Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Выступление председателя Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики, первого заместителя председателя Центрального Духовного Управления Мусульман России, члена Общественной палаты России, муфтия Крганова Альбир-хазрата

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

السلام عليكم و رحمة الله Многоуважаемый президиум! Досточтимые участники и гости Высокого Собрания! Дорогие братья и сестры! Прежде всего позвольте от имени Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики горячо и сердечно поприветствовать участников и гостей высокого Форума, а также выразить глубокую признательность Президенту Чувашской Республики Михаилу Васильевичу Игнатьеву за понимание наших проблем и поддержку в проведении нашей встречи, в ходе которой, Инша Аллаh, мы сможем обменяться мнениями по широкому кругу вопросов, касающихся наших исконных духовных ценностях, поговорить о социокультурных традициях и их значении в жизнедеятельности народов современной России. Ибо без прошлого, как гласит народная мудрость, нет и не может быть будущего. Глубоко убежден, что именно обращение к исторической памяти наших народов, к позитивному опыту, накопленному прошлыми поколениями, к духовно-нравственным источникам их взаимопонимания, позволит современному российскому обществу успешнее двигаться вперед к намеченным целям осуществления социально-политических реформ и модернизации страны. Глубоко символично, что седьмая межрегиональная конференция «Шыгырданские чтения» по заданной теме проходит в татарском селе Чувашии. Сохранились из уст в уста легенды аксакалов о том, что при нашествии Аксак Тимера на Шахри Булгар по настоянию мужей, седой старец Шахимардан бабай со снохами, дочерьми, детьми и старушками покинул город Булгара и остановился через несколько дней пути на живописной опушке и обосновал поселение. Некоторое время спустя к ним примкнули другие соплеменники из других разоренных городищ и селений и на вопрос кто вы, они отвечали мы муслимы. Это священное место, где зародилась наша деревня, как жемчуг сердца почитается Шыгырданцами и сегодня. По другой версии там захоронены пять табигу табигинов с именами; Сулейман Каспулат улы, Бадамшах Аждан улы, Жамади Тимерпулат улы, Надершах Салим улы, Салим Ишкилде улы, а остальные три Тимуш хаджи Солтанмурад улы, Илхам Ибрахим улы, Симуш Килдебай улы покоятся рядом с Полевыми Бикшихами. По завету предков и наши современники горды тем, что являются потомками великих Булгар. В знак глубочайшего уважения и светлой памяти в Шыгырданах построена копия Булгарской Джамиг мечети и названа именем «Өч сәхабә мәчете”- Трех сподвижников, в честь тех, кто светоч истины донес до Булгарского народа. Мечеть была торжественно открыта 20 июня 2010 г. В деревне Урмаево достраивается копия здания «Кара Пулат» и «Кече Манара - Малого Минарета». Урмаево бережно хранит старобулгарские традиции и легенду о Булгарской царице - белом лебеде. Старинные захоронения булгарского периода на территории Чувашии, хранят незабвенную историю наших предков. Подтверждением тому являются научно полевые исследования чувашских и татарских ученных. Батыревская энциклопедия составленная ученными и краеведами Чувашии на 233 ст. гласит - «Тигашевское городище. Остатки болгарского феодального замка Х-ХП вв. Находятся на западной окраине д.Тигаше­во, на правом берегу старого русла р.Булы. С севера границей памятника является старица р.Булы, с юга- дорога Именево-Тигашево. Площадь городища около 2 га. Первое описание городища произведено в 1948 г. Раскопки производшгись в 1956 г. Чувашской археологической экспедицией. Ма­териалы хранятся в Чувашском национальном музее. Особый интерес представляет система укрепления. Городище окружено кольцом из 4 валов и 3 рвов. Внешнее кольцо валов - земляная насыпь, перед ней имеется ров, который заливали водой через приток, текущий из озера и являюшийся продолжением рва. Второй ряд валов, наиболее мощный. Все валы соединялись в северной и северо-западной части городища. Ворота в первом валу располагались в юго-восточной части, во втором - в южной, в третьем - в западной. Таким образом, противник, врываясь в первые ворота и поворачиваясь ко второй, с боку оказывался незащищенным при фланговом обстреле со второго вала. Воины, поворачиваясь направо, попадали в тупик. Тигашевское городи­ще контролировало течение р.Булы, которая в древности была частью торгового пути из Волжской Болгарии в Киев. Тигашевские и другие Болгарские селища нащей местности. Кроме Тигашевского городища - военного укрепления Волжской Болгарии в нашей местности имеются селища болгар и местопребывания их и в других населенных пунктах. Например, в окрестностях д.Ти­гашево - три болгарских селища, в Яншихове - два, в Именеве, Старых Тойсях и Новом Ахпердине по одному болгарскому селищу. В татарском селе Шыгырданах - болгарских селищ - два. Болгарских местопребываний также обнаружено несколько, одно из них в д.Бахтигильдино. Надо заметить, археологические раскопки на территории района на предмет исследования проживания здесь в далекой древности произведены лишь частично, не в полном объеме».

Седая история совместного проживания предков современных чуваш и татар, сплетение культуры, традиций, языка, литературы, искуства и музыки и сегодня оказывают огромное влияние и укрепляют братскую дружбу наших народов и связывают нас единой судьбой в объятиях Великой России. Вот уже более четырнадцати столетий – Хвала Всевышнему Творцу – священная земля наших предков озарена животворящим светом истинной и благословенной веры в Ислам – одну из трех мировых религий, внесшую значительный вклад в становление и развитие всей человеческой цивилизации. Примечательно, что впервые к непреходящим истинам Ислама древние булгары – предки ряда поволжских народов, в том числе и чувашей, осевших на землях восточнее реки Ветлуги – имели счастье приобщиться еще в первые века хиджры при жизни Посланника Аллаhа – Пророка Мухаммада (саллаллаһу алейһи ва саллям), направившего, как свидетельствуют предания, дошедшие до наших дней, еще в девятом году хиджры, 9 рамазана на берега великой Волги своих трех асхабов (сподвижников) (радыйаллаһу анһум). Их звали Абдрахман ибн Зубаер, Зубаер ибн Җәгъдәһ, Талха ибн Гусман. Смиренно по воле Всевышнего Аллаhа они доносили до людей духовные истины новой веры и занимались врачеванием. Известно также, что один из асхабов – Зубаер ибн Җәгъдәһ прожил в Булгарах 25 лет и был похоронен в Булгарах, а его могила, находившаяся близ Малого минарета, сохранялась вплоть до XVIII века. Как повествуют предания, убедившись в чудотворной силе проповедей асхабов, царь булгар Айдархан решился обратиться в Ислам. Вместе с ним свет истиной веры восприняли ближайшее его окружение и часть подвластного ему населения. Это было первое в истории массовое добровольное принятие Ислама, народом иной не арабской национальности и тем более примечательно, что это произошло еще при жизни Посланника Аллаhа (с.а.с.). Спустя три столетия, 12-го мухаррама 310 хиджры, правитель Булгар Алмасхан ибн Салкихан принял у себя большую делегацию богословов, учителей и строителей под руководством Сусана ар-Расиби, направленную багдадским халифом. В составе делегации был известный историк Ахмад ибн Фадлан, описавший это путешествие в своей книге «Рисалят ибн Фадлан». По этому случаю 16-го мухаррама 310 г. хиджры (май 922 г.) был проведен всенародный курултай булгарского народа и официально оглашено решение о всенародном, добровольном принятии Ислама как государственной религии Великих Серебряных Булгар. Вместе с тем, историки подтверждают, что еще задолго до прибытия посольства из Багдада немалая часть булгарского народа уже исповедовала исламское вероучение ханафитского мазхаба, благодаря своим тесным связям с братскими народами Мавараннахра – Средней Азии. Об этом, например, отмечал в своей книге ибн Фадлан, утверждавший, что во многих городах и селениях булгар есть мечети и медресе, а в главном городе северного государства, в его Соборной мечети совершаются пятничные намазы. Тем не менее, многие ученые сходятся во мнении, что только после провозглашения исламской веры официальной религией Волжской Булгарии в конце IX – начале X вв. было положено начало становления первого в Европе мусульманского государства и развитие его религиозно-правовой системы, воплощаемая в юридической практике. Как известно, владения этого государства простирались в те далекие времена по всему среднему Поволжью, охватывая территорию современного Татарстана, Чувашии, Башкортостана, Оренбургской, Самарской областей и ряд других окрестных земель. А древним булгарам в свою очередь было суждено сыграть особую роль в утверждении Ислама среди народов, проживавших на северо-востоке и просторах Сибири. Впоследствии интегрирующая роль Ислама положительно сказалась на развитии экономических и культурных связей всех народов средневекового Волго-Камского региона. А, кроме того, именно с Исламом после падения Булгар многие народы современного Поволжья связывали свою этнокультурную идентификацию, благодаря чему сумели сохранить особенности своих национальных культур и традиций. Ни русичи, ни булгары не были замкнутыми этническими системами. И что характерно, традициям мирного сосуществования разных народностей в составе одного государства способствовали развитые религиозные системы – православие на Руси и ислам в Волжской Булгарии. Полиэтничность этих государств влекла за собой многообразие жизненных укладов и традиций, многоцветье культур, способствуя в то же время их сохранению и преумножению. Дата официального и добровольного принятия Ислама как государственной религии в Древних Булгарах отмечается ежегодно с участием всех региональных духовных управлений, национальных и общественных организаций мусульман нашей страны.

Начиная с 1989 года ЦДУМ России, под руководством Верховного Муфтия Талгата хазрат Таджутдина ежегодно проводит массовые мероприятие «Изге Болгар җыены” в катором активное участие принимают и мусульмане Чувашии. Благодаря инициативе первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева в последнее время на месте столицы Булгар ведутся активные реставрационные работы по постепенному восстановлению главной Соборной мечети и других археологических памятников этого древнего городища. Шахри Булгар, являющегося для всех правоверных нашей страны священным местом, намечено воссоздать как полноценный Духовный центр мусульман России. Там планируется создание историко-мемориального духовного комплекса, а также открытие центра подготовки кадров мусульманского духовенства, который, как мы надеемся, со временем станет достойными продолжателем дела наших далеких предков. А мы вправе гордиться ими! Ведь многие поколения мусульман, несмотря на множество серьезных испытаний и глобальных потрясений выпавших на их долю, сумели бережно сохранить ниспосланные Всевышним духовно-нравственные ценности. На протяжении многих веков наши предки по крупицам собирали земли своей Отчизны, оставив нам в наследство необъятные просторы и огромные природные ресурсы. Но державное величие России крепло и преумножалось, прежде всего, благодаря духовному богатству сплоченного воедино многонационального и многоконфессионального народа. Именно духовные ценности и способствовали развитию братских уз, поддержанию толерантных отношений и сохранению всего многообразия уникальных самобытных культур народов, самой судьбой сведенных в единое полиэтническое общество, представляющую сегодня могучую державу мира. Россия стала поистине Ноевым ковчегом, собравшим воедино под мирным небом Родины всех чад своих, которые веками переживали вместе и радости и невзгоды, вместе строили и защищали единую Отчизну. Вера во все времена была и остается насущной потребностью духовно-нравственного мира каждого человека. Именно она формирует полноценного члена общества, живущего осмысленно и одухотворенно, осознающего нравственное измерение своих слов и дел. Верша сегодняшнюю историю страны, мусульмане России своим подвижническим трудом и примером вносят значимую лепту в сокровищницу благих дел, побуждая в сердцах и душах своих соотечественников стремление к неустанному духовному совершенству и созиданию, приносящему пользу не только себе и ближним, но и равно своему Отечеству.

Мусульмане Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью многонационального российского народа, как и все другие его представители, внесли свой достойный вклад в укрепление могущества и процветание своей страны. Несмотря на сталинские репрессии и тысячи поруганных и разрушенных храмов и мечетей, мусульмане вместе со всеми своими соотечественниками грудью встали на защиту Отчизны от нашествия фашисткой Германии, не щадили своей жизни во имя Родины и Великой Победы над вероломным врагом, 65–летие которой народ нашей великой державы с гордостью отметил в этом году. Вторая по численности конфессия России, благодаренье Всевышнему, одна из первых укоренилась на священной земле наших предков. Cегодня ислам исповедует около 12,5% населения Российской Федерации - на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Республике Марий Эл, в Сибири, Астраханской, Саратовской, Самарской, Пермской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской, Рязанской и других областях, а также в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах. Сегодня Ислам – одна из самых многочисленных и почитаемых традиционных конфессий в нашей стране. Ее приверженцы принимают полнокровное участие во всех сферах жизнедеятельности нашего государства, своим неустанным трудом внося значимую лепту в сокровищницу благих дел, побуждая в сердцах и душах наших соотечественников стремление к светлому преображению и неустанному духовному совершенству. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия. Из года в год растет вклад российских мусульман в духовную и культурную жизнь. Растет удельный вес мусульман в экономической и политической жизни страны. Ибо, как сказано, в Священном писании нашем: «..и помогайте друг другу в добре и благочестии, но не сотрудничайте во зле и вражде…» (Сура 5 аят 3)». Сопричастные духу времени, мы, мусульмане России, видим главную и весьма ответственную задачу своей духовно-просветительской миссии в утверждении высших нравственных идеалов. И в этом, хвала Всевышнему, сегодня мы находим заинтересованное понимание и действенную поддержку со стороны руководства нашей страны и нашей Республики. Уверовав в Единого Бога и поклоняясь Ему, мы, мусульмане России, продолжаем эстафету незыблемой духовной преемственности, веками выстраданную нашими предками. Подвижническим претворением духовно-нравственной миссии, неустанным трудом своим и терпением мы привносим свою лепту в дело строительства цельного и гармонично развитого общества. Мы хорошо осознаем, что от консолидации конструктивных усилий всех здоровых сил общества, от отлаженного и продуманного соработничества государственных структур, общественных и религиозных организаций зависит в конечном итоге нравственное здоровье нации, а значит и результаты задуманных реформ, будущее государства, будущее народа. И ради этого правоверное сообщество нашей страны, стремится донести непреходящие духовные ценности своей культуры последующим молодым поколениям. Ведь на любви к Богу и Отечеству зиждется наша искренняя вера, вдохновляющая и подвигающая нас вместе с последователями других традиционных конфессий нашей страны на добрые созидания во имя светлого будущего нашей державы – великой России! Да укрепит нас Милосердный Творец и дальше в неустанном служении Отчизне, миру и стабильности на Земле! К этому нас призывали и наши великие предшественники – духовные наставники и улемы. Продолжая многовековые традиции, российские мусульмане и сегодня сохраняют и поддерживают контакты со всем арабо-мусульманским миром, реализуя духовные связи с зарубежными единоверцами, составляющими четверть численности всего современного человечества. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, выступая в Каире на встрече с постоянными представителями стран-членов Лиги арабских государств: «Наша страна сама по себе является органичной частью этого мира: ведь российские мусульмане – это около 20 миллионов наших граждан». При этом, выступая надежным евразийским мостом доверия, соединяющим исламскую Умму и нашу многонациональную державу, российские мусульмане стремятся и в международных делах, выступать проводником идей сохранения мира и дружбы. Осуществляя межисламские международные связи, мы решительно выступаем с осуждением терроризма и экстремизма, как чуждых Исламу явлений и призываем своих зарубежных собратьев консолидировать усилия по их недопущению.

Нам сегодня отрадно отметить, что курс на сближение с мусульманским миром становится в современной России одним из главных приоритетов ее внешнеполитической деятельности. Нас не может не радовать и то, что наше государство занимает конструктивную позицию по отношению ко всем острым ситуациям в странах Ближнего Востока, выступая гарантом мира и стабильности в этих регионах. Мы, мусульмане России, также не можем оставаться в стороне от злободневных проблем наших зарубежных собратьев и потому всецело поддерживаем идею политического руководства нашей страны по проведению в Москве Международной конференции по Ближнему Востоку. Мы уверены, что итоги работы этой конференции будут иметь немаловажное значение и позитивные последствия для процесса установления и поддержания мира, безопасности в этом хронически многострадальном регионе. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Мы стремимся к тому, чтобы духовно-нравственный потенциал Ислама занял подобающее ему место в жизни современного российского общества. А потенциал этот огромен. И, что очень важно, в полной мере соответствует потребностям нашего общества, страдающего от бездуховности, засилья насилия и преступности, и многих других разрушительных человеческих пороков. И не секрет, что там, где духовно-нравственное наследие воспринято людьми как высшая ценность наблюдается много лучшее отношение к труду, не проявляются таких острых социальных недугов, как наркомания и алкоголизм, нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей, не увидишь сотни заброшенных селений, заколоченных домов и незасеянных земель. Более того. Я уверен, что потенциал духовно-нравственных ценностей ислама способствует формированию России как особой цивилизации. Вот, например, как об этом высказывался один из видных евразийцев Петр Николаевич Савицкий: «Действием ли примера, привитием ли крови правящим магометане дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество - становиться могущественной» державой. Далее он подчеркивал, что мусульмане способствовали «государственной организации России», формированию русского духовного своеобразия, «стержень которого русское благочестие». Они «своим примером привили ей навык могущества», - писал П.Н. Савицкий. Другой евразиец князь Николай Трубецкой отмечал, что «в таких важнейших функциях (российского) государства, как организация финансов и почтовых сообщений магометанское влияние было решающим». Сегодня нет сомнений, что многовековое сотрудничество мусульман, христиан, людей других вероисповеданий на просторах нашей общей Родины, способствовало взаимообогащению национальных культур различных народов, формированию этнической и конфессиональной толерантности, умения ставить общие цели и сообща добиваться их достижения, то есть тех качеств, которые особенно нужны нашему обществу и в настоящее время.

Уважаемые участники конференции! Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что в различных государственных образованиях периода IX — первой половине XVI вв., где Ислам был государственной религией и официальной идеологией, он развивался в рамках, складывающихся в них социально-экономических и политических условий. Однако, выработанная в этих государствах религиозно-правовая система ханафитского мазхаба гибко адаптировалась в соответствии с государственными потребностями, сглаживая конфессиональные и узаконивая региональные различия. Вот почему и мы, как я в этом глубоко убежден, унаследовав преемственность социокультурных, религиозных и правовых традиций наших предков, должны сделать все от нас зависящее, чтобы во главу угла современной жизни России воплощалась идея соборной общности народов. Вокруг этого основополагающего политического стержня, на мой взгляд, и должна выстраиваться закономерность дальнейшего исторического движения российского общества. И только сообща общими усилиями власти, традиционных конфессий и всего гражданского общества мы сможем осуществить эту важнейшую миссию. Только сообща мы можем помочь государству не только сохранить полноценный духовный мир человека и общества, но и содействовать процветанию и могуществу нашей великой Родины. Хочу пожелать всем участникам нашего Форума преумножать усилия в реализации этой поистине важнейшей исторической задачи! Я искренне надеюсь что, площадка конференции «Шыгырданские чтения» будет действенным вкладом в деле изучения и популяризации нашей общей истории и культуры. Ассаляму алейкум, ва рахматуллахи, ва баракятихи! Спасибо за внимание.

 

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика