Одни признают ее талант без сомнении, другие - с оговорками... Третьи называют «прекрасной клоунессой». Она - клубок противоречий, сочетание взаимоисключающих качеств. Однако любви к ней детей, приходящих в сказку, не отнять.
Моя собеседница - народная артистка Чувашии Надежда Алферова, всю жизнь посвятившая детям и куклам.
ДОСЬЕ «СЦЕНЫ»
Надежда Валентиновна Алферова
В Чувашском государственном театре кукол с 1971 года.
Любимые роли: все, а особенно - Волк («Красная Шапочка»), Шакал и Багира («Маугли»), Мама Утка («Гадкий утенок»), Урфин Джюс («Урфин Джюс и его деревянные солдаты») Баба Яга ("Талисман»), Король, Пьяница, Лиса («Маленький принц»).-.
В 2001 году попробовала себя как режиссер.
Характер непредсказуемый, может быстро и легко рассердиться и так же успоиться.
Терпеть не может предательства.
Любимая книга: «Три товарища» Ремарка.
Знак Зодиака: Овен.
- Если бы о вас снимался фильм, с какого сюжета-воспоминания он начинался бы?
- Мне кажется, сумасшедшее начало должно быть. Потому что я сама по характеру буйный человек. Так что фильм должен быть динамичным. Не то что веселым, а скачкообразным, скажем. Актерская жизнь такая.. И, конечно, первые слова были бы о театре. Он же занимает мою жизнь полностью. Забываешь о семье, о детях... Иногда даже страшно оттого, что дети остаются предоставленными самим себе. Бывает, приходишь домой, вся в своих мыслях. Ребенок что-то тебе говорит, а ты не слышишь. Понимаю, что это плохо, но...
- Говорят, женщина - это книга с бессчетным количеством страниц, прочесть ее до конца невозможно. А вы сколько страниц из своей жизни могли бы раскрыть нашим читателям?
- Совсем немного. Слишком уж бурная у меня жизнь, как вулкан. Я открыла бы спокойные, тихие страницы. А таких очень мало. Все время неспокойно: что-то забыла, что-то не так, чувство неудовлетворенности, мало работы... Всякое бывает. В основном рассказывала бы о работе.
- Других-то интересует именно закулисье, какая вы в обычной жизни... Дома как себя ведете, среди коллег...
- Когда работаешь, появляется динамика. А в обычной жизни более спокойно. Стараюсь не выделяться. Сцена диктует определенное душевное состояние, а дома надо беречь себя для сцены, надо быть спокойнее.
- Вы состоялись как мать - трое сыновей все-таки. Как актриса уж точно состоялись - вас знают и в Чувашии, и в других регионах. Если критически отнестись к себе, как сами оцените свою работу?
- Считаю, что актер никогда до конца не доволен собой. Всегда хочется большего. Когда начинаешь работу, над новым спектаклем, ругаешь себя: «Господи, какая я бездарная, ничего не получается!» Потом за что-то зацепишься и говоришь: «Вот это уже интересно». Каждый раз начинаешь с нуля. Иногда смотрю, как другие играют, и восхищаюсь: «Как здорово!»
- Находите время ходить в другие театры, смотреть на работу коллег?
- Обязательно. Это необходимо. Много- для себя открываешь. Недавно с удовольствием посмотрела в| Русском драмтеатре спектакль Ю любви». Жаль, в Москву в творческие командировки нет возможности ездить... Приходится довольствоваться телеспектаклями. Люблю передачи на телеканале «Культура». Недавно Марину Неелову послушала. Как хорошо она рассказывает... Мне бы так уметь.
- Неужели правду говорят: ««Даже если болеешь - сцена вылечивает»?
- Абсолютно забываешь о болячках. Как выходишь на сцену- как будто какое-то включение происходит. И ты - это уже не ты. Сцена сама тебя несет. Мало ли что у тебя дома было или на репетиции, например. Все забывается. Это другая жизнь. Особенно когда зал твой. Когда ты его чувствуешь. Это наслаждение.
- Детей не обманешь. Они самые строгие зрители. Как получается, что ваши персонажи разные? Человек один, голос один...
- Это и есть работа. Находишь изюминку - все получается. А бывает, изюминку не находишь. И страдаешь... Вроде бы знаешь, что «истина где-то рядом», а никак...
- Однажды Валентина Талызина в одном из интервью призналась, что ей было обидно из-за того, что ее не запоминали. Запоминались лишь эпизоды. И кто-то ей сказал: «Не обижайся. Простоты всегда разная...»
- Себя играть нельзя. Надо быть разной. Талызину я тоже видела. Однажды она рассказала: «Мне режиссер говорит, что я не очень сексуальная, да и по возрасту не подхожу для роли... А я прихожу к нему и говорю с придыханием: «Так, я очень сексуальная... Я еще вот как умею. Закройте дверь, я буду вас соблазнять...» Все мы думали, что она рассказывает случай из своей жизни. На самом деле это был монолог. Смогла бы я так? Даже не знаю.
- «Три поросенка» выставлены на конкурс «Узорчатый занавес» в номинации «Лучший спектакль года». Это уже не первый спектакль, режиссером которого вы являетесь? Как чувствуете себя в такой роли?
- «Самый большой друг», «Мороз Иваныч», «Три поросенка»... Режиссер из меня стервозный. Ору на всех. Но, слава богу, актеры понимают. В первое время они шарахались от меня, правда. «Говори-ка потише, сейчас подумают, что ты нас все время ругаешь...» А я отвечаю: «Если я буду говорить тихо, вы будете тихо играть. Мне надо, чтобы вы кипели».
- Долго в вас дремала Алферова-режиссер?
- Долго. Вроде бы актер - это тоже режиссер своей роли. Мы - актеры-кукловоды. Нам надо прочувствовать куклу, чтобы выработать се характер, манеру поведения. И все-таки я бы не сказала, что я режиссер. Я актриса, которая все роли выстраивает, потом собирает в кучу. Быть режиссером очень ответственно. Он должен уметь объяснять и вытаскивать из актера его способности. А я проигрываю все роли, получается, показываю, чего хочу, а не объясняю.
- Каких актеров уважаете: таких, кто беспрекословно подчиняется воле режиссера, или тех, кто пытается настаивать на своем видении роли?
- Если настаивают в пользу спектакля - поддерживаю. Значит актер работает над ролью, ищет разные варианты. А равнодушных ненавижу.
- Так что все-таки важнее для артиста: школа или опыт?
- Школа. Не люблю дилетантов. Это люди, которые где-то что-то нахватали и пользуются этими приемами. Что-то понравилось публике - начали и дальше использовать этот прием... И появляются штампы. Вот почему не люблю самодеятельность. Она портит актера. Ему не объяснили задачу, внутреннее содержание роли. Как получилось - так и оставили. У каждого педагога своя школа. Ребята поступают учиться чистенькими. Из них можно не то что лепить, а скорее, находить в них скрытые возможности.
- Работа в театре кукол специфична. В чем видите ее достоинства и недостатки?
- Недостатков как будто нет вообще. Столько возможностей у театра кукол! В драме не все можно использовать. Актер театра кукол - это человек с чувством юмора, в первую очередь. Пантомима, пластика, умение «играть в куклы»... Теневой театр, черный кабинет... Театр кукол может и психологические вещи ставить, серьезные. У нас и такие спектакли есть. Я видела «Любовь, любовь» Декамерона, «Сильву»... Даже «Мастера и Маргариту» можно поставить.
- Коллективное творчество... От возможностей самой куклы ведь тоже многое зависит? Вы участвуете в создании кукол?
- Конечно. Приходим к художнику, предлагаем переделать. А был у нас Владимир Карпов, так его куклы оживали в его же руках - ничего доделывать не надо. Кукла должна жить, а не просто работать.
- Я замечала, что актеров дети даже не видят - их взгляды сосредоточены на персонажах-куклах...
- У детей абстрактное мышление. Куклы для них более интересны, чем люди. Они же и сами играют. Такая у них фантазия... Жалко, когда они взрослеют, перестают верить в сказку... Однажды на гастролях у нас спросили: «Как вы относитесь к тому, что вы, взрослые люди, играете в куклы?» Вопрос, конечно... Я сразу сказала: «Положительно! Ура, детство продолжается!»
- Вы очень темпераментная женщина. Не могу представить, чтобы вы грустили, бездельничали... Откуда столько энергии?
- Гены, наверное. Дед у меня такой буйный и сильный был, говорят. Его вся деревня боялась... Правда, я могу быть разной: и истеричной, и флегматичной. Могу хохотать, могу плакать. А что касается работы, тут у меня что-то прорывается...
- Эмоциональные затраты нужно восполнять. Ваш рецепт.
- Просто ничего не делаю. Гуляю или в комнате запираюсь и читаю. Музыку слушаю. Обожаю классику, джаз, регги.
- Бывали проблемы при распределении ролей?
- Было и такое. Когда я чувствую, что роль не моя, стараюсь отказаться: «Может, я в другом спектакле поработаю?» Хотя жаль роль терять. Дефицит ролен всегда есть.
- А настроение по возвращении домой зависит от только что сыгранной роли?
- Да. Когда мне плохо, моим домашним это сразу видно. Становлюсь стервой. Знаю, что плохо себя веду, а ничего' поделать не могу. И еще одна ужасная черта - я никогда не извиняюсь. Извиняется сын. Он мудрее меня.
- Для вас важно, кто в зале? Близкие, друзья пришли, к примеру...
- Нет, совершенно неважно. Надо всегда играть со стопроцентной отдачей.
- Какой самый страшный, кошмарный сон артиста?
- Это когда приходишь в театр, а в зале никого нет...
- Желаю вам, чтобы ваши сны были только приятными, а театральный зал пусть будет полон всегда -и во сне, и наяву!
Из стихов, присланных на конкурс, объявленный театром кукол в преддверие своего 60-летия
Вы спросили у меня,
где я видела слона,
зайца, волка, поросят
и смеющихся ребят...
Вы мне скажете: «В лесу,
Где встречаем мы лису.
Поросят - на ферме
У дедушки в деревне».
Нет. Была я на спектакле
В детском кукольном театре.
Там над сценою огни
И присутствуют они.
Даша ФЕОФАНОВА,
3 «д» класс школы №59 г. Чебоксары.
Надежда ИВАНОВА.