Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Состязания валлийских поэтов (собрания или турниры, можно также перевести буквалистски как "посиделки", ибо есть мнение, что это слово происходит от корня со значением "сидеть") берут начало в средневековой традиции придворных бардов. Современные состязания, возрожденные в XIX веке, проводятся каждое лето попеременно то в Северном, то в Южном Уэльсе. В настоящее время на них присуждаются также награды за музыкальные, прозаические, драматургические произведения, а также произведения искусства, но кульминацией всего сборища служит, конечно, определение лучшего поэта и возведение его на престол - традиционное деревянное кресло.
Первое из известных состязаний состоялось в 1176 году в Кардигане (а спонсировал его один из валлийских князей). В замке, вокруг которого и вырос сам город, присутствовало около 30 000 человек. Победителю досталось место в кресле за княжеским столом - откуда и традиция.
Ранние собрания были соревнованиями музыкантов (в особенности арфистов) и поэтов, на которых возникали новые музыкальные и литературные формы. Состязание в Карматене (1451 г.) знаменито тем, что на нем были окончательно определены обязательные размеры валлийской поэзии; эти правила действуют до сих пор. В XVII веке обычай поэтических состязаний стал забываться, хотя поэзия оставалась популярной формой искусства, и нечто похожее на eisteddfod все же сохранилось в неформальных встречах поэтов, собиравшихся, чтобы попрактиковаться в поэтических импровизациях. В XVIII веке, когда была возрождена традиция поэтических состязаний, оказалось, что многие обычные фермеры и рабочие настолько искусны в мастерстве традиционного стихосложения, что могут получать призы. В XIX веке влияние eisteddfod и других местных соревнований на валлийскую поэзию сказалось в сохранении традиционных форм стиха, хотя качество поэзии постепенно ухудшалось, став к концу века просто невыносимым. Для соревнований выделялись специальные темы: история Уэльса, красота сельской природы, библейские сюжеты, или абстрактные темы (к примеру, подача милостыни). Такая безличность поэзии давала в результате длинные описательные сочинения, в которых главной заботой была форма, а содержание и эмоциональная глубина отошли на второй план. После первой мировой войны и Великой Депрессии, от которой Уэльс пострадал особенно сильно, многие валлийские авторы обратились к более личной и повседневной поэзии, а eisteddfod стал прежде всего трибуной для молодых поэтов, желающих заявить о себе.
В 1792 году было образовано Собрание Бардов (Gorsedd Beyrdd), объединяющее выдающихся деятелей валлийской культуры. Возглавляет его Верховный Друид, избирающийся сроком на три года. С 1819 года это Собрание тесно связано с ежегодными поэтическими соревнованиями. В течение недели eisteddfod Собрание Бардов проводит три церемонии: коронацию лучшего поэта, творящего в свободных размерах, вручение медали за прозаическое произведение и возведение на престол лучшего поэта в традиционных размерах. Во время этих мероприятий члены Собрания в церемониальных одеждах выходят на центральную сцену, а их глава произносит речь. Кульминация церемонии - момент, когда Верховный Друид объявляет имя победителя, после чего в его (или ее) честь исполняется детский танец цветов и произносятся приветственные речи.
В 1880 году была образована Национальная Ассоциация Eisteddfod, организующая поэтические и прочие состязания, и с тех пор они проводятся ежегодно, за исключением 1914 и 1940 годов. Сам фестиваль давно вышел за рамки чисто литературного, и сейчас на нем проводятся до 200 000 разнообразных конкурсов, включая практические научные задания, показ мод и диско-танцы!
Информация для статьи почерпнута из "Британники онлайн" (и с сайта, посвященного eisteddfod).