть веру нашему солдату, веру в нашего солдата, защитника страны, поднять на должный уровень авторитет нашей армии, возродить у подрастающего поколения дух патриотизма и любви к родной земле, Отечеству. Для этого трудились в самом действенном из всех искусств – кино великие труженики XX столетия. Для этого жил и работал Юрий Озеров.