Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
Начавшаяся в Среднем Поволжье во второй половине XVI столетия христианская миссия в XVIII веке приобрела поверхностный и формальный характер, что привело к отпадению новокрещенных чувашей, черемисов и татар от веры. По мнению Казанского архиепископа Амвросия, а затем и его преемника по кафедре Филарета, главными проблемами миссии признавались отсутствие переводческой деятельности и основательной языковой подготовки духовенства в приходы с нерусским населением. Кадры духовенства, в основном, готовились из представителей русского населения.
Большую роль в подготовке духовенства играла Казанская Духовная Семинария. В 1816 году чебоксарские священники обратились архиепископу Амвросию и отмечали, что их дети не имеют возможности учиться в семинарии, поскольку добираться в Казань трудно. Поэтому они просили архиепископа Амвросия открыть в Чебоксарах низшее духовное училище.
Архиепископ Казанский благосклонно отнесся к предложению чебоксарских священников и 26 апреля 1816 года по его распоряжению и утверждению в Чебоксарах было организовано уездное духовное училище.
24 сентября 1818 года архиепископ Амвросий утвердил доклад Правления Казанской Духовной Семинарии о назначении смотрителем Чебоксарского духовного училища иеромонаха Нафанаила (Репьева). Торжественная церемония открытия духовного училища состоялась 26 ноября 1818 г. Преподавательский состав включал семь человек - смотритель, четыре педагога уездного училища и два учителя приходского училища. К тому же все преподаватели были священнослужителями чебоксарских храмов.
Большинство выпускников Чебоксарского духовного училища работало на ниве народного образования в одноклассных церковно-приходских школах, хотя многие впоследствии продолжили духовное образование в семинариях и академиях. Так, выпускниками Чебоксарского духовного училища были известный ученый-просветитель чувашского народа В.К. Магницкий, профессор Казанской Духовной Академии и приват-доцент Казанского Университета Н.В. Никольский.
В 1914 году Европу опалил пожар Первой мировой войны. В связи с обострением ситуации на фронте и всеобщей мобилизацией были закрыты многие учебные заведения. Чебоксарское духовное училище закрыли в начале 1916 года. Учебный процесс был прерван почти на 80 лет. После потрясений февраля, а затем и октября 1917 года в здании Чебоксарского духовного училища разместился батальон местного гарнизона чрезвычайного комитета. В мае 1922 года это здание занял Рабфак с четырехлетним сроком обучения. Уже в послевоенные годы здесь разместили общежитие хлопчатобумажного комбината.
В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия в Советском Союзе произошли радикальные изменения в отношении к Русской Православной Церкви, которые открыли для Нее новые возможности. В стране стали восстанавливать поруганные обители и храмы, появились воскресные школы; церковные деятели получили доступ к средствам массовой информации, были открыты богословские школы. Так, на заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия II 16 июля 1995 г. было решено открыть в г. Чебоксары Епархиальное Духовное училище со сроком обучения два года. Ректором был назначен настоятель церкви Воскресения Христова г. Чебоксары протоиерей Михаил Иванов, кандидат богословских наук.
По благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы духовное училище было размещено в стенах возрожденного Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары, в здании бывшего Дома крестьянина. К преподаванию в училище были привлечены священнослужители чебоксарских храмов, которые имели специальное богословское образование и закончили в свое время Московские, Ленинградские и Одесские духовные школы.
Запросы жизни требуют от учащихся, будущих церковных пастырей, широкого богословского образования для просвещенного руководства верующих. Требования к поступающим в богословскую школу высоки, а не все имеют богословскую подготовку. Чебоксарское Епархиальное Духовное училище призвано дать объем начальных богословских знаний и является начальной ступенью духовного образования. В его учебный план входят следующие предметы: Священная История Ветхого Завета, Священная История Нового Завета, Катехизис, Литургика, Общая церковная история, История Русской Православной Церкви, Церковнославянский язык, русский язык, чувашский язык и Церковное пение. В связи с перестройкой плана обучения в Духовном училище с двух лет на три года, произошедшей в начале нового 2001/2002 учебного года, стали преподаваться Догматическое богословие, Нравственное богословие, Основное богословие, Гомилетика, Практическое руководство для пастырей, Сектоведение, Патрология, История религий, История региональной Церкви и английский язык. Совсем недавно обучение в училище стало четырехгодичным.
По окончании этого цикла дисциплин, который вполне удовлетворяет требованиям среднего духовного образования, воспитанники училища могут принимать священный сан. В организации своих учебных программ и учебных занятий Чебоксарское Духовное училище следует по пути Московских духовных школ. Училище имеет живую связь с Московскими Духовными Академией, Семинарией, Иконописной и Регентской школами, ведь две трети педагогического состава училища являются выпускниками Московских духовных школ.
Уже 15 лет возрожденное Чебоксарское Епархиальное Духовное училище готовит пастырей Церкви. Не один десяток его выпускников трудится на приходах Чебоксарско-Чувашской и других епархий Русской Православной Церкви. Многие выпускники продолжают своё богословское образование в Московской и Петербургской духовных академии и семинариях, Казанской и Нижегородской духовных семинариях.