Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2005.03.05 Надежда Алферова: "И взрослые играют в куклы!" //Советская Чувашия

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://culture.cap.ru

Одни признают ее талант без сомне­нии, другие - с ого­ворками... Третьи называют «пре­красной клоунес­сой». Она - клубок противоречий, сочетание взаи­моисключающих качеств. Однако любви к ней детей, приходящих в сказ­ку, не отнять.

Моя собеседница - народная артист­ка Чувашии Надеж­да Алферова, всю жизнь посвятив­шая детям и кук­лам.

 

ДОСЬЕ «СЦЕНЫ»

Надежда Валентиновна Алферова

В Чувашском государствен­ном театре кукол с 1971 года.

Любимые роли: все, а особенно - Волк («Красная Шапочка»), Шакал и Багира («Маугли»), Мама Утка («Гадкий утенок»), Урфин Джюс («Урфин Джюс и его деревянные солда­ты») Баба Яга ("Талисман»), Король, Пьяница, Лиса («Ма­ленький принц»).-.

В 2001 году попробовала себя как режиссер.

Характер непредсказу­емый, может быстро и легко рассердиться и так же успоиться.

Терпеть не может преда­тельства.

Любимая книга: «Три товарища» Ремарка.

Знак Зодиака: Овен.

 

 

- Если бы о вас снимался фильм, с какого сюжета-воспо­минания он начинался бы?

- Мне кажется, сумасшед­шее начало должно быть. Потому что я сама по характеру буйный человек. Так что фильм должен быть динамичным. Не то что ве­селым, а скачкообразным, ска­жем. Актерская жизнь такая.. И, конечно, первые слова были бы о театре.  Он же занимает мою жизнь полностью. Забываешь о семье, о детях... Иногда даже страшно оттого, что дети остают­ся предоставленными самим се­бе. Бывает, приходишь домой, вся в своих мыслях. Ребенок что-то тебе говорит, а ты не слышишь. Понимаю, что это плохо, но...

- Говорят, женщина - это кни­га с бессчетным количеством страниц, прочесть ее до конца невозможно. А вы сколько стра­ниц из своей жизни могли бы раскрыть нашим читателям?

- Совсем  немного.  Слиш­ком уж бурная у меня жизнь, как вулкан. Я открыла бы спокойные, тихие страницы. А таких очень мало. Все время неспокойно: что-то забыла, что-то не так, чувство неудовлетворенности, мало ра­боты... Всякое бывает. В основ­ном рассказывала бы о работе.

- Других-то интересует имен­но закулисье, какая вы в обыч­ной жизни... Дома как себя ве­дете, среди коллег...

-  Когда работаешь, появля­ется динамика. А в обычной жиз­ни более спокойно. Стараюсь не выделяться. Сцена диктует опре­деленное душевное состояние, а дома надо беречь себя для сцены, надо быть спокойнее.

- Вы состоялись как мать - трое сыновей все-таки. Как ак­триса уж точно состоялись - вас знают и в Чувашии, и в других регионах. Если критически от­нестись к себе, как сами оцени­те свою работу?

-  Считаю, что актер никогда до конца не доволен собой. Всег­да хочется большего. Когда начи­наешь работу, над новым спектак­лем, ругаешь себя: «Господи, ка­кая   я   бездарная,   ничего   не получается!» Потом за что-то за­цепишься и говоришь: «Вот это уже интересно». Каждый раз на­чинаешь с нуля. Иногда смотрю, как другие играют, и восхищаюсь: «Как здорово!»

-  Находите время ходить в другие театры, смотреть на ра­боту коллег?

- Обязательно. Это необхо­димо. Много- для себя открыва­ешь. Недавно с удовольствием посмотрела в| Русском драмтеатре спектакль Ю любви». Жаль, в Москву в творческие команди­ровки нет возможности ездить... Приходится довольствоваться те­леспектаклями. Люблю передачи на телеканале «Культура». Не­давно Марину Неелову послуша­ла. Как хорошо она рассказыва­ет... Мне бы так уметь.

- Неужели   правду   говорят: ««Даже если болеешь - сцена вылечивает»?

-  Абсолютно забываешь о болячках. Как выходишь на сце­ну- как будто какое-то включе­ние происходит. И ты - это уже не ты. Сцена сама тебя несет. Ма­ло ли что у тебя дома было или на репетиции, например. Все за­бывается. Это другая жизнь. Осо­бенно когда зал твой. Когда ты его чувствуешь. Это наслажде­ние.

- Детей не обманешь. Они са­мые строгие зрители. Как по­лучается, что ваши персонажи разные? Человек один, голос один...

-  Это и есть работа. Нахо­дишь изюминку - все получает­ся. А бывает, изюминку не нахо­дишь. И страдаешь... Вроде бы знаешь, что «истина где-то ря­дом», а никак...

- Однажды Валентина Талызи­на в одном из интервью призна­лась, что ей было обидно из-за того, что ее не запоминали. За­поминались лишь эпизоды. И кто-то ей сказал: «Не обижайся. Простоты всегда разная...»

-  Себя играть нельзя. Надо быть разной. Талызину я тоже ви­дела. Однажды она рассказала: «Мне режиссер говорит, что я не очень сексуальная, да и по воз­расту не подхожу для роли... А я прихожу к нему и говорю с при­дыханием: «Так, я очень сексу­альная... Я еще вот как умею. За­кройте дверь, я буду вас соблазнять...» Все мы думали, что она рассказывает случай из своей жизни. На самом деле это был монолог. Смогла бы я так? Даже не знаю.

- «Три поросенка» выставлены на конкурс «Узорчатый занавес» в номинации «Лучший спектакль года». Это уже не первый спек­такль, режиссером которого вы являетесь? Как чувствуете себя в такой роли?

- «Самый большой друг», «Мороз Иваныч», «Три поросен­ка»... Режиссер из меня стервоз­ный. Ору на всех. Но, слава богу, актеры понимают. В первое вре­мя они шарахались от меня, прав­да. «Говори-ка потише, сейчас подумают, что ты нас все время ругаешь...» А я отвечаю: «Если я буду говорить тихо, вы будете ти­хо играть. Мне надо, чтобы вы кипели».

- Долго в вас дремала Алфе­рова-режиссер?

- Долго. Вроде бы актер - это тоже режиссер своей роли. Мы - актеры-кукловоды.   Нам надо прочувствовать куклу, что­бы выработать се характер, мане­ру поведения. И все-таки я бы не сказала, что я режиссер. Я актри­са, которая все роли выстраивает, потом собирает в кучу. Быть ре­жиссером очень ответственно. Он должен уметь объяснять и вы­таскивать из актера его способ­ности. А я проигрываю все роли, получается, показываю, чего хо­чу, а не объясняю.

- Каких актеров уважаете: та­ких, кто беспрекословно под­чиняется воле режиссера, или тех, кто пытается настаивать на своем видении роли?

-  Если настаивают в пользу спектакля - поддерживаю. Зна­чит актер работает над ролью, ищет разные варианты. А равно­душных ненавижу.

- Так что все-таки важнее для артиста: школа или опыт?

-  Школа. Не люблю диле­тантов. Это люди, которые где-то что-то нахватали и пользуются этими приемами. Что-то понра­вилось публике - начали и даль­ше использовать этот прием... И появляются штампы. Вот почему не люблю самодеятельность. Она портит актера. Ему не объяснили задачу, внутреннее содержание роли. Как получилось - так и ос­тавили. У каждого педагога своя школа. Ребята поступают учить­ся чистенькими. Из них можно не то что лепить, а скорее, находить в них скрытые возможности.

- Работа в театре кукол специ­фична. В чем видите ее досто­инства и недостатки?

- Недостатков как будто нет вообще. Столько возможностей у театра кукол! В драме не все мож­но использовать. Актер театра кукол - это человек с чувством юмора, в первую очередь. Панто­мима, пластика, умение «играть в куклы»... Теневой театр, черный кабинет... Театр кукол может и психологические вещи ставить, серьезные. У нас и такие спектак­ли есть. Я видела «Любовь, лю­бовь» Декамерона,  «Сильву»... Даже «Мастера и Маргариту» можно поставить.

-  Коллективное творчество... От возможностей самой куклы ведь тоже многое зависит? Вы участвуете в создании кукол?

- Конечно. Приходим к ху­дожнику, предлагаем переделать. А был у нас Владимир Карпов, так его куклы оживали в его же руках - ничего доделывать не на­до. Кукла должна жить, а не прос­то работать.

-  Я замечала, что актеров де­ти даже не видят - их взгляды сосредоточены на персонажах-куклах...

-  У детей абстрактное мыш­ление. Куклы для них более ин­тересны, чем люди. Они же и са­ми играют. Такая у них фантазия... Жалко, когда они взрослеют, пе­рестают верить в сказку... Однаж­ды на гастролях у нас спросили: «Как вы относитесь к тому, что вы, взрослые люди, играете в куклы?» Вопрос, конечно... Я сра­зу сказала: «Положительно! Ура, детство продолжается!»

-  Вы  очень темпераментная женщина. Не могу представить, чтобы вы грустили, бездельни­чали... Откуда столько энергии?

-  Гены, наверное. Дед у ме­ня такой буйный и сильный был, говорят. Его вся деревня боя­лась... Правда, я могу быть раз­ной: и истеричной, и флегматич­ной. Могу хохотать, могу пла­кать. А что касается работы, тут у меня что-то прорывается...

- Эмоциональные затраты нужно восполнять. Ваш рецепт.

- Просто ничего не делаю. Гуляю или в комнате запираюсь и читаю. Музыку слушаю. Обожаю классику, джаз, регги.

- Бывали проблемы при рас­пределении ролей?

- Было и такое.  Когда я чувствую, что роль не моя, стара­юсь отказаться: «Может, я в дру­гом спектакле поработаю?» Хотя жаль роль терять. Дефицит ролен всегда есть.

- А настроение по возвраще­нии домой зависит от только что сыгранной роли?

- Да. Когда мне плохо, мо­им домашним это сразу видно. Становлюсь стервой. Знаю, что плохо себя веду, а ничего' поде­лать не могу. И еще одна ужас­ная черта - я никогда не извиня­юсь. Извиняется сын. Он мудрее меня.

-  Для вас важно, кто в зале? Близкие, друзья пришли, к при­меру...

- Нет, совершенно неважно. Надо всегда играть со стопроцен­тной отдачей.

- Какой   самый   страшный, кошмарный сон артиста?

-  Это когда приходишь в те­атр, а в зале никого нет...

- Желаю вам, чтобы ваши сны были только приятными, а теат­ральный зал пусть будет полон всегда -и во сне, и наяву!

 

Из стихов, присланных на конкурс, объявленный театром кукол в преддверие своего 60-летия

 

Вы спросили у меня,

где я видела слона,

зайца, волка, поросят

и смеющихся ребят...

 

Вы мне скажете: «В лесу,

Где встречаем мы лису.

Поросят - на ферме

У дедушки в деревне».

 

Нет. Была я на спектакле

В детском кукольном театре.

Там над сценою огни

И присутствуют они.

 

Даша ФЕОФАНОВА,

3 «д» класс школы №59 г. Чебоксары.

 

Надежда ИВАНОВА.

 Архивы Чувашии Культурное наследие Чувашии

  Справочник руководителя учреждения культуры Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К. В. Иванова Государственный русский драматический театр Чувашский государственный театр юного зрителя Чувашский государственный театр оперы и балета Экспериментальный театр драмы Чувашский государственный театр кукол

 Министерство культуры Российской Федерации  Архивы России Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика