БОГОЛЮБИВЫМ ПАСТЫРЯМ, ЧЕСТНОМУ ИНОЧЕСТВУ
И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ЧЕБОКСАРСКО – ЧУВАШСКОЙ ЕПАРХИИ
«Се время приближается спасения нашего,
готовися вертепе, Дева приближается,
родити... Услышите горы и холмы и
окресные страны... яко грядет Христос, да
спасет человека, его же созда...».
(нед. свв. Отцев, стихира стиховни)
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ,
БОГОЛЮБИВАЯ ПАСТВА, ОТЦЫ, ЧЕСТНЫЕ ИНОКИ И ИНОКИНИ,
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Празднуя праздник Рождества Христова, мы вспоминаем ту рождественскую ночь, когда Превечный Бог, «Его же воинства небесная славят и трепещут херувимы и серафимы» по неизреченной Своей любви к нам рождается в убогой Вифлеемской пещере, принимает нашу бренную плоть, становится единым от нас (Флп. 2, 7), чтобы нас, грешных и неверных, возвести к небесной горе и не только вернуть нам утраченное грехопадением, но дать гораздо большее - обожить наше существо.
«Днесь Ангелы Рожденному дивятся» и славословят Его неизреченное благословение к падшему роду человеческому, запятнавшему некогда в Эдеме печать Божественного своего первородства.
Воплотившийся Единородный Сын Божий возвел человеческое естество из бездны его падения на высочайшую ступень славы, возвестил миру милость Божию, всем земнородным отверз вход к Отцу Небесному.
Хотя пришествие в мир Богомладенца совершается принятием Им естественной человеческой плоти, однако мир уже с первых дней не остался равнодушным к Его появлению. «Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему» (Мф. 2, 2), - говорили волхвы с востока иерусалимцам, горя желанием узнать от них, где находится Рождшийся Богомладенец, и в Его Лице поклониться Спасителю Мира.
Вифлеемские же пастыри «приидоша поспешшеся, и обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца, лежаща в яслех... славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша, якоже глаголано бысть к ним». (Лк. 2, 16-20).
Слух об этом встревожил царя Ирода и весь Иерусалим с ним. И Ирод, собрав всех первосвященников и книжников, вопрошаме у них: «Где Христос раждается?» (Мф. 2, 3-4).
Не осознавая своего отношения к славному явлению во плоти Сына Божия, мир, своим двойственным волнением, выполнил мессианское свидетельство о Его Божественном явлении в мире. В этом свидетельстве величественно и глубоко раскрылась духовная мудрость волхвов востока в их искании «Рождшегося Богомладенца», принесших Ему свои дары. В их мудрости раскрывается разум Богопознания, что земная жизнь человека – это лишь путь искания жизни вечной; что все временное должно послужить человеку для приобретения возвышенного, вечного, приводящего его к Богу.
Святая Церковь учит нас: «Сего бо ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акафист Божией Матери, кондак 8). Что же требуется от нас, чтобы принесенная свыше Сыном Божиим благодать была для нас спасительной? Для этого необходима искренняя глубокая вера в Сына Божия, в Евангелие. Для этого необходимо осознание своего недостоинства, истинное покаяние в грехах, исправление всей нашей жизни. Благодать Свою Господь подает нам в Святых Таинствах Церкви. Поэтому мы должны жить активной церковной жизнью, исполняя заповеди Божии. Чтобы приблизиться к Богу, нам необходимо стяжание добродетелей: христианская любовь ко всем без исключения людям, честное отношение к своим обязанностям, воздержание, чистота и непорочность, правдивость, простота и незлобие сердца.
Святая Церковь Христова всегда, и в дни преславного Его пришествия в мир, взывает к нашей совести, дабы мы проходили свой земной путь не в подражание узким, эгоистичным целям, из-за которых мир познал столько неправд и бедствий, столько ненужных человеческих жертв, лишь оскверняющих образ Божий в человеке и вытесняющих все святое из сердца человека.
Нам известны и призывы Святых Отцов к тому, чтобы каждый христианин всеми своими силами стремился подражать Господу Иисусу Христу – новому Адаму, совершенному в духовной борьбе и в достижении победы над духовной смертью, которую апостол Павел называет нашим «последним врагом» (1 Кор. 15, 26).
Но как и с чего начать человеку, особенно молодому человеку в юном возрасте, свое восхождение к Богу? Как совместить в земной жизни всю ширь Небес и величие Вечности с горизонтом нашей повседневности и с тщетностью житейской суеты? Не- случайно мы задумываемся об этом сегодня, когда начинается Новый год благости Божией.
И как всегда, ответ на этот вопрос мы находим в Святой Библии. «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33, 15). Подобно Рождественскому славословию Ангелов, эта заповедь является самым совершенным педагогическим правилом и для юноши, и для старца, и для малыша, и для его родителей.
Делать добро – это наше христианское призвание в мире людей. Вот почему, становясь старше, наши дети должны видеть перед собой примеры доброделания и в семье, и в обществе, чтобы смолоду учились любви к Богу и к человеку. Они могут с деятельной и молитвенной помощью старших научиться различать добро и зло и выбирать первое, уклоняясь от зла. Тем паче, что в детях более развиты естественные чувства правды и справедливости, милосердия и сострадания, которые хотя и могут забываться с годами, но оказываются все более востребованными по мере возрастания человека.
Возлюбленные о Господе, дорогие братья и сестры!
В эти Рождественские дни мы стремимся принести в дар Богомладенцу Христу горячую молитву, сердечное раскаяние в грехах, твердое намерение жить праведно и благочестиво, а также -добрые дела благотворительности, свидетельствующие о нашем намерении служить Богу.
Уповая на помощь Божию, будем надеяться, что все доброе в минувшем году послужит к возрождению Святого Православия на нашей земле в грядущем лете благости Божией.
От всего сердца благодарю духовенство, монашествующих и мирян нашей богоспасаемой Чебоксарско-Чувашской Епархии за усердные труды во славу Божию, на благо Святой Православной Церкви и ее народа. Верю, что Господь поможет нам пройти все испытания и дарует всем благоденственное и мирное житие.
Минувший год Божией милостью был ознаменован для Чебоксарско-Чувашской Епархии и для всего чувашского народа таким важным событием, как завершение полного перевода и издание Библии на чувашском языке. Народ Чувашии – это второй народ нашей необъятной России после русского, имеющий Библию на родном языке.
Божией милостью в уходящем году мне еще раз посчастливилось посетить Святую Землю. Совершая Божественные Литургии у всех Святых мест, я с радостью и трепетом, благодарным сердцем молился в Вифлееме, где родился Богомладенец Христос, о мирном , добром, здравом житии, моя богоспасаемая паства.
И мы, празднующие ныне Рождество Создателя и Спасителя нашего, ищущие правды и милости Божией, приблизимся к Нему всем существом своим, предадим Ему разум и сердце, волю и нашу душу, и саму нашу жизнь. К нам Господь пришел на землю, и мы устремимся к Нему на небо.
Призываю на всех вас благословение Рождшагося Богомладенца Христа, и да пребывает оно во вся дни вашей жизни.
Христос Рождается Славите!
Божией милостию, смиренный ВАРНАВА,
Митрополит Чебоксарский и Чувашский
Рождество Христово 2010/2011 г.г. г.Чебоксары