Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://culture.cap.ru
История Чувашского государственного театра кукол - это история становления и развития театрального искусства в Чувашской Республике, это замечательные судьбы талантливых кукольников: артистов, режиссеров, художников, стоявших у истоков образования театра кукол, среди которых особо следует отметить заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики М.К.Антонова (1923-2003), заслуженной артистки Узбекской ССР Л.А.Шаковой (1928), заслуженного артиста РСФСР, заслуженного наставника молодежи ЧАССР М.А.Алексеева (1917-1995), заслуженной артистки РСФСР В.И.Голубевой (1928), народной артистки ЧАССР М.Г.Бикуловой (1919-1985), заслуженных артистов ЧАССР Е.Е.Орловой (1913-1985), С.Г.Григорьева (1925-1994), А.И.Ильина (1923-1979)/. Их выдающиеся творческие заслуги оставили заметный след в истории национального кукольного искусства, с их именами театр связывает сегодняшние успехи и достижения.
15 апреля 1945 года навсегда вписалось в театральную летопись как официальная дата рождения Чувашского государственного театра кукол. В этот день состоялась премьера спектакля "Три подружки" по пьесе С.М.Мерзлякова. С именем Сергея Макаровича Мерзлякова (1896-1960) связана самая памятная страница истории Чувашского театра кукол. Основатель театра, его первый директор и художественный руководитель, режиссер и педагог - это был необыкновенный, удивительный человек, от природы наделенный многогранным талантом: писал пьесы, ставил их, рисовал эскизы к спектаклям, в которых нередко и сам играл как артист. Увлеченность, самоотверженное служение кукольному искусству, который стал делом всей жизни, и при этом интеллигентность, природная скромность, доброта - таким остался в памяти НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР.
Говоря об истории театра кукол нельзя не упомянуть и имена тех, чья многолетняя деятельность в области театрального искусства неразрывно связана с Чувашским государственным театром кукол. Это режиссеры - заслуженные деятели искусств Чувашии Т.Г. Морева и С.Г.Паланова; художники - заслуженные работники культуры Чувашии В.А.Карпов (1930-1993) и М.И.Арлан; директор - заслуженный работник культуры Чувашии И.Н.Кузнецов. Ратными делами свои имена вписали в историю театра режиссеры Г.И.Амирханян (1940-2000) и К.Е.Дядилин (1956-1995), художник - заслуженный работник культуры Чувашии Л.И.Кадикина.
Сегодня у руля руководства театром стоят два молодых и энергичных лидера - директор Елизавета Абрамова и художественный руководитель, заслуженный артист Чувашской Республики Юрий Филиппов, которые активно работают над созданием благоприятного климата творческой атмосферы в коллективе.
В творческой политике театр продолжает сложившиеся традиции, обращаясь к произведениям чувашских драматургов, к классическому наследию мировой детской драматургии, к пьесам современных авторов. За 60 лет на сцене театра получили свое рождение более двухсот полноценных спектаклей, кукольных шоу и концертных программ, многие из них вошли в "золотой фонд" Чувашского государственного театра кукол, которые в разные годы украшали театральную афишу, у многих спектаклей была завидно долгая сценическая судьба. Среди них: "Три подружки" С. Мерзлякова, "Гусенок" и "Волшебная лампа Алладина" Н. Гернет, "Конек-Горбунок" по П. Ершову, "Краса Ненаглядная" Е.Сперанского, "Чертова мельница" И.Штока, "Аленький цветочек" И.Карнауховой и Л.Браусевича, "Сэмбо" Ю. Елисеева, "РВС" по А. Гайдару, "Волшебник Изумрудного города" по А. Волкову, "Солнечная вышивка" М. Юхмы, "Выйди, выйди за Ивана!" Н. Айзмана, "Оказия" и "Когда расцветает черемуха" И. Максимова-Кошкинского, "Нарспи" по К. Иванову, "Незнайка" по Н. Носову, "Гадкий утенок" по Г.-Х. Андерсену, "Золушка" по Ш. Перро, "Волк и семеро козлят" Л. Ралчева, "Сыграем в Красную Шапочку" В. Бусаренко, ":Прости мой зеленый, весенний вечер:" по стихам М.Сеспеля, "Улып" по Х.Сюину и многие другие.
Обширна география гастрольных маршрутов чувашских кукольников за пределами республики: Польша, Болгария, Англия, Дагестан и Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Украина и Белоруссия, Эстония и Литва, Хакасия, Узбекистан, Татарстан, Марий-Эл, Архангельская, Астраханская, Ульяновская, Самарская, Нижегородская области, города "Золотого кольца" России и другие.
В пору своего 60-летия Чувашский государственный театр кукол (один из шести профессиональных театров Чувашской Республики) пребывает в хорошей творческой форме. В 1996 году за заслуги в области театрального искусства коллектив стал лауреатом Молодежной премии Чувашии им. М.Сеспеля. С 2001 года театр - член Международной ассоциации деятелей театров кукол - УНИМА, с 2003 года - Всероссийской ассоциации "Театр кукол - 21 век". Зрелость труппы, ее актерское мастерство позволяют держать высокую планку профессионализма и не снижать ее на протяжении последних десятилетий. За годы творческой деятельности театр получил признание как у себя в республике, так и за ее пределами. Отчасти этому способствовало участие творческого коллектива в международных и всероссийских фестивалях театров кукол, где чувашские артисты демонстрировали свое мастерство, достойное международного уровня, новаторство режиссуры и самобытность национальной драматургии, вызывая зрительский интерес к чувашской культуре.
Уже в первые годы становления и развития театр принимал участие в конкурсах и фестивалях: в 1946 году - во Всероссийском смотре детских театров кукол /по итогам смотра артисты Чувашского театра кукол М.З.Семенова, М.А.Алексеев, И.А.Антонов были премированы денежным вознаграждением Приказом Комитета по делам искусств при СМ РСФСР/; в 1971 году - в фестивале театров кукол Поволжья в г.Горький /актриса Л.Маркова-Кановалова награждена дипломом фестиваля за исполнение двух ролей возрастного плана в спектакле "Выйди, выйди за Ивана!" Н.Айзмана/.
Успешное выступление артистов на VI Международном фестивале театров кукол "Ян Бибиян" в 1998 году в болгарском г.Силистра со спектаклем "Волк и семеро козлят" Л. Ралчева, победа в номинации "Лучшая мужская роль" открыло новую страницу в современной истории театра. Начало двадцать первого столетия для творческого коллектива Чувашского государственного театра кукол ознаменовалось участием в ряде международных и всероссийских фестивалей театров кукол, на которых актеры театра не раз становились дипломантами и лауреатами, завоевывали победы в различных номинациях. Так, 2001 год - IV Всероссийский фестиваль театров кукол "Муравейник" в г. Иваново со спектаклем "Сыграем в Красную Шапочку" В. Бусаренко /первая премия в номинации "Лучшая женская роль", победа в номинации, учрежденной средствами массовой информации "За АХ!"/, 2002 год - фестиваль "Дни российских кукольников" в г. Паневежис (Литва) со спектаклем "Захотелось кукле замуж" по пьесе известной чувашской поэтессы Р. Сарби, 2003 год - Международный эколого-этнический фестиваль национальных театров кукол "Чир-Чайаан" в г. Абакан (Хакасия) со спектаклем "Девушка на луне" Р.Сарби, VI Международный фестиваль театров кукол "Лагаминас" в г. Паневежис (Литва) со спектаклем "Улып" по чувашскому героическому эпосу Х. Сюина, 2004 год - фестиваль театров кукол Поволжья в г. Ульяновск со спектаклем "Улып", I Международный интернет-фестиваль театров кукол "Кугу Сорта" в г. Йошкар-Ола (Марий Эл) со спектаклем "Улып" / звание лауреата второй степени, особая оценка международного жюри/, 2005 год - VI Международный фестиваль театров кукол "Муравейник" в г.Иваново со спектаклем "Мираж" Г.Азама (особый приз гостей фестиваля из Австрии). Ближайшие планы театра - фестивали, фестивали, фестивали: Самара, Белгород, Казань, Йошкар-Ола, Набережные Челны.
Сегодня Чувашский государственный театр кукол - без преувеличения сказочный волшебный мир, куда приходят и дети и взрослые душевно отдохнуть, получить приятные эмоции в окружении магической театральной ауры. Компьютерные салоны, заполонившие современный мегаполис и все больше занимающие детские умы, не могут заменить живого общения, что дает театральная сцена с ее эмоциональным воздействием. В непростое время, когда безнравственность и бездуховность молодежи становятся проблемой современного общества, наш вечно молодой театр, как "врачеватель" ранимых детских душ, несет в своем прекрасном творчестве доброе семя нравственно-эстетических основ в воспитании подрастающего поколения.