Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
К Алексею Афанасьевичу Кокелю в ученики я попал в 1940 г. До этого окончил Омское художественное училище имени М. А. Врубеля. Здесь у А. А. Кокеля было много товарищей и знакомых. Отсюда вышел М. А. Врубель, один из самых способных учеников. П. П. Чистякова. В училище хралилось много его работ. А. А. Кокель знал этого великого мастера по Петербургу, преклонялся перед его талантом колориста. В Омске работал Сверчков, он возглавлял Западно-Сибирский филиал АХРРа и внес определенный вклад в борьбу против формалистических группировок, в утверждение принципов социалистического реализма в искусстве того края. Он был также директором училища, вернее, техникума, обладавшего правами высшего учебного заведения. Как непосредственный ученик Д. Н. Кардовского по Академии, Н. К. Свечков поставил преподавание рисунка и живописи на твердые реалистические основы. После него директором училища стал Д. С. Суслов. В училище хорошо помнили А. М. Любимова. В 1935 г., в год моего поступления в Омское училище, из Ленинграда после окончания Академии приехал П. А. Ппахотнов, прекрасный живописец, впоследствии преподаватель Московского училища имени 1905 года. В тот же день стал у нас преподавать Т. П. Козлов, воспитанник Одесского художественного института, ученик Л. О. Мучника и Д. К. Крайнева. С Одесским институтом (потом училище) у А. А. Кокеля были близкие связи. Он рассказывал, что именно воспитанники этого учебного заведения, обучавшиеся в Петербургской Академии художеств, своими бесконечными разговорами об Украине, своими песнями, своей тесной дружбой и спаянностью между собой окончательно решили, чтобы он, А. А. Кокель, выбрал для себя местом жительства город Харьков. Поступая к Кокелю, я имел профессиональную подготовку, основанную на традициях Ленинградской Академии и Одесского института, что он с удовольствием отмечал. А. А. Кокель был человек твердых правил, принципиальный, но чуждый крайностей и упрямства. Человек большой внутренней культуры, он был скромный, застенчивый, деликатный. Мы чувствовали, что в нем живы традиции Петербургской Академии, которые он воспринял больше всего, по-моему, от Д. Н. Кардовского. Он и рассказывал о нем чаще всего. Для рисования он всегда ставил интересные постановки, с разными задачами - начиная с простейших и кончая очень сложными. Высокая пластичность была в основе искусства Кокеля-рисовальщика.
Он так выразительно показывал, что никаких слов не требовалось. Говорил тихо и мало. На рисунке в свету он, притирая карандашные следы мизинцем, обобщал форму, уточнял тон, но часто предупреждал, что этого нельзя делать в тенях. Чуть-чуть тронет, чтобы взять большие отношения света и тени. Радовался хорошим рисункам студентов. Помню на 1 курсе, во втором семестре, мы начали рисовать обнаженную фигуру мужчины. Мой рисунок по построению и выразительности пластики удался. А. А. Кокель показывал его на 3 курсе, объяснял, каким образом надо строить фигуру человека.
Никаких вольностей при нем не допускалось. Мы всегда чувствовали, что это очень большой художник, хотя об этом никто не говорил - ни студенты, ни преподаватели. Своим равным отношением ко всем, высокой требовательностью к выполнению учебных заданий, своими творческими произведениями, которые часто показывались на выставках, А. А. Кокель приучал учеников к постоянству, целенаправленной и усидчивой работе. Он был рад, что в 1953 г. меня избрали председателем правления Харьковской организации Союза художников Украины (на этой должности, поддерживаемый учениками и друзьями А. А. Кокеля, я оставался все последующие годы). Радость свою он не выражал словами, а просто чувствовалась его дружеская расположенность.
Когда он бывал недоволен работой студентов, не выговаривал им, не поучал их, а просто отходил молча. И всем было ясно, что студент поступил недобросовестно. Это очень сильно действовало, потому что мы сами видели Алексея Афанасьевича всегда в работе, в хорошей рабочей форме, готовым помочь каждому из нас. Приступая к работе с той или иной группой, он заранее изучал ее, вникал в ее психологические и иные особенности, работал вполне осознанно и на самом высоком профессиональном уровне воспитывал своих учеников в реалистических традициях русского искусства.
В. Сизиков,
народный художник Украины, профессор.